Путь Иль Луче
Мирча Луческу пять лет шел к победе в Кубке УЕФА, но своего добился
- 22 мая 2009, 13:12
- |
- 2567
- 4
В Италии его прозвали Лисом, на родине величают Иль Луче, а в Донецке по оставшейся от Скалы традиции - Мистером. Луческу - первый и пока единственный наставник, сумевший в течение двух лет подряд и трижды суммарно лишить чемпионского титула киевское «Динамо». Да и вообще покончить с гегемонией киевлян на внутренней арене. А после победы над динамовцами в полуфинале Кубка УЕФА поднять свой статус до невиданных доселе высот. Оставалось только повременить с тем, когда же румынский специалист доставит в столицу Донбасса столь желанный в клубе и болельщицких кругах края трофей...
В Украине Иль Луче прославился не только победами над «Динамо», но и тем, что неоднократно высказывал претензии в адрес судейства и методов управления национальным футболом со стороны федерации. Причем нередко его суждения становились предметом острых дискуссий на страницах прессы и обострением отношений между непримиримыми соперниками. Так кто же он, мистер Луческу?
Гонец из Стамбула или заложник Бекали?
По собственному признанию, первые контакты с руководством донецкого «Шахтера» у Луческу состоялись еще в ту пору, когда он руководил «Галатасараем». Сменив на тренерском мостике турецкого гранда знаменитого Фатиха Терима, румын тут же отличился блестящей победой над «Реалом» в матче за Суперкубок УЕФА.
Наверное, этот факт, а также победа в чемпионате страны в следующем сезоне подтолкнули Рината Ахметова к мысли, что Луческу - именно тот специалист, который и нужен горнякам, дабы реально приблизиться к покушению на безоговорочное превосходство киевлян на большинстве направлений внутреннего противостояния. Однако Мирча с первого раза хозяину «Шахтера» отказал, поскольку был связан обязательствами с турками.
Ахметов нанял Скалу, затем пришла очередь Шустера, а Луческу пришлось ждать своего часа. С «Галатасараем» он распрощался, стал еще раз чемпионом Турции с «Бешикташем», но оказался под огнем нещадной критики, растеряв на финише следующего сезона все добытое прежде. Тренер списал неудачи на происки конкурентов и судей, и отправился в разведку в Донецк, тайно встретившись с президентом и ознакомившись с блестящими условиями работы, которые ему тут предлагали.
Но тайное стало явным. В одном самолете рейсом из Стамбула в горняцкую столицу летели известные в Румынии футбольные агенты - братья Иоанн (Джованни - как он сам себя величает на итальянский манер) и Виктор Бекали (кузен обоих Джиджи Бекали является хозяином и президентом «Стяуа»). Они-то и раструбили на весь мир, что Луческу одной ногой уже в «Шахтере». И даже потребовали от него миллион долларов за содействие в подписании соглашения, хотя после разрыва с Иль Луче в 2000 году Бекали больше вредили, нежели помогали некогда своему клиенту. Впрочем, в данном случае огласка лишь ускорила официальное оформление отношений.
Трудовые миллионы Иль Луче
Контракт с «Шахтером» был подписан сроком на три года - до мая 2007-го и впоследствии продлен до лета 2009-го, а затем, после недавнего успешного исхода противостояния с «Марселем» в четвертьфинале розыгрыша Кубка УЕФА, еще на два года. Как отмечала румынская пресса, Ахметов назначил Луческу оклад в два с половиной миллиона евро за сезон (более двухсот тысяч евро в месяц), который затем был увеличен до трех миллионов и на этих же условиях пролонгирован. Первоначально это было столько же, сколько зарабатывал в миланском «Интере» Альберто Дзаккерони и в два раза больше, нежели пытавшийся в свое время покорить Донецк Скала.
Румын вошел в восьмерку самых высокооплачиваемых тренеров мира, которую в ту пору возглавлял сэр Алекс Фергюсон из «Манчестер Юнайтед» - 8,6 миллиона евро. В Румынии тут же не упустили повода подсчитать, а сколько Луческу заработал за свою предыдущую футбольную жизнь. Оказалось - около 12 миллионов долларов (или приблизительно 11 миллионов евро). То есть, за пять лет в Донецке он в два с лишним раза увеличил состояние, нажитое в течение всей предыдущей жизни. И это еще не предел!
Впрочем, среди знаменитых земляков Иль Луче оказался лишь пятым. Тягаться с Гeopre Хаджи (40 миллионов) или Георге Попеску (35) ему было тяжело. Тем более что в мае 2005 года был объявлен банкротом брашовский комбинат Romradiatore, главным акционером которого являлся мистер Луческу. «Это настоящее воровство,- возмущался наставник «Шахтера».- С тех пор, как я приобрел эту фабрику, я регулярно платил все налоги. Но когда ты уезжаешь, тебя могут обокрасть. Кто-то поторопился приобрести предприятие, пока не вступил в силу новый закон».
