Как вы яхту назовете, так она и поплывет
Какие преимущества ждут нас при премьер-лиге?
- 16 ноября 2007, 17:00
- |
- 704
- 0
Как вы яхту назовете, так она и поплывет», - выводил густым басом, обучая старшего помощника Лома жизненным премудростям, капитан Врунгель. Было это в любимом многими поколениями советском мультфильме, но, пожалуй, лишь дети, обожавшие этого персонажа, могли безоговорочно согласиться с его утверждением. Будь все именно так, президентам наших клубов элитного дивизиона было бы достаточно всего лишь сменить вывеску - ПФЛ на премьер-лигу, чтобы избавиться одним махом от всех негативных явлений в украинском клубном футболе. А их, как показывает опыт, в последние годы накопилось немало.
Чем же, помимо названия, будет отличаться премьер-лига от лиги высшей? Первое и, пожалуй, главное отличие: решать все вопросы, связанные с высшим эшелоном нашего чемпионата, будут руководители клубов. Иными словами - люди, которые вкладывают в футбол деньги, не получая в ответ, как говаривал персонаж старого анекдота, «никакого удовлетворения, кроме эстетического». Порой, впрочем, обходится и без эстетики: Игорь Суркис, в летнее межсезонье вновь потративший на селекцию заоблачные суммы, может быть доволен пока лишь победой своего «Динамо» над «Шахтером» на больше похожем на каток газоне клубной арены.
Принципы формирования календаря, рамки лимита на легионеров и прочие судьбоносные вопросы окажутся в руках подлинных владельцев клубов, поскольку у нас, в отличие даже от соседней России, где истоки финансового благополучия команд следует искать либо в местных бюджетах, либо в щедрости остающихся зачастую в тени олигархов, президенты и выделяют средства на содержание клуба из собственного кармана. Неудивительно, что теперь они хотят превратить свои вложения в футбол из спонсорских в инвестиционные - то есть сделать свои команды, а с ними и весь наш чемпионат рентабельным.
Осуществить этот замысел при нынешних принципах построения клубного футбола в Украине невероятно сложно. Ключевые решения принимаются либо чиновниками бюро ПФЛ, либо представителями всех трех дивизионов, многие из которых ужасно далеки от насущных интересов элиты. И тут будет вполне логично провести еще одну параллель с северными соседями: первый президент российской РФПЛ Виталий Мутко рассказывал, что до создания премьер-лиги голоса владельцев сильнейших клубов страны тонули в общем хоре. Скажем, вопрос о введении турнира дублеров в высшей лиге принимали делегаты от 235 команд, поднимавших руки не исходя из целесообразности, а по наитию.
Одним из главных сторонников идеи премьер-лиги в России был тогдашний глава РФС Вячеслав Колосков, произнесший в 2001 году главную, с моей точки зрения, фразу, характеризующую различия между новым образованием и устаревшей структурой: «Изменения подобно рода покончат с диктатурой большинства, но, в то же время, не дадут установиться диктатуре одного лица». В конце октября 2006-го президент ФФУ Григорий Суркис дополнил это высказывание уверенностью, что ПФЛ, основателем которой еще в 90-е годы прошлого века был он сам, выполнила свою историческую миссию и может уступить место тем, кто поднимет наш клубный футбол на более высокую ступень.
Раз уж мы обратились к опыту схожих с нами по ментальности россиян, продолжим сравнения. Как и у них, в Украине со временем Профессиональная футбольная лига стала обузой для лучших и, по определению, самых богатых клубов. Возглавляемая Николаем Толстых со дня основания, ПФЛ России исчерпала ресурс эффективного новаторства, ей было во сто крат выгоднее плодить клубы второй лиги - благо жила лига за счет членских взносов. Вам это ничего не напоминает? Статус профессиональных в нашей стране нынче имеют уже 70 клубов - рекорд для Восточной Европы. Но многие ли из них обладают на данном этапе достаточным бюджетом, чтобы продержаться хотя бы на уровне низшего дивизиона больше одного сезона?
Россия сначала пошла по пути создания государства в государстве - совета президентов высшей лиги при ПФЛ. В круг их полномочий вошли такие принципиальные вопросы как.судейство, телевизионные права, профессиональная этика. Лишь поработав бок о бок год, руководители российской футбольной элиты обнаружили, что многие проблемы решать гораздо проще, если под ногами не путаются бедные низы. Кому, в самом деле, хочется делиться отчислениями от телевизионного пула со с трудом сводящим концы с концами клубом второй лиги?
В том, чем связывает наши элитные клубы по рукам и ногам подчинение ПФЛ и что даст им создание премьер-лиги, мы вроде бы разобрались. А что принесет изменение ситуации простым болельщикам?
Во-первых - интригу: понимая, что оказавшись выше в итоговой турнирной таблице всего на одну ступеньку, клуб заработает больше денег, в его руководстве задумаются, стоит ли, оградив себя к середине сезона от вылета, в оставшихся турах укреплять бюджет за счет приторговывания очками из-под полы. Тогда и в нашем чемпионате появятся матчи, не уступающие по увлекательности не только английской, но и российской премьер-лиге. Вспомните последний тур чемпионата у наших соседей: с глобальной турнирной точки зрения «Сатурну» и «Динамо» уже ничего не было нужно, но как они сражались с двумя претендентами на чемпионство - «Зенитом» и «Спартаком»!
Во-вторых, болельщик получит зрелище. Собираемый из лоскутов телевизионный пул, наконец, станет, выражаясь маркетинговым языком, «долгим продуктом», стабильность которого перестанет вызывать сомнения, ибо в нем сосредоточатся права на показ матчей всех команд элитного дивизиона. Появление титульного спонсора не на сезон-другой, а и на перспективу, позволит вкладывать деньги в приобретение современной техники и, как следствие, в улучшение качества трансляций. И тогда, наблюдая отдельные матчи по ТВ, мы будем чувствовать себя зрителями, сидящими в первых рядах, а не обосновавшимися на галерке...
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, газета «СЭ в Украине»