Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Англия
| Обновлено 13 мая 2020, 15:17
7448
3

«Trautmann» – фильм о солдате вермахта, ставшем легендой Англии

Виталий Пасичный рассказывает о картине про легендарного Берта Траутманна

| Обновлено 13 мая 2020, 15:17
7448
3
«Trautmann» – фильм о солдате вермахта, ставшем легендой Англии

Спорт встал на паузу во всем мире, но это не повод о нем забывать. Во времена, когда все мы заперты в четырех стенах, самое время пересмотреть или открыть заново для себя хорошие фильмы, в том числе и о спорте. Продолжаем нашу рубрику «Киноспорт».

Прототип

«Я очень часто чувствовал, что у меня два сердца или одно, но из двух половин – английской и немецкой».
                                                                                                                                                                Берт Траутманн

В нашем мире немало сюжетов, которые можно с легкостью экранизировать, ничего не меняя, но также есть сюжеты, перенос которых на экран кажется проблематичным из-за исключительной неправдоподобности. История Берта Траутманна именно из таких. Простой немецкий парень почти что в буквальном плане прошел Крым и Рим, сто раз мог погибнуть, но не получил даже ни одного серьезного ранения, в уже зрелом возрасте ворвался в профессиональный футбол и был признан лучшим футболистом чемпионата Англии, несмотря на ненависть миллионов в начале карьеры.

Бернхард Карл Траутманн родился в простой бременской семье: отец работал в порту, прошел Первую Мировую, мать была дочерью мелкого торговца и занималась детьми. Берт не мог и не хотел получать хорошее образование – гораздо больше ему нравилось гонять мяч на пустырях Бремена. Выдающиеся данные позволили ему попасть не только в дворовые команды, но и в структуру, которая организовывала в том числе и соревнования между юношами – благо новая власть резко заинтересовалась развитием здоровья рядовых немцев.

Структура звалась гитлерюгендом, и Берт Траутманн понемногу стал участником немецкой спортивной пирамиды. Он выходил на газон только что построенного «Олимпиаштадиона»: на национальном соревновании старших школьников бременец выиграл соревнования по метанию копья и попал в призеры в беге на 60 м, прыжках в длину и толкании ядра. Берт любил не только играть, но и смотреть спорт: каждые выходные он спешил на «Везерштадион», чтобы посмотреть и помечтать о выступлениях за «Вердер»…

А потом началась война.

Судьба Траутманна, может, и не лучше всех, но очень хорошо объясняет, каким образом за режим Гитлера добровольно шли воевать миллионы немцев. Траутманн имел в качестве перспектив для зарабатывания денег работу либо в порту, либо в армии. Берт выбрал второй путь, стал работать сначала слесарем-механиком, потом радистом. Только вот беда: выдающихся умственных способностей у Берта не было, высочайшим требованиям передачи информации он не соответствовал – и со временем ушел туда, где были актуальны его физические данные. В парашютные войска.

В той части, где начал службу Берт, до конца войны не дожило даже 10% поступивших – но за спиной Траутманна, видимо, была целая армия ангелов-хранителей. Трижды он попадал в плен – по иронии судьбы, в руки советских, французских и американских солдат – и трижды бежал, спасаясь, скорее всего, от расстрела. Однажды на дом, в подвале которого находился Берт, была сброшена бомба: погибли все, кто находился над ним, а сам Траутманн три дня лежал под обломками, но выжил. Однажды за помощь другу он попал на три месяца в тюрьму (между прочим, житомирскую), а там у него случился приступ аппендицита – но ему успели оказать помощь.

За героизм и выдающуюся самоотдачу Берт был награжден Железным крестом первой степени, но, на счастье всех нас, закончил войну все же в статусе военнопленного. Его взяли как раз возле Бремена – и, поскольку этот город относился к британской зоне оккупации, очень скоро наш герой оказался в лагере близ Ливерпуля. Конечно, на Альбионе немцам пришлось в первую очередь тяжело работать (конкретно Берту пришлось трудиться сапером), но своя футбольная команда была и в лагере.

Самое интересное, что даже просто в ворота Траутманн встал далеко не сразу. Идеальный атлет, он изначально играл в поле, на позиции инсайда, и попал в рамку «классическим» путем: травму получил основной атлет, Берт встал в рамку, и получилось внезапно хорошо. Повезло, конечно, что в местном регионе нашелся фанатик, пытавшийся усилить свою любительскую команду любой ценой: босс «Сент-Хеленс Таун» не побоялся ставить в основу вратаря прямо из бараков лагеря.

У Траутманна появилась жена, ребенок, появились и кумиры. Он следил за Тедом Сейгаром – вратарем «Эвертона», рекорд которого по матчам за клуб держался до девяностых, даром что шесть лет карьеры были украдены войной – и пытался перенимать лучшие компоненты его игры.

