Риск Луческу, прагматизм Клоппа + ФОТО

Sport.ua анализирует первый матч плей-офф Лиги чемпионов между «Шахтером» и дортмундской «Боруссией»

Оценивая стартовые составы обоих команд, наиболее неоднозначным кадровым решением виделось присутствие фамилии Чигринского. Опытный защитник, уже восстановившийся после травмы, успел провести несколько матчей в чемпионате страны, а также наигрывался Мирчей Луческу в межсезонных играх.

Однако матчи внутреннего первенства, где защита горняков очень редко подвергалась значительным нагрузкам, а также участие в товарищеских турнирах, не идут не в какое сравнение с играми плей-офф Лиги чемпионов. Самое важное, что речь идет о тактической линии, которая наиболее чувствительна к подобным кадровым перестановкам - обороне и ее центральной части.

Таким образом, данное решение Лучкеску сразу выглядело как минимум не бесспорным и, более того, рискованным. Впрочем, подобные шаги румынского специалиста достаточно часто можно наблюдать в матчах различного уровня. Это отличает его от большинства тренеров своего поколения.

В части стартового состава стороны соперника горняков все выглядело предсказуемым еще за неделю до матча, что позволяло практически полностью его предсказать при рассмотрении тактики «Боруссии» на страницах Sport.ua.

Но вот чего предугадать не удалось, это характера и динамики развития событий в матче. Его сценарий оказался более боевым и, прежде всего, вследствие тактических решений со стороны команды гостей.

«Боруссия»: прессинг как средство управления ритмом

Возможности команды Дортмунда в организации атакующей игры, имеющийся у команды потенциал в линии нападения, общеизвестны. Однако накануне игры стоял вопрос: каким именно образом немецкие гости воспользуются этим мощным ресурсом? Ведь в своих стенах их принимал серьезный соперник - команда, склонная к агрессивной игре в ничуть не меньшей степени.

Авантюрный вариант игры на встречных курсах, без разведки, вряд ли можно было рассматривать как реальный в матчах подобного уровня. Ведь большое значение здесь имеет двухматчевая тактика противостояния, где каждый лишний забитый/пропущенный мяч может оказаться решающим. Поэтому важность приобретало то, какая из команд сделает первый шаг: предъявит права на решающую роль в матче, дабы обернуть его события по желаемому сценарию.

При этом следует распределить силы и средства по ходу всего матча и желательно сделать это так, чтобы наиболее выгодным способом оказать встречное влияние на тактику соперника.

Следует признать, что такой шаг, именно с акцентом на выгодное для себя максимальное противодействие сильным сторонам «Шахтера», сумела сделать «Боруссия».



Схема расстановки игроков с указанием основных передач на стадии организации атак. Красным выделены наиболее интенсивные взаимодействия, зеленым - доля в них атакующих полузащитников.

Обращает на себя гораздо большая вариативность в передачах «Боруссии», больший их объем, а та же резкое уменьшение передач, соответствующих высоким позициям игроков. Тейшейра (№29) не получил от Мхитаряна (№22) за всю игру ни одной передачи. Максимум передач Дарио Срна (№33) на игроков полузащиты за весь матч - по 3 паса в адрес Мхитаряна и Тейшейры.

Также заметна разница удаленности выдвинутых нападающих обеих команд (№9 и 9) от полузащиты. Это характеризует как плотность взаимодействия в атаке, так и отработку каждого из них в центре поля.

Умение команды Клоппа мощно, зачастую практически по ходу всего матча, сыграть в атаке, иногда и вовсе смять соперника, подавить конструктивную игру с его стороны - известно всем. Но в данном случае он сумел реализовать подобную установку на деле и максимально обезопасить собственные зоны, не допустить авантюризма открытой игры с опасным соперником.

Суть тактического замысла Клоппа оказалась следующей. Мощный прессинг команды, высоко на половине поля хозяев был призван разрушить их комбинационную игру в первом тайме. То есть, лишить «горняков» их главного козыря - контроля мяча с организацией большого количества позиционных атак.

