Воронин в «Динамо»: За и Против
Корреспондент«Euro-Football.Ru» рассуждает о трансфере украинца
- 15 января 2010, 02:08
- |
- 8052
- 15
«Euro-Football.Ru» посредством рубрики «Pro et Contra» - «За и Против» продолжает знакомить читателей с новичками команд российской Премьер-Лиги. Так уж получилось, что героями предыдущих выпусков были украинские футболисты - Анатолий Тимощук и Сергей Ребров, которые становились чемпионами в составе своих команд, «Зенита» и «Рубина» соответственно. Тут бы провести параллель, которая обрадует болельщиков «Динамо»: Воронин тоже является обладателем украинского паспорта (который он однажды мог, но не захотел обменять на немецкий) и, по совместительству, героем нашей рубрики. Но мы не будем этого делать. Факты, размышления и лёгкий анализ - сплошная информация без домыслов. А Вы, дорогой читатель, уже делайте выводы.
Футболист по призванию
Пожалуй, у Воронина не могло быть другой судьбы, кроме как стать футболистом. Его дед, Иван Фёдорович, не пропускал ни одного матча в Симферополе. На стадион он нередко водил своих детей, один из которых - Виктор Иванович - 21-го июля 1979-го года стал счастливым отцом Андрея. Едва только Воронин-младший появился на свет, Виктор Иванович тут же разослал родственникам телеграмму: «Я родился. Целую всех. Андрюша». Отец с детства баловал и пестовал Андрея, с годика начав приобщать его к игре. Будучи юношей, Виктор Иванович какое-то время был близок к тому, чтобы заиграть в дубле симферопольской «Таврии», но мать запретила ему заниматься футболом, попросив сосредоточиться на учёбе. В результате свою одержимость «спортом номер один» Виктор Иванович начал реализовывать в сыне. Уже в девять месяцев он игрался с Андреем мячиком для пинг-понга, словно с котёнком. А в пять лет Воронин заявил, что хочет в футбольную школу - родители поупирались годик («Мал ещё!»), но в итоге отвели паренька на просмотр. Вспоминает Андрей: «Я буквально умолял отца, чтобы он меня отвёл в школу «Черноморца». На что он отвечал: рано, сынок. Я был крепким, спортивным, хорошо координированным мальчишкой. Отец со мной постоянно занимался футболом во дворе, мы целыми днями могли вместе пропадать на площадке, где я отрабатывал разные удары, папа вселял в меня уверенность, поскольку с детства я себя видел только форвардом. А когда мне было уже шесть лет, отец отвел меня в Отраду, где располагалась школа «Черноморца». Шестилетнего паренька взяли в интернат в качестве исключения под ответственность отца.
Следует заметить, что Андрею Воронину всю жизнь везёт на встречи с хорошими людьми, которые в немалой степени оказывают влияние на его дальнейшую жизнь. Одним из них стал Георгий Филиппович Кривенко, детский тренер, который «вёл» Воронина до шестнадцати лет. По совместительству Кривенко был одним из тренеров юношеской сборной Украины, в составе которой герой нашей рубрики тоже играл. В 1994-м году Андрей Головаш организовал выступление сборной на турнире в Австрии, где и заприметил Воронина. На долгие годы Головаш стал агентом футболиста, уже год спустя после турнира отправив своего подопечного в Германию. На Андрея претендовали «Шальке» и «Боруссия» из Мёнхенгладбаха, но «Жеребцы» в итоге оказались настойчивее.
Досье: Андрей Головаш
Тут необходимо сделать сноску и немного рассказать о человеке, который, по словам футболиста, за долгие годы стал для него не только поверенным в футболе, но и товарищем, ко мнению которого Андрей Воронин прислушивается.
Головаш - киевлянин. Воспитанник СКА (Спортивного Клуба Армии). В своё время привлекался в дубль киевского «Динамо». В качестве футболиста проявить себя не сумел, о причинах этого говорить отказывается до сих пор. Известно, что в «Динамо» числился при Михаиле Фоменко, начинал на позиции форварда, закончил защитником. Окончил Киевский институт физической культуры, три года был тренером-преподавателем кафедры футбола, но потом пришел к выводу, что работать в украинском спорте не может и не хочет: «Надо было перед кем-то пресмыкаться, становиться на колени, быть, извините, плебеем. Для меня это неприемлемо. У каждого в жизни есть свои принципы, и нельзя изменять им в угоду кому бы то ни было».