Помните, что Берт учился на радиста? Благодаря этой строке в биографии у него развилась великолепная реакция. Он служил парашютистом? Налицо развитые прыгучесть и атлетизм. Он с детства занимался спортом? Имеем спортивный характер. Он стал лучшим школьником Германии в метании копья? Получите потрясающие по дальности и точности вводы мяча в игру рукой. Ну и, конечно, отсутствие страха в любых игровых эпизодах – человек, который сотни раз смотрел в лицо смерти, не мог бояться каких-то стыков.

Но есть одно «но». Можно было долго радоваться за бывшего солдата, который хорошо играл на первенство бани, но профессиональный спорт, даже в сороковые – совсем другая история. Скорее всего, Траутманн так и играл бы всю оставшуюся карьеру за любительские команды, если бы не Typical City.

Такое прозвище еще далеко не шейховский «Ман Сити» получил за то ли любовь, то ли умение попадать в странные приключения: например, ему случалось вылететь из высшей лиги в статусе чемпиона, еще и забив в сезоне больше всех. Легенды «горожан» до Агуэро и Туре – валлийский шахтер Билли Мередит, почитавшийся лучшим футболистом мира, или, например, спортсмен-универсал Марк Вуснэм, который, помимо матчей, участвовал еще и в регате Оксфорда и Кэмбриджа. Неудивительно, что именно такой клуб не постеснялся пригласить бывшего солдата вермахта.

Если до появления Траутманна в воротах любительской команды почти никому не было дела, то трансфер в «Ман Сити» вызвал двадцатитысячный митинг протеста. В стране, потерявшей 400 тысяч человек во Второй Мировой, немцев ненавидели еще очень долго, и Берту пришлось свыкаться с окриками «Наци! Наци!» на матчах. На них отвлекаться ему, впрочем, времени не было: «Ман Сити» был аутсайдером высшей лиги, и вратарю приходилось безостановочно спасать ворота, чтобы оставить команде шанс на непоражение.

Насколько хорош был голкипер Траутманн? В 1956-м году он стал первым иностранцем, признанным футболистом года – и больше двадцати лет оставался единственным игроком с континента, удостоенным этой чести. Стэнли Мэтьюз называл его великим, Бобби Чарльтон – лучшим вратарем в мире. Очевидцы считают Траутманна первым вратарем Англии, вводившим мяч в игру рукой на чужую половину поля – тот «Ман Сити» по примеру великих венгров играл низом, и такая помощь от Берта была очень кстати. И это при дебюте в профессиональном футболе в 25 лет! Сложно даже представить, каких высот бы достиг Траутманн, если бы не война…

Матчем, по которому Траутманна будут помнить, стал финал Кубка Англии-1955/56. «Ман Сити» рубился, имея редкий шанс взять трофей, игра с «Бирмингемом» складывалась удачно, как вдруг при счете 3:1 один на один с вратарем вышел Питер Мерфи. Немец бросился сопернику в ноги, отбил мяч – и услышал страшную боль в шее.

Тренер уже собирался поставить в ворота защитника (замен тогда еще не было), но Траутманн, понимая важность момента, принял решение доиграть матч. Сквозь боль он выполнил пару сложных сейвов, получил Кубок из рук Елизаветы II, отпраздновал с партнерами победу – но боль все не уходила. Обследование на следующий день показало, что Берт в очередной раз в жизни чудом выжил: у него был сломан шейный позвонок, и только уникальное стечение обстоятельств спасло ему жизнь.
Фотография сразу после победы. Траутманн еще и сам не знает, что его шея сломана

Траутманн провел за «Манчестер Сити» 15 сезонов – он и сейчас идет на четвертом месте в списке гвардейцев «горожан». В 1964-м году, когда Траутманн принял решение закончить карьеру, все лучшие игроки Великобритании выразили желание сыграть в его прощальном матче: на поле вышли и Лоу, и Чарльтон, и Мэтьюз. По окончании карьеры Берт стал тренером-пилигримом: руководил сборными Мьянмы, Танзании, Либерии и Пакистана, учил футбольную периферию азам футбола. Уже на старости лет Берт основал фонд имени себя, которым руководил из Валенсии.

В 2007-м году Берт Траутманн был признан лучшим игроком в истории «Манчестер Сити», а тремя годами ранее стал, наверное, единственным человеком, удостоенным и Железного Креста, и Ордена Британской Империи. Елизавета II, с которой он встретился спустя 48 лет, спросила его: «У вас все еще болит шея?».

Реализация

Удивительно, что такой человек не удостоился байопика при жизни, но через пять лет после смерти (Берта не стало в 2013-м) о нем решились снять кино. Фильм «Траутманн», в русскоязычном прокате получивший простое имя «Голкипер», вышел бюджетным: конечно, любопытно узнать, что одну из ролей второго плана исполняет актер, который ранее играл Дадли Дурсля в «Гарри Поттере», но звезд первой величины в фильме точно нет.

