Польский пас

Получая солидную помощь Запада, наши партнеры уверенно ведут подготовку к Евро-2012

Уходящий 2010 год стал самым интенсивным в подготовке инфраструктуры Польши к финальной части чемпионата Европы. В последующие полтора года до начала Евро-2012 организаторы чемпионата больше внимания будут уделять реализации организационных заданий подготовки турнира. Об этом несколько дней назад во время конференции, подытоживавшей подготовку страны к чемпионату Европы в уходящем году, заявил министр спорта и туризма Польши Адам Герш.

Конференция под названием «Подготовка Польши к Евро-2012 - итоги 2010 года и планы на 2011 год» стала довольно значимым событием в Варшаве, на которое собрались практически все соорганизаторы чемпионата: курирующие различные направления подготовки к турниру координаторы Союза «PL.2012», члены Местного оргкомитета по подготовке Евро-2012 в Польше, а также чиновники различных государственных институций, принимавших участие в подготовке страны к предстоящему футбольному празднику.

По информации Союза «PL.2012», на данный момент в Польше осуществляется 216 инфраструктурных проектов, которые непосредственно касаются турнира. Всего на подготовку инфраструктуры страны к чемпионату будет потрачено 80 млрд злотых (больше 26 млрд долларов США),при этом строительство стадионов будет стоить чуть более 4 млрд злотых (1,3 млрд долларов). Уместно будет подчеркнуть, что львиную долю из этой суммы Польша получает от Евросоюза. В частности, каждый инфраструктурный проект в Польше, кроме стадионов (их строят большей частью за деньги государственного и местных бюджетов), получает европейское финансовое подспорье в размере от 35% до 85% от его общей стоимости.

Ключевыми инвестиционными проектами являются стадионы, аэропорты, системы железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Поэтому на них остановимся более детально.

Стадионы

Жители близлежащих домов чувствуют... подземные толчки

В отличие от Украины, где есть уже два готовых стадиона в Донецке и Харькове, Польша может похвастать пока лишь одним - реконструированным 40-тысячником в Познани. В день открытия этой арены 20 сентября уходящего года свой концерт здесь дал Стинг. Стадион уже успел пройти боевое крещение матчами местного «Леха» в Лиге Европы. Сразу нужно отметить, что после этих поединков к стадиону возник ряд вопросов, в частности по поводу обеспечения безопасности болельщиков. Кроме этого, жители близлежащих высоток начали жаловаться на... подземные толчки, ощущавшиеся в их квартирах во время футбольных матчей. Властям города даже пришлось провести сейсмологические исследования и на специально созванной по этому поводу конференции объявить, что они не превышают допустимых норм.

А по поводу обеспечения безопасности на стадионе заместитель мэра Познани по Евро-2012 Михал Прымас рассказал автору этих строк, что это проблема совсем не города, а довольно жестких норм безопасности на всех спортивных объектах в Польше, которых придерживается полиция. «Не все замечания нашей полиции соответствуют нормам и пожеланиям УЕФА. Например, полиция требует наличие сетки безопасности между футбольным газоном и трибунами, а УЕФА, наоборот, настаивает, чтобы во время матчей финальной части турнира ее не было»,- отметил возникшее противоречие Михал Прымас. В остальном, стадион в вопросах безопасности полностью соответствует необходимым стандартам, подчеркнул он.

Другие польские арены - в Варшаве, Гданьске и Вроцлаве - находятся в фазе активного строительства. Все они будут введены в эксплуатацию в 2011 году. Следующим построенным в Польше стадионом будет PGE Arena в Гданьске, которую планируют сдать в эксплуатацию в первом квартале 2011 года. Сегодня на объекте, в частности, продолжается работа по монтажу поликарбонатных плит обшивки стадиона и прокладка кабеля внутри помещений.

В свою очередь на Национальном стадионе в Варшаве начались работы по подъему крыши и 70-метрового шпиля арены с помощью 72-х тросов на высоту 34-х метров от поверхности футбольного газона. В Национальном центре спорта (NCS), ответственном за строительство объекта, рассчитывают, что технически сложная операция, невзирая на погодные условия, будет завершена максимум до 4 января наступающего года. Сдача варшавской арены в эксплуатацию планируется в третьем квартале 2011 года.

Во Вроцлаве после «инфарктного» начала года, когда ввиду сильного отклонения от графика строительства стадиона была отстранена компания Mostostal Warszawa и вместо нее объект начала достраивать немецкая компания Max Boegi, ситуация постепенно наладилась, и сегодня все говорит о том, что эта арена также будет сдана в эксплуатацию во втором полугодии следующего года. На данный момент на стадионе завершена установка всех трибун и начался монтаж конструкции крыши арены.

