Мирча Луческу: «Удачный жребий позволяет с 90-процентной уверенностью говорить о выходе Украины в плей-офф»
Интервью с тренером Шахтера
- 16 декабря 2005, 17:00
- |
- 732
- 0
Прежде чем отправиться в отпуск, который главный тренер «Шахтера» решил в компании жены и внуков провести в Италии, он выполнил два обещания. Во-первых, Мирча Луческу прочитал лекцию тренерам украинских клубов, проходивших один из этапов лицензирования прямо на учебно-тренировочной базе донецкого клуба. А во-вторых, сразу после лекции дал интервью корреспонденту «СЭ», в котором подвел итоги необыкновенно длинного и насыщенного футбольного года.
Естественно, прежде всего речь зашла о сборной Украины, пробившейся в финал чемпионата мира.
- Для вас, теперь уже хорошо знающего украинский футбол изнутри, достижение команды Олега Блохина стало сюрпризом?
- Да. И не для меня одного. Это - неожиданность для всего мирового футбола. Дело не только в самом факте присутствия сборной Украины на таком форуме. Особое уважение вызывает последовательность, с которой она шла к поставленной цели, лидируя в самой ровной по силам европейской отборочной группе с первого и до последнего тура. Дания, Греция и Турция - команды с серьезным опытом и амбициями. Тем не менее они ничего не смогли противопоставить дерзости и спортивному духу украинцев.
- Дерзость и дух - единственные достоинства украинской сборной, которые вы заметили?
- Ну почему же? Очевидны четкий тактический рисунок и игровой рационализм - все было подчинено достижению результата. Единственная проблема, которая бросается в глаза: игра команды в значительной степени зависит от Андрея Шевченко. Он - один из наиболее выдающихся футболистов современности, звезда мировой величины - не щадил себя, выходя на поле в майке сборной, играл на грани самопожертвования. Когда же Шевченко отсутствовал, потенциал команды заметно снижался. Как и любой футболист, украинский суперфорвард может устать или, не дай бог, получить травму в самый неподходящий момент. Тренеры сборной Украины должны это учитывать, причем не только в финальной части чемпионата мира, но и на более отдаленную перспективу, чтобы не получилось, как со сборными Турции и Греции. Турки выиграли бронзу ЧМ-2002 - и после этого почему-то понизили порог претензий. Примерно то же самое случилось и с греками - чемпионами Европы-2004. Хотя такие взлеты должны иметь продолжение.
- Выход из группы на ЧМ-2006 можно будет считать новым взлетом сборной Украины?
- Я так не думаю, потому что отношу украинцев к числу фаворитов на этой стадии розыгрыша. У них очень удачный жребий, который позволяет с 90-процентной уверенностью говорить о выходе в плей-офф. Команда Блохина просто обязана сделать этот шаг. И пойти дальше: может быть, даже оглушительно выстрелить, как сделали турки четыре года назад. Во всяком случае, организационные предпосылки для этого созданы. Я имею в виду очень предусмотрительное и разумное решение федерации футбола страны продлить осеннюю часть чемпионата Украины на четыре тура. Чтобы весной турнир финишировал на месяц раньше, чем обычно, и футболисты сборной отправились в Германию хорошо отдохнувшими.
Это очень важный момент. Мы ведь помним, в каком «разобранном» состоянии четыре года назад приехали в Японию и Корею многие европейские звезды, вымотанные выступлениями за клубы. Даже Германия, дошедшая до финала, выглядела в решающем матче с бразильцами беспомощной и безнадежно уставшей.
- Кроме свежести игроков, какие еще аргументы должны сыграть за сборную Блохина?
- Мотивация. Не сомневаюсь, она будет у дебютантов турнира на сумасшедшем уровне. Показать товар лицом на чемпионате планеты - такой шанс для большинства игроков выпадает раз в жизни! Грех им не воспользоваться.
- «Шахтер», кстати, получит как никогда широкое представительство на ЧМ-2006. Это касается не только украинских футболистов клуба - Анатолия Тимощука, Андрея Воробья и Алексея Белика. Дарио Срна сыграет за Хорватию, Игор Дуляй (как и Звонимир Вукич, выступающий сейчас за «Портсмут», но принадлежащий «Шахтеру») - за Сербию и Черногорию, Мариуш Левандовски - за Польшу, Томаш Хюбшман - за Чехию.