Первое ощущение, которое оставляет фильм: необычайного чувства вкуса. «Голкипер» вышел ироничным, добрым и жизнеутверждающим. Когда начальник наскоро сколоченного английского концлагеря говорит Траутманну: «Если бы это решал я, вы бы все уже лежали в общей яме», а Берт отвечает: «Я рад, что это решаете не вы», невозможно не улыбнуться.

Приятно также, что фильм снят с большой любовью к деталям. Траутманн много рассказывал, писал о себе – и приятно, что сценарист и режиссер изучили материалы. Некоторые детали, повторюсь, выглядят неправдоподобными, но от этого не перестают быть правдивыми. Например, большой вклад в адаптацию Траутманна в Манчестере сделал не кто иной, как местный раввин: выступление безмерно уважаемого Александра Альтманна в поддержку Берта изменило настроения внутри обширной еврейской общины Манчестера. Этот эпизод, публикация Альтманна в газете, приводится как один ключевых в фильме.

Вместе с этим сложно поспорить, что некоторые эпизоды фильма слишком театрализованы. Сложно представить что-то более абсурдное, чем разрешение любовного треугольника из Траутманна, его будущей жены и еще одного претендента на ее сердце при помощи… пенальти (герой-неудачник предлагает определить победителя, пробивая пенальти, но Берт даже не прыгает, считая саму идею безумной). Излишне говорить, что ничего этого на самом деле не было – но и как сюжетный поворот это совершенно не работает.

Как обычно, ради привлечения женской аудитории в «Траутманне» значительная часть сюжета посвящена его отношениям. Там есть о чем рассказывать – Берт выбрал в супруги не кого иного, как дочь владельца своей первой команды – но много сцен добавлена сценаристом просто от себя (конечно же, Берт никогда в детали личной жизни никого не посвящал) и для красоты момента. Из-за этого многие эпизоды его карьеры освещены вскользь – про тот же «Ман Сити» рассказано очень мало – или просто сжеваны.

А главное, чего недостает фильму – отсутствие рассказа про военную жизнь Траутманна. Вот так вот, просто: уже на второй минуте Берт показывается в лагере военнопленных, и весь фильм посвящен только «островному» этапу его жизни. Это, конечно, просто ни в какие ворота – создатели просто пошли по легкому пути, не став демонстрировать службу Берта режиму Гитлера.

Феномен Траутманна ведь в том и заключается, что он на одном отрезке жизни убивал людей, а на втором сумел заслужить прощение их родственников. Показать просто хорошего парня, которого в начале фильма оскорбляют, а потом любят – халтура. Фильм не дает ответа даже на один из первых вопросов, которые возникают при ознакомлении с биографией Траутманна: за что конкретно он получил Железный Крест?

В общем, тезисам «такая история заслуживает лучшего» и «хорошо, что такой фильм сняли» суждено в оценках данного творения соседствовать, никак не вытесняя друг друга. Берт сделал для сближения Германии и Великобритании больше, чем все политики, и снять провальный фильм по такому сюжету было почти невозможно. Смотреть «Голкипера» приятно, можно даже сказать, что он понравится слабому полу и тем, кто не интересуется футболом – но это не отменяет много важных «но», которые нависают над данной картиной.

Чему нас учит история Траутманна? Конечно, почивший в 2013-м году немец не был святым. Он сам записался на фронт, сам служил Гитлеру, сам бежал из плена обратно в немецкую армию – и даже в бытность игроком однажды напал на арбитра в подтрибунном помещении, будучи недовольным судейством. Но Берт, вся его жизнь отлично показывает: пока человек жив, точки невозврата не существует. Всегда можно исправиться и заслужить не только прощение, но и любовь.

Фильм: «Trautmann»
Жанр: байопик
Год: 2018
Спорт: футбол
Оценка «Киноспорта»: 7/10

Читайте также: 

Игра их жизней: как в Голливуде сняли, возможно, лучшее кино о соккере
Тоня против всех – жаркий лед вокруг Оксаны Баюл
Sunderland 'Til I Die – сериал-катастрофа про Черных Котов
Гол! – как о футболе попробовали снять блокбастер
Английская игра – новинка Netflix о начале футбола
Крутые виражи: фильм о ямайских бобслеистах

Источник Sport.ua
Оцените материал
(14)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Ракицкий может покинуть Шахтер и перейти в клуб-аутсайдер УПЛ
Футбол | 25 апреля 2024, 12:41 7
Ракицкий может покинуть Шахтер и перейти в клуб-аутсайдер УПЛ

Опытным центральным защитником интересуется «Металлист 1925»

Лунин в этом сезоне сядет на скамью для запасных. Стали известны причины
Футбол | 25 апреля 2024, 11:05 14
Лунин в этом сезоне сядет на скамью для запасных. Стали известны причины

Анчелотти планирует выпустить Кепу и Куртуа в старте в ближайшее время

Комментарии 3
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Игорь Кондратьев
Жанр: байопик
sand
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Юрий Бойко
Может и усик когда-нибудь перестанет руснявым и гундяевским служить?