Видео-конференция с Роберто Моралесом. ВИДЕО LIVE!
В гостях у редакции www.sport.ua известный телекомментатор и ведущий
- 27 ноября 2009, 19:12
- |
- 4875
- 15
В четверг 3 декабря в редакции www.sport.ua состоится видео-конференция с известным телекомментатором, ведущим программы «Відверто про футбол» на телеканале «Мегаспорт» Роберто Моралесом.
Наш сайт предоставляет Вам уникальную возможность задать свои вопросы Роберто, а также следить за тем, как отвечает наш гость в режиме LIVE, благодаря видео-трансляции в прямом эфире.
Начало видео-конференции в 12:00. Задавайте свои вопросы уже сейчас.
Мундиаль от Моралеса
Среди комментаторов, освещавших матчи минувшего первенства мира в Германии на украинских телеканалах, особое внимание зрителей привлек журналист со странным для нашей страны именем - РОБЕРТО МОРАЛЕС. На интернет-форумах, посвященных мундиалю, сразу появилась «железная» версия: это - псевдоним. Спешим разочаровать сетевых «детективов». Роберто Моралес - реальное имя реального человека, причем даже не иностранца...
В Чили я - Иван Петренко
- Роберто, честно говоря, когда впервые услышала вашу фамилию, тоже подумала, что это псевдоним...
- Что ж поделаешь, так реагируют все. Если в испаноязычных странах это имя так же распространено, как у нас Иван Петренко, то в Украине Роберто Моралес звучит весьма экзотично. У некоторых такая «экзотика» вызывает раздражение, мол, что это за имя для украинского телевидения?! Но, согласитесь, имя - дополнительная реклама мне же: для большинства зрителей такой комментатор незамеченным не пройдет.
Посудите сами, не можем же мы писать в титрах «комментирует Роберто Моралес (имя настоящее)» или «Роберто Моралес - гражданин Украины». Но когда люди узнают о реальности моего имени, то все вопросы исчезают...
- В таком случае не могу не спросить: откуда такое экзотическое имя? Знаю, что родились вы в Запорожье...
- Им я обязан своему отцу - чилийцу по происхождению. Многие склонны связывать его переезд в СССР с переворотом 1973 года, однако это не совсем так. Его как молодого специалиста послали в Москву в командировку - на один месяц. И именно в этот период произошла смена власти. Так как он был членом профсоюза, возвращаться на родину было очень опасно - с большой вероятностью его там ждал расстрел. Вот и пришлось обживаться в новой стране. Через какое-то время отца пригласили работать на запорожский завод «Коммунар», ныне «АвтоЗАЗ». Так он попал в Запорожье, где живет и работает и поныне, правда, уже не на заводе, а переводчиком с испанского, итальянского, португальского.
«Дикий» дебют
- Наверное, именно отец привил любовь к спорту?
- Да. Моими первыми яркими впечатлениями, как и для многих мальчишек, были футбольные чемпионаты мира - смотрел их с самого детства. Толком не могу вспомнить подробности, но эмоции в памяти всплывают. В 1982 году, когда мне было шесть, очень расстроился после какого-то матча - больше никаких подробностей. Сейчас уже знаю, что это был поединок Италия - Бразилия. С тех пор футбол меня увлек. Чемпионат 1986-го помню уже хорошо, тогда я что-то записывал: свои мысли, впечатления, какую-то статистику. Дальше - больше...
Однако я был только болельщиком, серьезно спортом я никогда не занимался - в детстве часто переходил из одной секции в другую, дольше всего задержавшись на стрельбе из лука. Думаю, ничего мне сильно не нравилось, не захватывало.
- Значит, карьера спортивного журналиста и комментатора была предрешена заранее?
- Отнюдь! Я никогда не думал, что буду работать на телевидении, и даже цели себе такой не ставил. Попал в эту сферу случайно, но мне очень понравилось. Пошел работать спортивным журналистом сразу после университета. По образованию я историк, и как наука история мне до сих пор очень интересна. Но устроиться по специальности я не мог - вариант работы в школе отпал сразу, а заниматься историей серьезно мне помешало тогдашнее разгильдяйство.