- Такой перечень делает честь «Шахтеру», дает основания для гордости за клуб. Но любая медаль имеет и оборотную сторону Нашим сборникам потребуется время, чтобы восстановиться после поездки в Германию. Поэтому мне придется готовить команду с таким расчетом, чтобы этих футболистов было кем заменить.
- Необычайно долгий сезон, длившийся, по сути, от зимы до зимы, стал для футболистов «Шахтера», в котором немало молодых игроков, серьезным испытанием?
- Было нелегко. Особенно с учетом того, что мы много играли в еврокубках: всего набралась дюжина матчей. Плюс четыре дополнительных тура в чемпионате. В ситуации, когда футболисты выходили на поле через два дня на третий, пришлось пожертвовать Кубком Украины. Если вы помните, на матч 1/8 финала во Львов не поехали многие игроки основного состава, которым я дал отдохнуть.
- Впервые слышу от вас, что Кубком «Шахтер» пожертвовал сознательно.
- Я не сказал, что мы не хотели выиграть у «Карпат». Поражение осталось пятном на совести игроков, которые выходили на поле в том матче. Они не справились с поставленной задачей. И все же Кубок по большому счету - второстепенный турнир, и мы не стали драматизировать случившееся.
- Зато разыграли поистине шекспировскую трагедию после поражения в Донецке от киевского «Динамо» в последнем матче первого круга. Именно вы стали детонатором судейского скандала, под знаком которого прошла концовка года. И оказались, между прочим, первым иностранным тренером, которого пригласили для объяснений на бюро ПФЛ и даже оштрафовали на 1000 долларов.
- Формально оштрафовали не Луческу, а клуб, но дело не в этом. Понимаете, украинский чемпионат устроен так, что его исход решается в матчах двух команд - «Шахтера» и «Динамо». Допустим, в России в этом сезоне из 30 матчей первенства страны ЦСКА не выиграл 12 и тем не менее очень уверенно, с солидным перевесом над ближайшим преследователем, стал чемпионом. «Спартак», терпевший поражения в каждом пятом матче турнира, завоевал серебряные медали и путевку в Лигу чемпионов. На Украине, где за титул борются всего два клуба, подобный расклад немыслим! Поэтому судейство в матчах «Шахтера» и «Динамо» должно быть если не безупречным, то непредвзятым. Проанализировав две встречи наших команд в Донецке - в прошлом чемпионате и в нынешнем, я пришел к выводу: работавший на них львовский арбитр Андрей Шандор к «Динамо» был гораздо лояльнее, чем к «Шахтеру». На бюро ПФЛ я показал спорные эпизоды, которые арбитр толковал однозначно - в пользу наших соперников.
- Иными словами подсуживал?
- Скажу мягче: судил в одном направлении. Что, как ни парадоксально звучит, можно объяснить достаточно деликатно. Дело в том, что за годы динамовской гегемонии в украинском футболе многие, включая арбитров, свыклись с почти благоговейным отношением к киевскому клубу. Он невольно оказался в статусе священной коровы. Сами динамовцы, футболисты и тренеры, в этом не виноваты - так уж сложилось. Но вот на арену вышел не менее сильный, амбициозный «Шахтер», и не все психологически оказались готовы с этим смириться. Мы выиграли чемпионат Украины, вторую весну подряд будем выступать в Европе, где в этом сезоне о нас говорили больше, чем о «Динамо». Будь на Украине не два, а несколько по-настоящему сильных клубов, способных бороться за чемпионство, возможно, таких дискуссий вокруг судейства удалось бы избежать.
- Полагаете, что в обозримом будущем такое реально?
- Я считаю, что на Украине достаточно состоятельных людей, которые могли бы взять пример с боссов «Шахтера» и «Динамо» и делать в футбол серьезные инвестиции. Тем более что футбольная инфраструктура - стадионы, тренировочные базы, гостиницы - недвижимость, в которую всегда выгодно вкладывать деньги. Меня, например, вдохновляет, что на пост главного тренера «Днепра» пришел Олег Протасов. Он очень серьезный специалист, выигравший чемпионат Греции с «Олимпиакосом», а последние полгода работавший в Румынии со «Стяуа» и сумевший за короткое время завоевать там большой авторитет. Если его тренерский талант на родине будет помножен на серьезные финансовые гарантии хозяев и спонсоров «Днепра», этот клуб сравнительно быстро поднимется до уровня «Динамо» и «Шахтера», составит им реальную конкуренцию в чемпионате, который пока пресноват с точки зрения главной интриги.