При этом «Боруссия» не ставила перед собой цель играть первым номером в полном понимании этого слова. Так было и в первом тайме, когда она действовала значительно интенсивнее, так в целом по матчу команды в равной степени владели мячом.

Атаки «Боруссии» носили ситуационный характер, прежде всего они были призваны развиваться как продолжение удачных действий в разрушении попыток атаковать со стороны «Шахтера». Это также хорошо укладывалось в концепцию игровой философии Дортмунда - команды, которая не сильна в организации собственных позиционных атак, и чье нападение строится на стремительной игре в противоход, с выполнением необходимого минимума передач.

С другой стороны, гости не концентрировали свои силы на обеспечении надежной обороны и организации контратак из глубины, что также является одной из сильных сторон их команды.

Клоппом был выбран другой, гораздо более энерго-затратный вариант - оказывать хозяевам интенсивное противодействие на всем игровом пространстве. Однако длительность применения такой тактики ограничена физическими возможностями и нагрузками на игроков. По ходу матча ее следует применять либо выборочно, либо, например, разделять по таймам.



Как показывает диаграмма атакующих действий команд, именно разделение атакующих действий по таймам оказалось тактической задумкой Клоппа. Это решение оказалось в высшей степени ответственным и важным. Ведь растратив игровой потенциал к середине или концу второго тайма, трудно рассчитывать на создание командой большого количества моментов. В таких случаях можно рассчитывать либо на кратковременный всплеск активности, либо на производимые замены.

«Боруссия»: точная направленность прессинга

Тренерский штаб Клоппа отлично изучил сильные стороны и роли игроков «Шахтера» в организации комбинационной игры. Правильно были расставлены акценты и направления прессинга, которому в первую очередь подвергался Фернандиньо, как автор главной передачи.

К противодействию бразильцу активно привлекались с одной стороны нападающие, в лице Гетце и Левандовски, и одновременно с другой - игроки центра поля. В результате плеймейкер «Шахтера» был чрезвычайно ограничен в своей созидательной роли. В количестве полученных передач, обычно самый загруженный игрок дончан уступил всем (!) игрокам «Боруссии», отыгравшим 90 минут, кроме форварда Левандовски!
____________________

Характерной деталью, дополняющей картину действий в этом матче Фернандиньо является следующая: на его счету 8 обводок. Однако, как свидетельствует картина игры в целом, в большинстве своем это были вынужденные дрибблинги, с целью просто сохранить мяч и уйти из-под прессинга, но не развить атаку!
____________________

Отметим, что свою разрушительную роль Фернандиньо в этом матче выполнил (был вынужден выполнять) сполна: на его счету 3 отбора и 7 перехваченных пасов, что является лучшим показателем в команде. Будучи загруженным оборонительными действиями и находясь под постоянным давлением в атаке, Фернандиньо зачастую оказывался по позиции даже ниже Хюбшмана, что значительно усложняло развитие игры вперед.

Единственным фундаментом атак в таких условиях осталось явно выраженное взаимодействие Фернандиньо-Срна. Однако и тут цепь атакующих пасов дончан размыкалась: с 61% точности паса, Дарио Срна уступил своим визави Шмельцеру и Пищеку (70 и 76% соответственно). Вообще эта картина характерна, как для других игроков глубины поля, например Раца, и того же Фернандиньо (61%), так и для команды в целом - 61% против 69% у «Боруссии».

Второй тайм: смена динамики игры

Несмотря на то, что на вторую половину встречи обе команды вышли без изменений в составах, характер событий на поле в это время претерпел значительные изменения. «Боруссия», за которой в первом тайме было решающее слово в определении темпа игры, значительно изменила характер своих действий. Команда играла гораздо более сдержанно, встречая соперника лишь на своей половине поля, а свои атаки развивая в позиционном ключе.

Это было вызвано невозможностью поддерживать высокий темп первого тайма все 90 минут и, возможно, вполне устраивающим гостей счетом на табло в перерыве. Впрочем, это не касалось акцентов в отборе, где Фернандиньо остался главной целью первой линии обороны дортмундцев.