Аэропорты

Не исключают, что на выручку придет Берлин

Активное внимание в Польше уделяют подготовке аэропортов, поскольку небезосновательно прогнозируется, что большинство болельщиков из-за рубежа попадет в Польшу воздушным путем. В Союзе «PL.2O12» подчеркивают, что проблем с созданием необходимой инфраструктуры аэропортов в городах-участниках ЧЕ-2012 нет,.. кроме Познани. Там до сих пор нет необходимого разрешения экологов для реализации проекта. «В январе мы должны получить необходимое разрешение. Если его не будет, то рассмотрим запасные варианты»,- сказал в разговоре с нашим корреспондентом Михал Прымас. Этих запасных вариантов несколько. Президент Союза «PL.2012» Марчин Герра не исключает и возможности использования болельщиками аэропорта в Берлине, откуда скоростным поездом можно довольно быстро добраться до столицы Великопольского воеводства.

В Польше подсчитали, что so время турнира местные аэропорты ежедневно дополнительно примут 150-220 авиарейсов. При этом после модернизации аэропорт в Варшаве сможет увеличить количество воздушных операций (взлет-посадка) за один час с 41-го до 53-х, в Гданьске - с 12-ти до 30-ти, во Вроцлаве - с 15-ти до 30-ти, а в Познани - с 14-ти до 30-ти. Добавим, что модернизация аэропорта имени Фредерика Шопена в Варшаве будет стоить 200 млн злотых (больше 66 млн долларов США), в Гданьске и Вроцлаве - около 400 млн злотых (более 130 млн долларов США), в Познани - 300 млн злотых (около 100 млн долларов США).

Транспорт


Дороги в Польше - не беда, но проблема


Подготовка автомобильной и железнодорожной инфраструктуры Польши тоже вызывает много вопросов, особенно у оппозиционных к правительству партий и независимых экспертов. В текущем году в Польше начали строить участок автомагистрали Стрыкув-Конотопа, который должен быть завершен в мае 2012 года. По этой дороге болельщики из Западной Европы во время чемпионата смогут приехать своим автотранспортом в Польшу, надеются польские организаторы. В свою очередь, важной с точки зрения железнодорожного сообщения является модернизация участка между Варшавой и Гданьском.

Глава Местного оргкомитета по подготовке Польши к Евро-2012 Адам Олкович не скрывает, что существует проблема своевременного строительства дорог к началу чемпионата: «С дорогами у нас есть некоторые проблемы, но они возникают не в связи с нехваткой денег, а из-за того, что вся земля находится в частной собственности и процедура ее выкупа у владельцев занимает очень много времени», - объясняет он. Адам Олкович сообщил, что до начала чемпионата в Польше построят 1,2 тыс. км автомагистралей и около 800 км скоростных дорог. «В стране также активно модернизируют железнодорожные сообщения, чтобы поезда могли ездить со среднеевропейской скоростью 160 км/ч. До начала Евро-2012 отремонтируют необходимые для обслуживания болельщиков вокзалы и купят несколько новых составов»,- подчеркнул Адам Олкович.

Подбивая итоги


Позитивный рост ВВП и деньги Евросоюза


Уходящий год стал особенным ввиду начала организационной фазы подготовки к чемпионату. Приоритетом в этой связи являются вопросы безопасности. В мае 2010-го в Польше был создан Комитет по вопросам безопасности Евро-2012, а в сентябре принята интегрированная Концепция безопасности чемпионата. Замминистра МВД Польши Адам Рапацкий сообщил, что подчиненный ему комитет будет координировать работу около 30-ти институций и силовых структур, которые будут задействованы в подготовке к ЧЕ-2012. В рамках концепции безопасности осуществляется 110 различных проектов. При этом замминистра отметил хорошее сотрудничество с украинским МВД, одним из элементов которого станет подготовка в 2011 году польско-украинской концепции безопасности.

Одним из вызовов в контексте организации чемпионата в Польше называют перемещение болельщиков между городами и внутри самих городов во время турнира. Поэтому в Польше разрабатывают соответствующую концепцию, которая должна учитывать: какие сборные будут играть в тех или иных городах, сколько болельщиков и каким путем они попадут в Польшу. Эти сценарии будут уточняться после жеребьевки финального турнира в декабре 2011 года. Но уже сегодня ведется работа над введением универсального билета Polish Pass, который предназначается для болельщиков и будет включать в себя одновременно такие опции, как резервация отеля, оплата проезда в городском и междугородном транспорте, медицинская страховка.

Таким образом, Польша на сегодняшний день с относительной уверенностью смотрит в будущее в вопросах подготовки к Евро-2012. Немаловажную роль в этом, конечно же, сыграла стабильная финансовая ситуация в стране (наши западные партнеры в кризисном 2009 году стали единственной страной ЕС с позитивным ростом ВВП - 1,7%). Кроме этого, весомым подспорьем в подготовке страны к турниру являются и деньги Евросоюза на развитие инфраструктуры Польши. Тем не менее, риски остаются, и на вопрос справится ли страна с ними, можно будет ответить лишь в июле 2012 года.

Юрий БАНАХЕВИЧ, газета «Команда»

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 15 июня 2024, 23:35 0

Джонатан Та может стать игроком мюнхенского клуба

Комментарии