Чтобы духу не было
Введение видеоповторов в футболе неизбежно, но оно никак не повлияет на дух игры
- 14 июля 2010, 07:57
- |
- 1392
- 4
Южноафриканский чемпионат, по всей видимости, стал последним, на котором проявления судьбы не сведены к минимуму: технологический прогресс неумолим, и в борьбе с ним консерваторы неизбежно терпят крах. Даже являясь, по сути, монополистом и имея возможность не считаться с чужим мнением, ФИФА сейчас стоит перед необходимостью использовать достижения цивилизации. Футбол - это игра, но это и жизнь, а жизнь не стоит на месте, она развивается. Если ее искусственно зажимать, не давать эволюционировать, то ничем хорошим это не закончится: история знает два пути развития, и второй из них, революционный, способен привести к самым непредсказуемым последствиям. Лучше сделать один маленький шаг для человека и огромный - для всего человечества, чем потом нагонять ушедший вперед поезд и вводить одну решительную меру за другой.
Уже сейчас в решениях футбольных властей можно найти некоторые противоречия - правда, противоречия, пожалуй, полезного толка. Отказывая игре во введении видеоповторов, ФИФА, тем не менее, движется по пути прогресса, предлагая участникам действа предельно современный мяч. «Джабулани» с его повышенной, едва ли не идеальной круглостью является последним словом в деле производства инвентаря - и, одновременно, свидетельством отсутствия последовательности в решениях ФИФА касательно противления технологиям.
Логика федерации проявляется в другом - в потакании воле случая. Такая позиция соответствует духу игры как жизни - жизни, в которой значение счастливого либо не очень эпизода весьма велико: всего лишь один-единственный поворот может как открыть прямую дорогу на вершину, так и низвергнуть в пропасть. Но если так серьезно браться за соблюдение духа игры, то, наверное, есть резон обратить внимание на современное искусство, в котором носителями идеи по-прежнему остаются старомодные винил и пленка - в противовес бездуховным цифровым изобретениям.
Там же легко вылавливается и следующая закономерность - массовая культура жадно поглощает большинство технологических новинок, и наиболее популярными становятся вещи, соответствующие своему времени. Абстрактные идеалы духа остаются уделом тонких ценителей, численность которых сравнительно невелика. Желание ощущать себя эстетом в современном мире, развивающемся с невероятной скоростью, очень быстро превращает потребителя в члена закрытого клуба - а человеку, находящемуся у руля самой популярной игры в мире, это строго противопоказано. Элитарность попросту противоречит демократичной сущности футбола.
Цивилизация ведет мир, в том числе, к устранению случайностей ради торжества закономерностей. В главных европейских лигах, по которым принято ориентировать развитие игры, уже нет неожиданных победителей наподобие какого-нибудь «Блэкберна». Наверху оказываются отлаженные структуры - те же закономерности, средством реализации которых, как и в обычной жизни, являются деньги.
Чемпионат мира, избавленный от подобного рычага воздействия на составы участников, остается в этом плане гостем из прошлого, носителем футбольного духа в чистом, не замутненном биржевыми играми смысле. Это состязание команд, а не борьба кошельков, гонка вооружений тактических, а не финансовых. Соревнованиям сборных не страшен никакой технологический прогресс - здесь по-прежнему есть возможность насладиться торжеством Его величества случая, и возможность эта никоим образом не исчезнет с введением видеоповторов или других, более умных систем.
История не приемлет сослагательного наклонения, но иногда воображение так и просится на волю, отталкиваясь от сюжетных случайностей и разыгрывая вероятные сценарии. Что было бы, не соверши свою ошибку Роберт Грин. Не отбей Эйдзи Кавасима мяч за линию ворот после удара Уэсли Снейдера. Не закрутись «Джабулани» в сетку сборной КНДР с нулевого угла. Не попади, в конце концов, Асамоа Гьян в перекладину.
Но как раз перекладина имени Гьяна осталась после ЮАР предвестником грядущего поражения человечества в борьбе с цивилизацией. Голы Карлоса Тевеса и Фрэнка Лэмпарда, засчитанный и нет; неперебитый пенальти Оскара Кардосо, но перебитый, ровно по той же причине, - Хаби Алонсо; гол Луиса Фабиано в ворота сборной Кот-д'Ивуара; удаление Харри Кьюэлла за выдуманный гандбол; желтая карточка Томасу Мюллеру и пропущенный им полуфинал; пенальти Асамоа Гьяна, которого не было - грандиозное количество неверно истолкованных моментов отразилось на ходе всего чемпионата. Судейские ошибки, как нам не устают повторять, - это часть футбола, и, ФИФА, похоже, крепка в своем стремлении отстоять права человека на несовершенство.
Самой человечной в ЮАР предстала сборная Нидерландов, благодаря своему духу победившая одну систему, бразильскую, но павшая от другой, испанской. Ее случай уступил выстроенной, безупречной закономерности - в матче, переполненном различными вариантами развития событий из все той же серии «что было бы, если». Эта ветвистость сюжета, победа системы в игре случайностей, превратила йоханнесбургский финал в мощный ответный удар человечества по цивилизации - поражение, конечно, грядет, но в далекой перспективе. Не стоит так уж переживать за пресловутый дух - футбол всегда останется игрой, в которой место случая незыблемо.
...и в которой даже главная драма может произойти по недосмотру. Джон Пэйнтсил навесил, Кевин-Принс Боатенг протолкнул мяч дальше - а в этот момент два его партнера залезли в офсайд. В идеальном мире не было бы ни игры рукой Луиса Суареса, ни пенальти Асамоа Гьяна. Может быть, судейские ляпы - это не так уж и плохо: когда случится неизбежное и цивилизация возьмет верх над человеческой природой, они будут напоминать о том, что когда-то люди совершали ошибки.
Игорь ЗЕЛЕНИЦЫН, Eurosport