Когда Головаш работал в институте, то тренировал совместную команду кафедры футбола и киевского «Динамо» до 20 лет. Она называлась «Динамо-Скиф». Вместе с коллективом ездил по США, где ему предлагали остаться и поиграть ещё. Перспектив в Америке Головаш для себя не нашёл, а вот Германия - другое дело! Назвать его футбольным агентом - довольно сложно, в обязанности Головаша входит не только ведение дел подопечных, но и разъезды по миру в поисках талантов, работа с несколькими футбольными клубами, организация турниров и соревнований, словом, широкий круг деятельности, главными принципами ведения которой этот человек называет порядочность и свободу. В числе клиентов Головаша, помимо Воронина, Дмитрий Булыкин, Денис Олейник (бывший киевский «динамовец», ныне игрок харьковского «Металлиста») и сын знаменитого Павла Яковенко - Александр, права на которого принадлежат бельгийскому «Андерлехту»).
Первые годы в Германии: тырок Маттеусу, восхищение Эффенбергом, стрижка Дайсслера
В Одессе на команду было пять мячей, а вода в душе - только холодная. В Мёнхенгладбахе отношение к юношам самое серьёзное: все прекрасно понимали, что они - будущее футбола. Бросалось в глаза и различие в менталитете. Жили в интернате на полном пансионе - нам готовили, убирали комнаты. На тренировках вкалывали по полной программе, и, конечно, у всех был зверский аппетит. А в подвале хранились продукты, и их можно было свободно брать. Нередко спускались туда за добавкой к обеду или ужину. Но однажды вход в подвал оказался забранным решеткой с замком. Нам сказали, что мы чересчур много едим, и с этого момента лишний йогурт можно было взять только с разрешения спортивного директора. Бывали и другие «сюрпризы» - когда люди в глаза улыбаются, а за спиной гадости делают. Уже когда был «под основой», партнеры по команде пригласили на дискотеку. А потом о моем походе «вдруг» узнал тренер...
Поначалу Воронин играл за юниоров, и в первом же сезоне забил двадцать один гол. Когда «Боруссию» возглавил Норберт Майер, Воронин был приглашён в основной состав. В возрасте восемнадцати лет. Дебют в Бундеслиге получился впечатляющим: 13-го декабря 1997-го года Андрей вышел на поле в Мюнхене на 52-й минуте поединка против «Баварии». Тогда в центре поля у мюнхенцев утилизировали нападающих соперника Маттеус и Бабель. Однако, уступая в счёте 0:3, «Жеребцы» успели забить два мяча. Воронин настолько «погрузился» в атмосферу матча, что в одном из эпизодов ткнул локтем в самого Маттеуса, услышав от Лотара нечто вроде «Парень, держи себя в руках!»
Стоит отметить, что в то время и за «Боруссию» играл харизматичный лидер, на которого старались равняться «молодые». Речь о несравненном Штефане Эффенберге, который вёл «Жеребцов» за собой на поле, умев «строить» команду одним взглядом. Доводилось читать, что «Эффе» взял над Ворониным шефство, но в это верится с трудом. Во-первых, это отрицает сам Андрей, а во-вторых, Штефан за пределами футбольного поля был довольно «закрытым» человеком. Другое дело - Тони Польстер и Патрик Андерсон (этот защитник впоследствии поиграл в «Баварии» с «Барселоной»). А вот с Себастьяном Дайсслером, который был на год младше, Воронин и вовсе общался довольно плотно. Классикой жанра стала байка, которую сам Андрей когда-то рассказывал с неподдельным одесским куражом. Вроде как в те времена у «Себы» была пышная причёска, которую однажды Дайсслер попросил Воронина «подровнять» сзади. У Андрея навыков цирюльника не было, поэтому получилось так себе. Пришлось ему «равнять» всё больше и больше, пока волос у партнёра по команде совсем не осталось. Получился эдакий «полубокс», с которым в то время ходил и сам Воронин (обладатель нынешнего «конского хвоста»). Себастьян обиделся не на шутку, весь вечер ворчал, но вскоре ребята вспоминали тот эпизод только со смехом.