Поиски работы остановились на гостелевидении в Запорожье. Сразу пошел в спортивную редакцию, потом, правда, пробовал работать в других направлениях журналистики - пару месяцев был корреспондентом регионального выпуска «Комсомольской правды», вроде бы что-то получалось, особенно в рубрике «криминал», но мне это было неинтересно. Затем перешел на региональный канал ТВ-5.
Поначалу было очень увлекательно. Мы делали собственные программы - энтузиазм был дай Бог! Но большую часть эфира все равно занимали российские программы и трансляции. Нам не хватало техники и самое главное - заинтересованности со стороны руководства.
- Поэтому вы и оказались в Киеве?
- Я понял, что дома расти больше некуда, а мне хотелось развиваться. Несмотря на это, решение о переезде далось мне с трудом. Решился на этот шаг не сразу - семья жила в Запорожье, мы с женой обустраивали там квартиру, и все разом бросить нам было трудно. Но потом я все же рискнул - устроился в спортивную редакцию «Нового канала». А когда предложили работать на «Мегаспорте», ни минуты не думал, ведь на любом канале спорт стоит далеко не на первом месте, а тут без вариантов - спорт и только спорт. Поэтому ощущения от работы совершенно иные.
- А когда пришлось освоить профессию комментатора?
- Первый раз пригласили меня комментировать, когда был еще студентом. Мой отец знаком с человеком, который возглавлял редакцию на областном телевидении. Это были «дикие» времена - 1996 год, когда на региональном телевидении можно было воровать сигналы любых каналов. Время от времени они записывали какие-то международные матчи и показывали. Иногда даже в прямом эфире. Естественно, с нашим комментарием. Вот мне и предложили прийти попробовать, так как отец «прорекламировал» меня, мол, я очень интересуюсь и хорошо разбираюсь. Тогда я отнесся к этому как к развлечению, записал комментарий, а потом это даже пошло в эфир. Мне было интересно, но не более того.
Впоследствии пришлось вспомнить об этом ремесле, когда стал работать на телевидении.
Чемпионат с настроением
- На комментаторе лежит довольно большой груз - понравишься ли зрителям, не будешь ли мешать. Не страшно ли работать в прямом эфире?
- Поначалу чувствовал себя напряженно, и мне не всегда нравилось то, что получалось. Со временем освоился, но и сейчас случаются комментарии, которые даются тяжело по каким-то причинам, в том числе и техническим.
Разнервничаешься перед эфиром, потом и комментарий не выходит - сам понимаешь, что не то говоришь, а ничего поделать не можешь... А бывает, все идет очень легко.
- Как было на минувшем чемпионате мира в Германии? Довольны ли своими комментариями?
- Чтобы совсем плохо получалось, такого не было. Но каждый комментарий нужно смотреть отдельно. Всегда сразу после эфира чувствуешь, чем доволен, чем нет. Если говорить в целом, я провел этот чемпионат с настроением и каким-то внутренним оптимизмом.
- Некоторые комментаторы грешат приверженностью к одной из команд, за вами такого не замечалось. Однако, как и у любого человека, у вас наверняка есть любимчики. Когда болеешь за одного из соперников, сложнее комментировать?
- Лично мне скорее легче, но об этом надо спрашивать у зрителей. Среди клубных команд особых предпочтений у меня нет. Среди сборных их больше, однако нахваливать одного из соперников, конечно, никто не будет. Даже наоборот, бывает, если команда нравится, а у нее что-то не выходит, начинаешь злиться. Но с этим я вроде бы справляюсь.
- В последнее время к комментаторам в Украине отношение, мягко говоря, не очень хорошее. Вас это не смущает?
- Как вам сказать... В любом случае всем не понравишься - одни меня слушают с удовольствием, другие - нет. Друзья и сотрудники часто мне пересказывают сообщения с футбольных интернет-форумов, ведь сам я их не читаю. Есть ругательства, есть и похвала.
Когда критика конструктивная, ее автор указывает на то, что не понравилось, это одно дело, а когда просто так хулят - и говорить не о чем. Безусловно, очень приятно, когда кто-то говорит, что моя работа ему понравилась.
- Кстати, на одном из таких форумов вас назвали Роберто Мундиалес. Как вам такой «псевдоним»?
- (Смеется). Ничего, интересный получился. Надо запомнить.
еженедельник «2000»