Трудности переходов
До или после европейского опыта?
- 18 января 2014, 16:25
- |
- 18 января 2014, 16:35
- 12194
- 53
Некоторое время назад вокруг наших суперклубов, в частности, в интервью различных руководителей, блуждала такая идея - нужно покупать не диких, неограненных латиноамериканцев, а тех, кто уже поиграл в Европе и, так сказать, адаптировался к нашим реалиям. Однако, глядя на конкретные примеры, понимаешь, что на практике схема не работает или работает слабо. Тем более, что даже климатически морозные украинские города - это не юг Италии, пусть текущей зимой это и не бросается в глаза.
Во-первых, адаптация Латинская Америка - южная Европа куда проще адаптации южная Европа - Украина, как и Латинская Америка - Украина. Для условного аргентинца-бразильца, уже поигравшего в Италии или Испании, переход в украинский чемпионат - это, возможно, даже тяжелее. Ведь латиноамериканец, начинающий европейскую карьеру с Украины или России, может считать, что потом переедет в более раскрученный чемпионат, а тут трамплин наоборот.
В бытовом-языковом смысле в Испании-Италии латиноамериканец чувствует себя, как дома, для многих это еще и своего рода репатриация, в коллектив влиться не проблема, у семьи тоже все хорошо, а для жены Серия А - это вообще лучший вариант карьеры супруга, учитывая потенциал окрестных шмот-магазинов.
Во-вторых, при всех тех преимуществах, которые дает участие в Лиге чемпионов (если оно есть) по сравнению с игрой в итало-испанском середняке, все-таки здесь приходится противопоставлять яркие мгновения постоянному пребыванию в одной из сильнейших лиг мира, одной из четырех-пяти. То есть, иерархически человек принадлежит к одному классу с суперзвездами, на одном заводе работает с Роналду-Месси или Тотти-Пирло, пусть и в разных цехах. Но, есть надежда, что переведут, недалеко ведь. Быть на виду - это очень важно для футбольных артистов из Аргентины и Бразилии, понимать, что их искусство - открыто миру, а не засунуто куда-то далеко. Тем более, что примеры наши - это все больше яркие созидатели, атакующие футболисты, они сильнее подвержены этим эмоциям, чем, допустим, трудяги-защитники. У тех тяжелый труд, они больше похожи на работяг на крайнем севере, рубящих лес и хорошие деньги. Но в таких и потребность поменьше, у нас ведь лимит и, прежде всего, требуются маги и чародеи.
Да это все понятно, - воскликнет искушенный читатель. Конечно, и поэтому наши большие клубы вынуждены переплачивать, чтобы завлечь классных игроков. Вроде бы все честно, и тот же Алехандро Гомес за свою будущую тоску получил всю необходимую компенсацию. После чего дальнейшее возмущение - явное проявление непрофессионализма. Но футболисты зачастую только именуются профессионалами, а так - дети малые. Особенно это касается самых звездных амплуа.
Наиболее известный аналог - бегство Матузалема из «Шахтера». Что интересно, переходил к нам Мату как раз тоже из итальянской лиги, то есть, был уже «адаптированным». Правда, безусловно, поиграл он побольше и посолиднее Гомеса, за один его гол «Севилье» простить можно многое.
Возьмем наиболее ярко заигравших у нас южноамериканцев. Фернандиньо, Виллиан, Тайсон, Хавьер, Жадсон, Тейшейра, Соса, Марлос, тот же Матузалем. Фактически два человека в списке были с европейским опытом - Соса и Матузалем, один, в итоге, честно отпросился, второй нечестно сбежал.
В нынешнем составе «Шахтера», как и за последние 5-6 лет, новые бразильцы и аргентинцы берутся непосредственно на Родине, во многом потому, что ставка делается на ребят помоложе. Исключение - Эдуардо из «Арсенала», но и его роль в команде, при всем к нему уважении, далека от уплаченной суммы. Откуда-то, издалека-долга выплывают в памяти Лукарелли и Кастильо - Нери ведь подъехал после 7 лет в Греции.
Из Европы в свое время прибыл в Харьков Жажа Коэльо, до этого он 4 года не мог найти выхода широкой натуре в маленьких бельгийских городках. И тоже потом в «Металлисте» (не Харькове) заскучал. Впрочем, Жажа - он в тенденции не вписывается.
«Днепр» - не самый латиноамериканский клуб, в нем Матеус (из Португалии) и Джулиано (Бразилии) выступают на одинаково приличном уровне.
Ну и, наконец, киевское «Динамо» в последние годы привлекло целую россыпь европейцев, как тамошних граждан, так и поигравших там африканцев. Особенно любят в Киеве французскую лигу. Нельзя назвать Идейе плохой покупкой, как и его бомбардирскую работу в первые два сезона в «Динамо», как нельзя считать неудачным трансфер Бангура в свое, теперь уже не очень близкое время. А вот из остальных кого-то выделить сложно, ожидания от крепких европейских мастеров явно были выше. Вряд ли и киевские легионеры минуют адаптационные трудности, не скажешь, что им в этом плане легче, чем бразильцам-аргентинцам. С другой стороны, как и в случае с Жажей, проблема в данном случае может быть шире. С покупкой за океаном у киевского клуба тоже не очень складывается.
Есть основополагающая, базовая проблема использования в украинском футболе дорогой квалифицированной зарубежной силы. Деньги - это мощный компенсирующий инструмент, универсальный, но он и накладывает определенный отпечаток. Кто выбирает менее интересный чемпионат и не самую комфортную для жизни страну для себя и близких - «меркантильный кю»? Или незашоренный человек, которому интересно постигать чужие культуры и мир во всем его многообразии, особенно если за повышенную зарплату. Вот вторых вариантов немного не хватает нашим клубам. Хотя далеко не всем дорогим легионерам выкрикнешь в телевизор «филонишь, гад!», например, о том же Гомесе я бы такого не сказал.
В футболе не работают одни только деньги, миллионы не очень свободно конвертируются в игру выписанных из-за рубежа мастеров. Нужно быть готовым, что самый дорогой (по деньгам) поздно или рано начнет исполнять хит БГ «я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране». И даже не захочет отдавать «счет в сберкассе», перед тем, как «умчаться прочь». У него ведь не только тонкая душевная организация большого артиста, деньги-то он тоже перед этим выбрал.
Получается, при всей погоне за результатом, лучше брать тех, кто собирается использовать наш чемпионат, как трамплин, чем тех, кто в него уже приземлился и кого согреет здесь только сберкнижка, как Шарапова в кино.
Андрей КРИКУНОВ