With a little help of my friends
В сезоне 1997/1998 «Боруссия» боролась за выживание в Бундеслиге, и ставку решено было сделать на опытных игроков. А после того сезона Воронин порвал заднюю крестообразную связку и, когда оправился от травмы, пришлось начинать доказывать свою состоятельность уже другому тренеру - Райнеру Бонхофу, незаурядному в прошлом футболисту, который не сумел спасти «Жеребцов» от вылета. Новая травма и перевод в любительскую команду, из которой Воронин в 2000-м году перебрался в «Майнц». Всё-таки, аматоры «Боруссии» играли в четвёртой Лиге, а «Майнц» - во второй. Тем не менее, и там у нашего героя поначалу не заладилось. Ставка была сделана на опытных футболистов, одним из которых оказался Пётр Нейштетер (интереснейший футболист, выступал в «Зените», ЦСКА, смоленской «Искре», «Днепре», «Таврии», «Кайрате», владикавказском «Спартаке», «Карлсруэ» и «Майнце», а также поигравший за сборную Казахстана, ныне тренирует дублёров «Майнца». Его сын Роман стал воспитанником того же «Майнца», а прошлым летом перебрался… в Мёнхенгладбах). Именно Пётр, однажды спасший «Майнц» от вылета, взял опеку над Ворониным, помог футболисту психологически. Андрей поверил в себя, а вскоре команду возглавил Юрген Клопп, который стал доверять украинцу. Вот, что рассказывал о нём Воронин: «Клопп сам одиннадцать лет играл за «Майнц», он был рекордсменом клуба по количеству матчей - 325. Понятно, что он знает психологию футболистов, может поставить себя на место каждого из нас, умеет общаться с игроками любого возраста. Во время матча может психануть, на кого-то наорать, но после финального свистка к тому, на кого накричал, обязательно подойдет, обнимет. Человек открытый, претензии высказывает только в лицо. Любит пропустить с футболистами кружку пива, рассказывает нам забавные истории. На тренировках - шутки, смех. Порой даже создается впечатление, что он не тренер, а скорее друг. В общем, именно благодаря созданному Клоппом психологическому климату «Майнц» резко прибавил. А главное для него - командная игра».
Воронин забивал, сбрасывал футболку, под которой было поздравление с Днём Рождения Нейштетеру, стал героем Майнца, проигрывал вместе с командой право выйти в Бундеслигу в последнем матче сезона в 2002-м году, наколотил в следующем году 20 голов, что помогло «05»-м повыситься в классе, и перешёл в «Кёльн». Наверно, в спортивном плане это стало ошибкой. Своим в стане «Козлов» Воронин стать так и не сумел (19 матчей и 4 гола за сезон), а команда по итогам года выбыла во вторую лигу («Майнц» же два года подряд становился одиннадцатым). Последовал переход в «Байер», где украинец превратился в стабильного, классного бомбардира (15, 7 и 10 голов в каждом из трёх следующих сезонов в Бундеслиге соответственно). Команда была добротной, но оставаться в Леверкузене надолго Воронину не хотелось, тем более, что жители «Кёльна», где Андрей продолжал жить с женой, простить переход в Леверкузен ему не смогли. В результате летом 2007-го года менеджер Андрея организовал своему подопечному «вкусный» во всех планах контракт в «Ливерпуле».
Ставка на «красное», связь со «Старой дамой» и переезд в Москву
Воронину был необходим «новый вызов», нападающий хотел проявить себя в по-настоящему именитом клубе. В итоге состоялось трогательное прощание с леверкузенскими болельщиками и переезд в Ливерпуль, где Воронину вместе с контрактом на четыре года (по слухам, за это футболист был должен получить около пяти миллионов фунтов) была вручена вожделенная красная футболка. Украинец временами смотрелся очень неплохо, забивал красивые голы (в основном, на предсезонках), но проявить себя в Англии не сумел. Травмы, приход Робби Кина и ставка как на очередного «суперсаба» не позволили нападающему получить то игровое время, которое он мог бы использовать. Зато в сезоне 2008/2009 была аренда в «Герту», и в составе «Старой дамы» Андрей стал «своим в доску».
Нападающий снова много забивал, что в числе прочего позволило команде довольно долго лидировать, заработал рекордное для клуба удаление, влюбился в Берлин, однако в конце сезона предпринял попытку вернуться в Ливерпуль. Снова оказалось неудачно: ошибки, «обрезки» в центре поля и ни одного забитого мяча. В дело снова вступил Андрей Головаш, сразу же возникли предложения со стороны «трёх российских клубов». Воронин попросил Бенитеса отпустить его, тренер отнёсся с пониманием, из заявки нападающего исключил, но позволил поддерживать форму с основным составом. И, кстати, отпуск на пять дней, который Андрей вместе с женой провёл в Майами, был санкционирован с главным тренером «Ливерпуля».
