Июльский переворот или революция? Как Суркис пришел к власти в Динамо

Sport.ua – о событиях далекого 1993-го, когда на посту президента «Динамо» Суркис сменил Безверхого

«У старых грехов длинные тени». Даже сейчас, по прошествии более чем четверти века с момента, когда самый титулованный футбольный клуб Украины и бывшего Союза - киевское «Динамо» - возглавил Григорий Суркис, возникают вопросы относительно однозначности трактовки некоторых событий той поры. Понятно, что сейчас найти ответы уже вряд ли получится - слишком много воды утекло. Да и людей тоже…Но вот вспомнить о том лихом времени - пожалуйста. Тем более, что оно было не только лихим, но и очень интересным. Да и первоисточники сохранились. Которые, как известно, не горят.

Виктор Безверхий

Сначала - о главном. Главный был в полном порядке. Первый в истории киевского «Динамо» президент клуба Виктор Безверхий, как говорили раньше, «пользовался заслуженным авторитетом среди коллег и подчиненных». История умалчивает, как так получилось, что бывший комсорг киевского завода «Арсенал» в январе 1989-го вдруг взлетел на такую высоту. Тем не менее, назначение Виктора Ванифатьевича на эту должность одобрил сам Валерий Лобановский. И не только одобрил, но и убедил ближайшее окружение Владимира Щербицкого, негласно (или гласно) курировавшее клуб, что Безверхий - именно тот, кто надо. Лобановский долго поддерживал Безверхого. Даже после его отставки, сначала не воспринимая новое руководство клуба. Но об этом чуть позже.

Ново созданный футбольный клуб достаточно быстро стал на ноги. У ФК «Динамо» появились зарубежные спонсоры, появилась и твердая валюта. Первое было приобретено за счет громадного авторитета, завоеванного на евроарене, а вот второе - преимущественно за счет продажи футболистов за рубеж. С исчезновением «Железного занавеса» многие динамовцы, верой и правдой отслужившие команде, массово ринулись за рубеж. Клуб не препятствовал. Наоборот - намеревался строить новую команду из молодых и амбициозных. Благо, что их хватало с лихвой. А вырученная от трансферов валюта шла не только на зарплаты и логистику: уже тогда «Динамо» собиралось строить новую клубную базу в Конча-Заспе.


Виктор Безверхий

Кстати, о зарплатах. В конце восьмидесятых-начале девяностых футболисты «Динамо» получали заработанное в долларах. По воспоминаниям бывшего нападающего «бело-синих» Олега Саленко, который в Союзе стал первым игроком, за переход которого были заплачены реальные деньги, зарплата в киевском клубе была солидная: «В 1991-м мне привозили 500 долларов. А в 1992-м у шести-семи ведущих игроков была одинаковая зарплата - по тысяче. У остальных - 500-700 долларов. В 1992-м платили уже официально, были контракты. До этого неофициально - тогда еще был Союз и не знали, как эти зарплаты оформить. Если переводить в рубли, то квартира тогда стоила пять тысяч долларов, машина - «девятка» - тысячу. То есть за месячную зарплату можно было купить авто. Еще не забывайте, что премиальные были почти такие же, как зарплата». По словам Саленко, премиальные за победу были по 500 долларов. Но это в последнем чемпионате Союза. А вот в первом чемпионате Независимой Украины премиальных уже не было: в клубе считали, что команда «Динамо» на голову сильнее всех остальных соперников, поэтому должна побеждать «одной левой».

Наверное, такое поверхностное отношение клубного руководства к премьерному чемпионату Украины (да и игроков команды тоже) сыграло злую шутку: киевляне его не выиграли. Сменивший Лобановского на посту тренера команды Пузач не справился со своей задачей. И вместо ближайшего соратника Валерия Лобановского «тренерский мостик» был доверен Фоменко. Михаил Иванович быстро навел порядок в команде, и во втором чемпионате страны победило уже «Динамо». Казалось, ситуация нормализовалась, и будущее киевского клуба и команды светлое. Но тут как снег на голову - сообщения о том, что «Динамо» - практически банкрот.

19 июля 1993 года

Жарким летом 1993-го многомиллионную армию поклонников «Динамо» словно окатили холодной водой. Газеты, «телевизор» в один голос, опережая друг друга, орали и били в набат: оказывается, «Динамо» - на грани прекращения существования. В клубе очень тяжелая финансовая ситуация, и футболисты на грани нервного расстройства и бунта.

Официальная версия происходящего в столичном клубе была обнародована в одной из тогдашних спортивных газет. Привожу ту цитату полностью, дабы можно было прочувствовать весь драматизм и неожиданность ситуации.