Фернандиньо (с мячом) встречают Гетце (сзади), а также Ройс с одним из опорников.

Сложилась любопытная ситуация: гораздо чаще, владея мячом подолгу, атаки «Боруссии» потеряли остроту, что не замедлилось сказаться на общекомандной статистике ударов по воротам (12 в первом тайме и 5 во втором) и в створ (7+4). Динамика действий «Шахтера» при этом не изменилась. И первое и второе так же подтверждается диаграммой выше.

Дмитрий Чигринский

Мы не зря начали обзор с акцента на выборе в стартовый состав Дмитрия Чигринского и отдаем должное индивидуальным качествам этого игрока. Но в данной ситуации, когда на первый план выходили такие качества, как текущая форма, а самое главное - сыгранность игроков центра защиты, его появление на поле невольно внушало опасения, которые не замедлили подтвердится.



Чигринский (желтый) потерял позицию в одной из опаснейших атак «Боруссии». В отличие от партнеров по защите он не играет ни по какому игроку. В последний момент ситуацию спасает страховка Дарио Срна, который не дает Левандовски нанести прицельный удар.

Эта ситуация не единственная ошибка Чигринского в матче. В моменте с попаданием Хуммельса в перекладину он проиграл последнему верховую дуэль. Первый мяч, забитый с передачи Гетце, попал к соперникам после неудачного выноса Чигринского, позже он нескоординированно «не поделил» с Фернандиньо атаку на Левандовски.

На вопрос, стоило ли в данном случае вместо пропускавшего игру Кучера выставить в пару к Ракицкому игравшего с ним ранее Кривцова, нет однозначного ответа. Однако то, что и без того не сильнейшая защитная линия горняков, в этом матче была ослаблена действиями Чигринского - очевидно.

Единственным тактическим элементом, в котором Чигринский оказался заметно полезен, стал длинный пас в направлении атаки. Впрочем, его выполнение также является сильной стороной Ракицкого.

Выводы

Разбор игры позволяет не только сделать выводы о характере состоявшейся первой серии противостояния «Шахтер» - «Боруссия», но и представить вариант организации игры горняков в ответном матче, который может привести к положительному результату.

Умение и настрой «Шахтера» на игру первым номером в контроль мяча является характерной чертой данной команды. Однако, в противостоянии такому сопернику, как «Боруссия», представляется целесообразной смена приоритетов команды, особенно в игре спереди. В таком решении, которое к тому же не станет абсолютной новинкой для команды Луческу, может заключаться выездная модель на ответный матч в Дортмунде.

1. В процессе борьбы за контроль над ходом и динамикой матча, «Шахтер» не смог преодолеть мощные и организованные действия «Боруссии». «Шахтер» проиграл как в точности передач, так и в их количестве (493 против 600).

В связи с этим в ответной игре «Шахтеру» нет необходимости бороться за контроль над мячом и пространством. Можно попробовать передать инициативу в руки соперника, дать ему действовать в режиме позиционных атак, где он не так силен. Другими словами, попытаться направить сюжет игры аналогично происходившему в Донецке во втором тайме.

2. Основное внимание и силы уделить организации обороны. Свои действия впереди в основном построить на быстрых контратаках.

3. Для преодоления середины поля, в ситуациях, когда команда «Боруссии» использует групповой прессинг, избегать последнего через длинный пас в направлении забегающих вперед атакующих полузащитников. Больше использовать индивидуальные качества игроков атаки, но не рассчитывать на доставку мяча к штрафной соперника ими самостоятельно, а обеспечить игру на приеме длинных передач.

Несколько атак, организованных подобным образом, имели перспективное завершение. Кроме того, напомним, что после аналогичного длинного паса, выполненного Ракицким, в Донецке был забит второй мяч.

Игорь ЗАЙЦЕВ, Sport.ua

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 21 ноября 2024, 20:57 4

Предатель Украины выиграл апелляционный суд в Лозанне

Комментарии