- И все-таки самый тяжелый для вас матч в минувшем сезоне, подозреваю, был не с «Динамо»?
- Вы правы. Это была встреча с бухарестским «Рапидом». Впервые в истории еврокубков команда отца играла с командой сына, и я бы такого испытания не пожелал никому.
- А в чем, собственно, заключалась проблема? Вы как строгий отец должны были поставить сына «на место» - только и всего.
- (Улыбается.) Сейчас легко говорить. Но перед игрой мне было не до смеха. Это оказалось чрезвычайно сложно - объяснить своим футболистам, что играют не отец и сын Луческу, а «Шахтер» и «Рапид». Что это не милая шутка жребия, а матч Кубка УЕФА - очень важный для обеих команд. Мы готовились к этой игре, как к любой другой: закрылись на сборе, тренировались, смотрели видеозаписи, но ничего не помогло… Футболисты «Шахтера» вышли на поле слишком расслабленными, на каком-то подсознательном уровне, словно не верили в серьезность происходящего. В их игровом поведении не наблюдалось той злости, которая бывает обычно.
- Зато «Рапид», похоже, верил в серьезность происходящего.
- Развану было легче настроить команду Молодые всегда хотят себя проявить. Игроки «Рапида», многие из которых когда-то у меня тренировались, взирали на «Шахтер» снизу вверх, как на большой европейский клуб. Я предупредил своих футболистов на установке, что соперники будут супермотивированы, поскольку стремятся как можно дольше продержаться в Кубке УЕФА. Для сына обыграть отца многое значит, хотя Разван, знаю, тоже страдал. Игроки «Рапида» очень хорошо нас изучили: надо иметь в виду что румынское телевидение транслирует все матчи «Шахтера» в чемпионате Украины, не говоря уже о международных встречах.
- С трибуны казалось, что обе команды согласны на нулевую ничью. Но за три минуты до финального свистка в стане «Рапида» вдруг объявился «нарушитель конвенции» - полузащитник Константин Мэлдэрэшану, забивший единственный гол.
- Думаю, люди, допускавшие мысль о «конвенции», в концовке матча получили возможность расслабиться. Все было гораздо прозаичнее: нам не хватило агрессивности, чтобы преодолеть защитные порядки «Рапида», а соперникам оказалось достаточно одной ошибки обороны «Шахтера», исправить которую уже было некогда.
- Скорее всего, «Шахтер» так и останется на втором месте в своей отборочной группе Кубка УЕФА, а это значит, что его следующим соперником будет одна из восьмерки команд, выбывших из Лиги чемпионов. Они уже известны. Какой выбор жребия вы бы предпочли?
- Начну с того, что я еще не расстался с надеждой на первое место в группе (на каком месте финишировал «Шахтер», стало известно сегодня ночью. - Прим. «СЭ»). Но если сложится иначе и нашим соперником станет команда из Лиги чемпионов, может, оно и к лучшему. Проще играть с теми, кто расстроен, выбит из колеи неудачей в самом престижном европейском турнире. Такие команды, как «Артмедиа» или «Тун», представляются даже более опасными, чем «Шальке» или «Брюгге», потому что еврокубки для них - в диковинку, вот они и попытаются продержаться в Кубке УЕФА как можно дольше.
- Насколько далеко распространяются амбиции «Шахтера» в нынешнем розыгрыше трофея?
- Как тренер я уже шестой раз подряд буду встречать еврокубковую весну. Дважды это было с «Галатасараем», дважды - с «Бешикташем» и теперь - с «Шахтером». Надеюсь, накопленный опыт не пройдет бесследно. Могу повторить то, о чем уже говорил: при благоприятном стечении обстоятельств «Шахтеру» вполне по силам дойти до финала. Ну а там уж точно нельзя останавливаться. Что ни говорите, а пример ЦСКА очень заразителен!
Юрий Юрис, «Спорт-Экспресс в Украине» (Киев), официальный сайт Шахтера