Бесковщина
100 лет назад родился Константин Бесков
- 18 ноября 2020, 15:32
- |
- 25 ноября 2020, 15:18
- 1609
- 34
NB! Вы находитесь в разделе блоги читателей Sport.ua. Редакция не всегда разделяет мнение авторов и не несет ответственности за контент. Орфография и пунктуация сохранены.
100-летие со дня рождения Константина Ивановича Бескова - повод поговорить о роли этого человека в развитии популярной игры.
Мы, дети киевских 1970-1980-х, четко осознавали расстановку сил в советском футболе той поры. Есть футбол Лобановского - вертикальный, тотальный, основанный на колоссальной физической готовности игроков, когда призванные воплощать этот футбол в жизнь игроки регулярно являют миру разные грани своего универсализма. А есть футбол бесковско-спартаковский - нарочитое мелкопасье («Ближнему отдай!»), стеночки, забегания, разборки на пятачке. Теснота московских двориков против раздолья украинских нив! Чего скрывать, футбол по-спартаковски нам, киевлянам не импонировал. Сейчас, с высоты нынешнего времени отчетливо понимаешь, что и футбольная бесковщина, служившая в украинской футбольной среде поводом для едких замечаний (мол, перманентный вчерашний день), помогла дать ответ на вопрос: каким будет футбол ХХІ века.
Историческую правоту Лобановского и его направления последующее развитие футбольной истории подтвердило. Но «Спартак» Бескова в конце 1970-х-1980-е годы показал, что по крайней мере в тот исторический отрезок и в большей степени в отдельных матчах, чем в продолжительных турнирах конкурировать с тотальным «Динамо» может.
Часто задаюсь вопросом: а если бы не наличие в распоряжении любившего наблюдать за игрой подопечных с трибуны Бескова-тренера записного технаря Федора Черенкова, смог его «Спартак» плести все эти фирменные красно-белые кружева своих атак? На этот вопрос у меня нет ответа. Бескова по жизни сопровождало немало прозвищ-эпитетов, подчас весьма сомнительной привлекательности. «Барин», «невозможный», «обладатель лисьей хитрости», «самоучка», «не терпел инакомыслия», «творец строгого режима», «умел уничтожать морально», но в то же время и «отец родной» (так его нарек Юрий Гаврилов), «аккуратист» (авторы книги о Бескове в серии ЖЗЛ Владимир Галедин и Алексей Щукин), «обладатель колоссального багажа футбольных знаний» (Александр Бубнов в литературном труде «Спартак»: 7 лет строгого режима») и «джентльмен футбола».
Да, пожалуй, его футбол новаторским не назовешь. Бесковщина на поле даже в исполнении талантливых исполнителей сегодня смотрелась бы явным анахронизмом. И в культовой книге о футбольных тактиках «Революции на газоне» Джонатан Уилсон практически не упоминает Бескова-тренера, больше говоря о Бескове-игроке. Британец даже слегка критикует Бескова за симпатию к выходившей из тактического контекста ранних 1960-х расстановке 4-2-4 и здесь же утверждает: «Маслов был гораздо более проницательным, чем Бесков». Вероятно, Уилсон недалек от истины. Что же касается уже спартаковского периода тренерской карьеры Константина Ивановича, то его проигрыш в стратегическом споре с Лобановским, как мне видится сегодня, обусловлен во многом более старшим возрастом и определенной косностью футбольного мировоззрения.
Лишь на закате жизни Бесков признал правоту Валерия Васильевича, произнеся задумчиво: «Футбол пошел по пути Рыжего». «Бесков - мастер в большей степени процесса, чем результата» - вывод Александра Нилина в книжке «Невозможный Бесков», изданной во второй половине 1980-х. Как по мне, весьма точное определение.
Как бы то ни было, спасибо Константин Иванович, что Вы были в футболе! Благодаря в том числе и Вашим тренерским трудам мое поколение, выросшее на «советском классико» «Динамо» (Киев) - «Спартак» (Москва), полюбило великую игру. И, что скрывать, сейчас нам не хватает разностилевых противостояний на футбольных полях. Футбол все-таки пошел по пути Лобановского!
Автор: Алексей Рыжков