«Отстранен от должности президент ФК «Динамо» (Киев) Виктор Безверхий. Решение принято на экстренном собрании игроков и тренеров, которые заявили, что неправильная финансовая и хозяйственная политика превратила «Динамо» в банкрота. Клуб сейчас в астрономических долгах, в том числе и в валютных. Признаны невыгодными ряд контрактов на переход футболистов команды в зарубежные клубы. По решению динамовцев создано акционерное общество «Футбольный клуб «Динамо» (Киев)». Республиканский и городской Советы «Динамо» ему передадут две тренировочные базы и динамовский стадион. Президентом АО избран Григорий Суркис. Учредителями, кроме футбольной команды и динамовских Советов, стали также коммерческо-консультационный центр «Славутич» и британская фирма NEWPORT MANAGMENT. Уставной капитал - 10 миллиардов карбованцев. Избран и наблюдательный совет, в который вошли руководители республиканских МВД, СБ, пограничных войск и Генеральной прокуратуры».

Шок - это по-нашему. Тогда еще не было интернета, да и «сарафанное радио» работало с перебоями. Посему хоть какую-то информацию можно было выудить лишь на двух-трех телеканалах да из двух-трех газет. Итак, что же тогда говорили и писали в СМИ по этому поводу.


Йожеф Сабо

Вот откровения тогдашнего начальника динамовской команды Йожефа Сабо: «Все время, покуда футболисты были в отпуске, мы ломали себе голову: как рассчитаться с людьми, выполнит или нет руководство свои обещания. От этого зависело, с каким настроением команда начнет сезон, как будет готовиться к матчам Кубка чемпионов с «Барселоной». Оказалось, на тренировку им выйти не в чем: нет бутс, тапочек, тренировочных костюмов - нет ничего. Такого я не помню за всю историю «Динамо». Приехали к себе в Кончу, еще новость - есть проблемы с приготовлением пищи. Почему? Потому что на всех базах закрыты динамовские счета, кругом мы должны. Такое бы случилось еще полгода назад, если бы не коммерческие структуры. Не ФК «Динамо», а они помогали команде - давали деньги на проживание, питание, все остальное. Поэтому, когда встал вопрос о том, как жить дальше, - не пятнадцать, а всего пять минут понадобилось команде, чтобы принять решение».

Что же «восставшие» инкриминировали уже бывшему руководству клуба, в частности, Виктору Безверхому? Цитата Владимира Булименко, главного бухгалтера ФК «Динамо»: «Клуб должен 1,5 миллиона долларов банку «Украина», 214 тысяч долларов - совместному предприятию «Динамо-Атлантик», 208 тысяч долларов - Федерации футбола Украины за проценты по трансферам игроков. Кроме того, существуют штрафные санкции за просрочку возврата кредита банку «Украина», которые ежедневно равняются 7 тысячам долларов. Таким образом, ныне они уже составляют около 400 тысяч. Различным фирмам и организациям ФК должен еще и около 2 миллиардов карбованцев. То есть можно говорить о фактическом банкротстве клуба».


Григорий Суркис

А вот что тогда говорил новоизбранный президент АО «ФК «Динамо» Киев» Григорий Суркис (генеральный директор того самого СП «Динамо-Атлантик», которому клуб был должен 214 тысяч долларов): «Я много раз предлагал Виктору Безверхому сменить тактику и стратегию хозяйственно-финансовой политики клуба, определиться с приоритетами. К сожалению, он мало прислушивался к советам. Да и не является Безверхий специалистом в коммерции, не имеет он такого опыта. На протяжении длительного времени в клубе не было элементарного учета оборудования, не велась отчетность валютных командировок. Поэтому имеем то, что имеем». И еще слова ГМС: «Многие назвали то, что произошло в киевском «Динамо», дворцовым переворотом. По сути, не было никакого переворота. Просто многим членам совета, команде, тренерам надоело работать с безнравственными людьми, которые делали все, чтобы потопить динамовский корабль. Мы пришли в команду, и пока у нас будет получаться служить футболу, нас не вышвырнут. А как только перестанем справляться с этим делом, поверьте мне, повернемся и уйдем, не цепляясь за кресла».

Что же на все эти обвинения отвечал Безверхий? Его цитат и реплик сохранилось не так уж и много. Но по тому, что сбереглось, можно сделать однозначный вывод: Виктор Ванифатьевич все отрицал: «Даже в нынешней непростой ситуации финансово-экономическое положение клуба представляется мне достаточно прочным…Я недаром употребил термин «путч». Чересчур много аналогий с событиями августа 91-го. Масштабы, правда, не те, но в остальном... При этом народу, то бишь футболистам, сулят золотые горы. Но каковы бы ни были посулы, неизменными остаются цели организаторов переворота: деньги и власть». Кроме того, Безверхий обвинил начальника команды Сабо в саботаже, в отсутствии первого необходимого для футболистов, а юриста клуба Виктора Медведчука - в подыгрывании «заговорщикам» и манипуляциях с документами. Рассказал Безверхий и о том, что видные представители силовых структур, продолжающие курировать клуб, на него давили, требуя отказаться от должности, и грозя физической расправой.