Андрей Головаш рекомендовал своему подопечному остаться в Англии, благо, были предложения, однако Воронин выбрал московское «Динамо». И вот тут, позволив себе рассказать о жизни героя нашей рубрики, приступим к традиционному разбору «За и Против». Что же получится из «романа» Воронина с российским клубом?
Аргументы «За»:
1. Футболист с солидным опытом выступлений в Европе, не говоря уже об играх на Чемпионате Мира-2006.
2. Нацеленный на ворота соперника нападающий, всегда «голодный» и стремящийся забивать в каждом матче, не отбывая номер.
3. Воронин - разносторонний футболист, способный сыграть «оттянутого» форварда, при необходимости действует слева и справа, а вот в центре поля его использовать не стоит.
4. Воронин не только забивает (а забивает стабильно), но и играет на команду. Он способен участвовать в комбинационных атаках, умеет сам их начинать, часто отдаёт острые передачи партнёрам, многие из которых становятся голевыми. Давайте посчитаем: девять матчей в «Боруссии» - 1 передача; 75 матчей в «Майнце» - 13 передач; 19 матчей в «Кёльне» - 1 передача; 92 матча в «Байере» - 17 передач; 20 матчей в «Герте» - 8 передач; 19 матчей в «Ливерпуле» - 3 передачи.
5. Андрей способен быть лидером на поле и душой команды за его пределами. Открытый, весёлый человек, любитель пошутить и посмеяться. При этом о постоянных походах на дискотеки речи не идёт - жена не одобрит, да и ребёнком надо заниматься.
6. С молодым тренером у Воронина больше шансов найти общий язык. Кобелев - как раз такой человек, который способен раскрыть лучшие качества футболиста, ведь лучший футбол Андрей показывал в командах, которые тренировали молодые Клопп, Скиббе и Фавре.
Аргументы «Против»:
1. Возраст. Тридцать лет - это, конечно, не двадцать пять. С другой стороны, играть осталось не так много, и стоит наслаждаться каждым годом.
2. Характер. Андрей часто ссорился с партнёрами по команде, да и с тренерами бывало. Например, бывший наставник сборной Украины Олег Блохин, который всё мечтал постричь футболиста, как-то раз услышал гневную речь Андрея, у которого к тому времени «накипело». Правда, потом у футболиста хватило ума извиниться.
3. Украинец любит играть на острие атаки и лучше всего себя чувствует, когда на него играет вся команда. Если его поставить в центр - может допустить ошибку. Воронин всегда был умным, «тонким» футболистом, но на месте центрального полузащитника его ноги опережают мысль.
4. Андрей Головаш. Большая находка для Воронина, но головная боль для команды.
5. Воронин не часто играл на не очень хороших полях, скажем так. И ему уж точно не приходилось летать на матч во Владивосток, к примеру. Правда, когда всё же приходилось действовать на подобных полях, то получалось неплохо (гол сборной Дании в Киеве, к примеру).
6. Как минимум полтора года без еврокубков. Как бы не заскучал в рамках российской Премьер-Лиги.
В целом картина получилась довольно интересной. Кажется, что переход в «Динамо» пойдёт на пользу и футболисту, и команде. Воронин способен стать, скорее, отличным капиталовложением, чем разочарованием.
В концовке ещё несколько интересных фактов:
- лучшим другом на футбольном поле для Воронина остаётся Анатолий Тимощук, который является крёстным отцом ребёнка Андрея.
- со своей женой Екатериной Воронин познакомился на одном из пляжей Аркадии и с тех пор не был замечен в порочащих связях.
- с тренерами сборной Украины у Воронина традиционно проблемы, вызывают его редко, как это ни странно. Более того, если бы в 2002-м году сборная Украины не осталась без ряда игроков (травмы и дисквалификации), Андрей дебютировал бы в национальной команде гораздо позже. Говорят, после его дебюта глава местной Федерации Футбола Григорий Суркис задал резонный вопрос тренерскому штабу: «Почему вы не вызывали его раньше?» В любом случае, возможность сосредоточиться на клубной карьере является ещё одним аргументом «За», хотя Воронин никогда не скрывал, что мечтает играть за национальную команду. Лет семь назад у него был вариант переехать в Серию «А», для чего был нужен немецкий паспорт. Андрей отказался менять гражданство, чтобы не потерять возможность выступать за сборную.
- Воронин никогда не играл ни за одну из украинских команд. Зато в одном из интервью признался, что в детстве болел за киевское «Динамо». Поэтому вряд ли мог бы согласиться на переход, допустим, в «Шахтёр».
Специальный корреспондент Валерий Ковалевич, Евро-Футбол.Ру