Любопытная история, связанная с деньгами, случилась с Луческу во время его работы в «Галатасарае». Клуб, несмотря на победу в Суперкубке УЕФА и участие в Лиге чемпионов, испытывал серьезные финансовые проблемы и едва не стал объектом расследования специального комитета Европейского союза футбольных ассоциаций. И если задолженности игрокам в итоге были без проволочек погашены, то тренер оставался без оклада в течение девяти месяцев. «Да, я не получаю зарплаты уже длительное время, но не собираюсь сдаваться. Мы еще покажем свой характер», - не падал духом Луческу.
Академик из бедного квартала
Выходцу из многодетной семьи, проживавшей в одном из далеко не самых богатых кварталов Бухареста, уповать на характер приходилось с самого детства. Иначе не стал бы Луческу не только классным футболистом, но и известным тренером, и одним из наиболее уважаемых людей своей страны.
«В футбол мы играли от рассвета до заката,- рассказывал он журналистам. - Как и все послевоенные дети, играли на улице. Играли босиком, поэтому ногтей на ногах не было ни у меня, ни у моих друзей. Да мы вообще до ноября не знали, что такое обувь!..»
Несмотря на тяжелое детство (отец Михай и мать Мария без устали работали, чтобы поднять на ноги пятерых детей) и увлеченность футболом, Мирче удавалось хорошо учиться. Более того, после окончания средней школы он в числе других ста счастливчиков поступил в Национальную академию на факультет внешней экономики. Это наверняка бы сделало его будущее безоблачным, даже если бы Луческу и не связал свою жизнь с игрой миллионов.
С другой стороны, академическое образование позволило ему не только получить престижную специальность, но и заложило фундамент личностного восприятия окружающего мира, что впоследствии сказалось на взаимоотношениях Иль Луче с подопечными, функционерами, людьми бизнеса и прессы. Да и сегодня Мирча Михайлович за словом в карман не лезет, чтобы выразить свою точку зрения на те или иные события общественной жизни. Конечно, с ним можно не соглашаться и даже спорить, но уважения к себе Луческу неизменно требует.
Украинские корни семьи Луческу
Во время учебы в академии Луческу познакомился со своей будущей супругой, с которой они неразлучны вот уже более 40 лет. Вместе стояли в очереди в вузовской столовой, Елена Страчан оказалась студенткой исторического факультета. Ее родители - урожденные одесситы, поэтому с детства жена хорошо владеет русским языком. Знать бы, что когда-нибудь придется ехать в Донбасс, лучше бы налегал на русский и сам Иль Луче, которому четырехлетний школьный курс особо не помог.
Единственный сын Мирчи - Разван Луческу, бывший тренер и вице-президент «Рапида» из Бухареста, а ныне наставник сборной Румынии. Есть у донецкого Мистера и внуки - Марие-Луизе скоро исполнится 17 лет, а Матею уже 15, он учится в британской школе. Любопытно, что когда Разван выбирал свой путь в футболе, отец назвал единственным амплуа, в котором их не будут сравнивать, вратарское. И сын стал голкипером! Особых успехов, правда, не добился, но хоть одно выступление под национальным флагом, да есть.
Сам Мирча в футбол пробивался тяжело - слишком многое значила для него учеба. Даже приглашение из студенческого «Спортула» в «Динамо» не вскружило голову - был период, когда он предпочел скромную «Политехнику». Однако талант Луческу-старшего был слишком явен, чтобы его не заметить. Подтверждением тому стал вызов в национальную команду из клуба второй лиги и присвоение ему звания мастера спорта. Уникальный для Румынии тех лет случай!
В дебютном матче со Швейцарией, несмотря на то, что Луческу действовал на непривычном для себя левом фланге полузащиты, все мячи в ворота соперника (4:2) партнеры забили после его передач. В январе 1969 года в поединке с англичанами на «Уэмбли» он впервые надел капитанскую повязку и пребывал в роли вожака сборной почти десять лет. Еще большую часть жизни тренер донетчан посвятил бухарестскому «Динамо».
А мог бы стать полковником
В «Динамо» футболист дослужился до звания майора внутренних дел, был признан лучшим футболистом страны, стал участником чемпионата мира в Мексике. Однако мартовское землетрясение 1977 года резко перевернуло его судьбу. Ранним утром семейный дом Луческу на улице Штирбей был разрушен до основания. Едва не погибла жена Нелли (урожденная Елена), которая еще долгое время пребывала в шоковом состоянии.
Дабы стереть из памяти печальные воспоминания, Луческу принимает решение уехать из Бухареста. За границу тогда его не пустили, и он предпочел перебраться в провинциальную Хунедоару, куда его пригласил президент местного «Корвинула» Джелу Симок. Вот тут и понадобились все таланты Мирчи. Он не просто повел за собой молодых партнеров, стал играющим тренером, но и составлял программки к матчам, организовывал встречи с болельщиками и даже вел рубрику в местной газете «Путь к социализму»!
Те годы, проведенные в промышленном городке Трансильвании, Мирча Луческу вспоминает с особой теплотой: «Это был важнейший период в моей жизни. Я не только учился на тренерских курсах, но и буквально впитывал все в себя - учил языки, просматривал периодику (благо, сокурсники слали спортивные газеты и журналы из разных стран), познавал многое из того, что в закрытом обществе запрещалось».
