Польский пас
Получая солидную помощь Запада, наши партнеры уверенно ведут подготовку к Евро-2012
Уходящий 2010 год стал самым интенсивным в подготовке инфраструктуры Польши к финальной части чемпионата Европы. В последующие полтора года до начала Евро-2012 организаторы чемпионата больше внимания будут уделять реализации организационных заданий подготовки турнира. Об этом несколько дней назад во время конференции, подытоживавшей подготовку страны к чемпионату Европы в уходящем году, заявил министр спорта и туризма Польши Адам Герш.
Конференция под названием «Подготовка Польши к Евро-2012 — итоги 2010 года и планы на 2011 год» стала довольно значимым событием в Варшаве, на которое собрались практически все соорганизаторы чемпионата: курирующие различные направления подготовки к турниру координаторы Союза «PL.2012», члены Местного оргкомитета по подготовке Евро-2012 в Польше, а также чиновники различных государственных институций, принимавших участие в подготовке страны к предстоящему футбольному празднику.
По информации Союза «PL.2012», на данный момент в Польше осуществляется 216 инфраструктурных проектов, которые непосредственно касаются турнира. Всего на подготовку инфраструктуры страны к чемпионату будет потрачено 80 млрд злотых (больше 26 млрд долларов США),при этом строительство стадионов будет стоить чуть более 4 млрд злотых (1,3 млрд долларов). Уместно будет подчеркнуть, что львиную долю из этой суммы Польша получает от Евросоюза. В частности, каждый инфраструктурный проект в Польше, кроме стадионов (их строят большей частью за деньги государственного и местных бюджетов), получает европейское финансовое подспорье в размере от 35% до 85% от его общей стоимости.
Ключевыми инвестиционными проектами являются стадионы, аэропорты, системы железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Поэтому на них остановимся более детально.
Стадионы
Жители близлежащих домов чувствуют... подземные толчки
В отличие от Украины, где есть уже два готовых стадиона в Донецке и Харькове, Польша может похвастать пока лишь одним — реконструированным 40-тысячником в Познани. В день открытия этой арены 20 сентября уходящего года свой концерт здесь дал Стинг. Стадион уже успел пройти боевое крещение матчами местного «Леха» в Лиге Европы. Сразу нужно отметить, что после этих поединков к стадиону возник ряд вопросов, в частности по поводу обеспечения безопасности болельщиков. Кроме этого, жители близлежащих высоток начали жаловаться на... подземные толчки, ощущавшиеся в их квартирах во время футбольных матчей. Властям города даже пришлось провести сейсмологические исследования и на специально созванной по этому поводу конференции объявить, что они не превышают допустимых норм.
А по поводу обеспечения безопасности на стадионе заместитель мэра Познани по Евро-2012 Михал Прымас рассказал автору этих строк, что это проблема совсем не города, а довольно жестких норм безопасности на всех спортивных объектах в Польше, которых придерживается полиция. «Не все замечания нашей полиции соответствуют нормам и пожеланиям УЕФА. Например, полиция требует наличие сетки безопасности между футбольным газоном и трибунами, а УЕФА, наоборот, настаивает, чтобы во время матчей финальной части турнира ее не было»,— отметил возникшее противоречие Михал Прымас. В остальном, стадион в вопросах безопасности полностью соответствует необходимым стандартам, подчеркнул он.
Другие польские арены — в Варшаве, Гданьске и Вроцлаве — находятся в фазе активного строительства. Все они будут введены в эксплуатацию в 2011 году. Следующим построенным в Польше стадионом будет PGE Arena в Гданьске, которую планируют сдать в эксплуатацию в первом квартале 2011 года. Сегодня на объекте, в частности, продолжается работа по монтажу поликарбонатных плит обшивки стадиона и прокладка кабеля внутри помещений.
В свою очередь на Национальном стадионе в Варшаве начались работы по подъему крыши и 70-метрового шпиля арены с помощью 72-х тросов на высоту 34-х метров от поверхности футбольного газона. В Национальном центре спорта (NCS), ответственном за строительство объекта, рассчитывают, что технически сложная операция, невзирая на погодные условия, будет завершена максимум до 4 января наступающего года. Сдача варшавской арены в эксплуатацию планируется в третьем квартале 2011 года.
Во Вроцлаве после «инфарктного» начала года, когда ввиду сильного отклонения от графика строительства стадиона была отстранена компания Mostostal Warszawa и вместо нее объект начала достраивать немецкая компания Max Boegi, ситуация постепенно наладилась, и сегодня все говорит о том, что эта арена также будет сдана в эксплуатацию во втором полугодии следующего года. На данный момент на стадионе завершена установка всех трибун и начался монтаж конструкции крыши арены.