Нюансы

То, что проблемы в тогдашнем «Динамо» были, косвенно признал и Безверхий. Но были ли они настолько непреодолимыми? И не стал ли свергнутый динамовский президент заложником не только обстоятельств, но и своего ближайшего окружения, которое совсем ему не близкое? Разобраться во всех этих мелочах сегодня очень и очень сложно. Кто-то попросту не захочет говорить на эту тему, кто-то уже не сможет. Как Виктор Безверхий, которого уже нет: он умер в декабре 2009 года. Частично пролить свет на происходящее тогда, летом 1993-го, помогут все те же не горящие «рукописи».

Фамилия Суркис для «пересичного» украинского болельщика мало что говорила в 1993 году. Как Григорий Михайлович появился в клубе, в свое время в одном из немногих своих интервью рассказал Виктор Медведчук, работавший, как было сказано выше, юристом/адвокатом «Динамо»: «Я с 1989 года начал заниматься футбольным клубом, а Суркис был ярым болельщиком. Мы с ним объединились вместе и начали работать на клуб. Он дружил со Згурским. Так появился Згурский. Потом появились Карпенко и Губский - два молодых ученых, которые стали кооперативщиками, зарабатывали деньги. Зарабатывали честно. Потом появился Лях, банкир, возглавивший Украинский кредитный банк. Еще Игорь Суркис. Вот так наша семерка замкнулась».

Большую роль в приходе Григория Суркиса в «Динамо» сыграл и Йожеф Сабо, пришедший в «Динамо» в 1992 году на место начальника команды вместо Владимира Веремеева. Йожеф Йожефович был хорошо знаком с Григорием Михайловичем еще с той поры, когда работал директором спорткомплекса «Трестбуддеталь». По информации хорошо осведомленных источников, Сабо не только помог Суркису стать одним из акционеров «Динамо», но и убедил финансово «подкармливать» футболистов и тренеров команды еще тогда, когда президентом был Безверхий. Суркис тогда мог себе это позволить. А имея серьезный аналитический ум, мог просчитать и будущую выгоду. О том, что динамовцам платил зарплату в то время именно Суркис, как-то рассказал и бывший голкипер «Динамо» Игорь Кутепов.

В общем, тогда, в 1993-м, ситуация в «Динамо» была явно не в пользу Безверхого, человека очень мягкого, зачастую витавшего в облаках и практически не имеющего поддержки в клубе. По слухам, загнанный в угол Виктор Ванифатьевич искренне хотел все исправить. Он даже заложил часть своего имущества, дабы погасить долги. Но все-таки больше первый динамовский президент рассчитывал на «авось» - типа, все рассосется само собой. Мол, придут от «Олимпиакоса» деньги за трансферы Литовченко и Протасова, и долги автоматически погасятся. И он и дальше будет оставаться в клубе главным.

Но деньги за эти (и другие) трансферы пришли в «Динамо» уже тогда, когда президентом клуба был Григорий Суркис. Случайность? Минеральная вода, тапочки, кеды и бутсы тоже моментально нашлись на динамовской базе после смены власти. Нашлись деньги и на другие нужды. Все резко стало хорошо. Так может, все было не так уж и плохо?

Как правопреемник бывшего президента «Динамо» Безверхого, Григорий Суркис обязывался выполнить финансовые обязательства перед банком «Украина» (озвученные выше полтора миллиона долларов), но в итоге согласился лишь погасить проценты (почти 200 тысяч долларов). Но и это не было сделано: «Динамо» погасило лишь чуть больше 32 тысяч долларов…

А затем из клуба был «выдавлен» Михаил Фоменко. И тренером «бело-синих» стал бывший начальник команды Йожеф Сабо, не ведающий тогда, что и ему будет уготована незавидная участь.

А чуть позже легендарную команду возглавит легендарный Лобановский, который все-таки сможет «потеплеть» к новому руководству клуба.

Так начиналась новая эра «Динамо». Эра Суркисов.

Валерий ВАСИЛЕНКО

Читайте также:

Если парень в горах не ах, или Почему Леон-киллер стал просто Леоном
Джулиуса Агахову в Шахтере сломали одиночество, зависть и мороз
Скрипник на пути к Вердеру: отказ Суркису, обещание Штанге, помощь Тигипко
Путь самурая. Как Олег Лужный переходил в Арсенал
Главная ошибка. Как Ребров в Тоттенхэм переходил
41 миллиард, салфетка Берлускони, отчет Дзакка. Как Шева переходил в Милан

Валерий Василенко Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 23 декабря 2024, 18:46 3

Плохие новости для Эрика Рамиреса…

Комментарии