«Корвинул» времен Луческу проходил в третий раунд розыгрыша Кубка УЕФА, сразу семеро его воспитанников были приглашены в национальную сборную - в том числе Андоне, Редник, Кляйн, Габор. «Я заставил всех их поступить в местный инженерный институт, ждал после лекций, отвозил на тренировки, - вспоминал Иль Луче.- Учил не сорить деньгами, не кутить, зарабатывать на жизнь футболом, а не методом «купи-продай», чем в те годы занималась вся Румыния».
Вместе со своим другом Даном Кристей, выпускником философского факультета, который впоследствии много лет проработал в Федерации футбола Румынии, Луческу организовал на местном радио футбольную программу, приглашал в прямой эфир своих же воспитанников-футболистов, а впоследствии даже написал клубный гимн «Корвинула».
По дороге из Хунедоары в Пизу
В 1981 году с поста наставника сборной Румынии ушел в отставку знаменитый Штефан Ковач (вместе с Ринусом Михелсом один из основоположников тотального футбола времен легендарного «Аякса»). Руководство национальной командой было поручено Луческу, который впервые вывел румын в финальную часть европейского первенства.
Иль Луче вернулся в Бухарест, возглавил коллегию тренеров национальной федерации, был избран членом бюро исполкома спорткомитета страны. Но в те же годы он все более явно стал ощущать на себе прелести тоталитарного режима, которые проявлялись во вмешательстве в футбольные дела власть предержащих и, прежде всего, сына президента Румынии Валентина Чаушеску, который опекал «партийную команду» «Стяуа».
Дошло до того, что Чаушеску-младший собственноручно определял состав сборной, а когда та не пробилась в финал чемпионата мира 1986 года, обвинил во всем Луческу. Мирча предпочел сосредоточиться на работе в «Динамо». Но и здесь Валентин Чаушеску вмешался в его жизнь, заставив «Стяуа» уйти с поля в решающем поединке розыгрыша Кубка Румынии-90. И только потому, что динамовцы забили в ворота соперника победный гол. Лишь спустя годы трофей был возвращен заслуженному победителю.
Вместе с динамовцами Луческу несколько раз выезжал на предсезонные сборы в Италию, где неизменно проводил спарринги с местной «Пизой». Как-то президент итальянского клуба признался, что ему нравятся методы работы румынского тренера. И когда после падения режима у того появилась возможность поработать за рубежом, Луческу не преминул воспользоваться приглашением из Пизы. Так началась его апеннинская карьера.
Моратти денег не пожалел
Пизанская ее часть завершилась быстро - после вылета клуба из Серии А. Луческу, по его же признанию, звали в «Порту» и «Стандард», но он предпочел местную «Брешию», с которой несколько раз барражировал между лигами. Потом была «Реджина», президент которой больше занимался не созданием настоящего коллектива, а перепродажей исполнителей. Луческу это не понравилось, он вернулся на родину, где возглавил «Рапид». Ну а затем поступило предложение от самого Моратти - хозяина миланского «Интера».
«Я пришел в эту легендарную команду в декабре 1998 года, - вспоминал Иль Луче. - Мы отлично начали - в пяти матчах на «Сан-Сиро» забили 25 мячей. Моратти до сих пор говорит, что это был один из лучших периодов в истории клуба. Но вскоре все пошло наперекосяк. В матче с «Пармой» судья Браски за минуту удалил трех моих футболистов. Мы стали нервничать. Восстала пресса, требовавшая вернуть Симоне. А потом стало понятно, что на роль тренера «Интера» готовится Липпи, с которым уже подписан контракт...»
Луческу попросил «вольную», понимая, что в такой обстановке управлять игроками невозможно. Моратти, очевидно, чувствуя за собой вину, внес в действующий контракт дополнительный пункт и полностью оплатил работу румына в «Интере», невзирая на преждевременный разрыв отношений. Луческу против такого поворота не возражал.
Он вернулся в «Рапид», выиграл с ним звание чемпиона Румынии и оказался востребованным вТурции. Работой с «Галатасараем» и «Бешикташем» Иль Луче явно добавил себе авторитета. В Донецке перед ним была поставлена задача сделать «Шахтер» не просто сильнейшим клубом Украины, но и громко заявить о себе на международной арене. Ряд попыток добиться европейского признания особого удовлетворения не принесли, хотя результаты отдельных матчей, да и игра в них, обнадеживали.
И вот наступила весна 2009 года. Один за другим оружие перед подопечными Мирчи Луческу сложили «Тоттенхэм», ЦСКА, «Марсель», киевское «Динамо». На горизонте замаячил совсем не чужой для румынского специалиста Стамбул и такой желанный Кубок УЕФА. Стадион «Шюкрю Сараджоглу». Упорное, но безнадежное сопротивление бременского «Вердера». И долгожданная, заслуженная победа - 2:1 под руководством заслуженного тренера Украины.
Примечание. При подготовке материала использованы публикации в сети Интернет.
Игорь ОЛЕЙНИК, газета «Команда»