Аэропорты
Не исключают, что на выручку придет Берлин
Активное внимание в Польше уделяют подготовке аэропортов, поскольку небезосновательно прогнозируется, что большинство болельщиков из-за рубежа попадет в Польшу воздушным путем. В Союзе «PL.2O12» подчеркивают, что проблем с созданием необходимой инфраструктуры аэропортов в городах-участниках ЧЕ-2012 нет,.. кроме Познани. Там до сих пор нет необходимого разрешения экологов для реализации проекта. «В январе мы должны получить необходимое разрешение. Если его не будет, то рассмотрим запасные варианты»,— сказал в разговоре с нашим корреспондентом Михал Прымас. Этих запасных вариантов несколько. Президент Союза «PL.2012» Марчин Герра не исключает и возможности использования болельщиками аэропорта в Берлине, откуда скоростным поездом можно довольно быстро добраться до столицы Великопольского воеводства.
В Польше подсчитали, что so время турнира местные аэропорты ежедневно дополнительно примут 150—220 авиарейсов. При этом после модернизации аэропорт в Варшаве сможет увеличить количество воздушных операций (взлет-посадка) за один час с 41-го до 53-х, в Гданьске — с 12-ти до 30-ти, во Вроцлаве — с 15-ти до 30-ти, а в Познани — с 14-ти до 30-ти. Добавим, что модернизация аэропорта имени Фредерика Шопена в Варшаве будет стоить 200 млн злотых (больше 66 млн долларов США), в Гданьске и Вроцлаве — около 400 млн злотых (более 130 млн долларов США), в Познани — 300 млн злотых (около 100 млн долларов США).
Транспорт
Дороги в Польше — не беда, но проблема
Подготовка автомобильной и железнодорожной инфраструктуры Польши тоже вызывает много вопросов, особенно у оппозиционных к правительству партий и независимых экспертов. В текущем году в Польше начали строить участок автомагистрали Стрыкув—Конотопа, который должен быть завершен в мае 2012 года. По этой дороге болельщики из Западной Европы во время чемпионата смогут приехать своим автотранспортом в Польшу, надеются польские организаторы. В свою очередь, важной с точки зрения железнодорожного сообщения является модернизация участка между Варшавой и Гданьском.
Глава Местного оргкомитета по подготовке Польши к Евро-2012 Адам Олкович не скрывает, что существует проблема своевременного строительства дорог к началу чемпионата: «С дорогами у нас есть некоторые проблемы, но они возникают не в связи с нехваткой денег, а из-за того, что вся земля находится в частной собственности и процедура ее выкупа у владельцев занимает очень много времени», — объясняет он. Адам Олкович сообщил, что до начала чемпионата в Польше построят 1,2 тыс. км автомагистралей и около 800 км скоростных дорог. «В стране также активно модернизируют железнодорожные сообщения, чтобы поезда могли ездить со среднеевропейской скоростью 160 км/ч. До начала Евро-2012 отремонтируют необходимые для обслуживания болельщиков вокзалы и купят несколько новых составов»,— подчеркнул Адам Олкович.
Подбивая итоги
Позитивный рост ВВП и деньги Евросоюза
Уходящий год стал особенным ввиду начала организационной фазы подготовки к чемпионату. Приоритетом в этой связи являются вопросы безопасности. В мае 2010-го в Польше был создан Комитет по вопросам безопасности Евро-2012, а в сентябре принята интегрированная Концепция безопасности чемпионата. Замминистра МВД Польши Адам Рапацкий сообщил, что подчиненный ему комитет будет координировать работу около 30-ти институций и силовых структур, которые будут задействованы в подготовке к ЧЕ-2012. В рамках концепции безопасности осуществляется 110 различных проектов. При этом замминистра отметил хорошее сотрудничество с украинским МВД, одним из элементов которого станет подготовка в 2011 году польско-украинской концепции безопасности.
Одним из вызовов в контексте организации чемпионата в Польше называют перемещение болельщиков между городами и внутри самих городов во время турнира. Поэтому в Польше разрабатывают соответствующую концепцию, которая должна учитывать: какие сборные будут играть в тех или иных городах, сколько болельщиков и каким путем они попадут в Польшу. Эти сценарии будут уточняться после жеребьевки финального турнира в декабре 2011 года. Но уже сегодня ведется работа над введением универсального билета Polish Pass, который предназначается для болельщиков и будет включать в себя одновременно такие опции, как резервация отеля, оплата проезда в городском и междугородном транспорте, медицинская страховка.
Таким образом, Польша на сегодняшний день с относительной уверенностью смотрит в будущее в вопросах подготовки к Евро-2012. Немаловажную роль в этом, конечно же, сыграла стабильная финансовая ситуация в стране (наши западные партнеры в кризисном 2009 году стали единственной страной ЕС с позитивным ростом ВВП — 1,7%). Кроме этого, весомым подспорьем в подготовке страны к турниру являются и деньги Евросоюза на развитие инфраструктуры Польши. Тем не менее, риски остаются, и на вопрос справится ли страна с ними, можно будет ответить лишь в июле 2012 года.
Юрий БАНАХЕВИЧ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Муххарем Яшари может покинуть ЛНЗ в ближайшее время
Игра завершилась со счетом 1:0 в пользу неаполитанцев, Артем провел на поле все 90 минут