Франция vs Украина. Шаткое равновесие
Завтра пройдут первые матчи украино-французского противостояния
- 08 апреля 2009, 10:09
- |
- 1836
- 0
В футболе абсолютное равенство во взглядах заинтересованных сторон встречается редко. Тем более - накануне предстоящих завтра в Париже и Донецке принципиальных как для Украины, так и для Франции поединков. Детали - вроде травмы ключевого центрального защитника «Динамо» Тараса Михалика или вынужденного отсутствия в рядах «Марселя» заигранного за «Шахтер» Брандау, который стал основной фигурой в последних встречах своего клуба - могут лишь пощекотать интригой, но не поколебать уверенности в том, что фаворитов в этих парах нет. Парижский клуб хорош суворовского типа атакой, «Марсель» балансом и взаимодействием линий, киевляне гармонией в игре с мячом, «Шахтер» - разнообразием вариантов при подходе к чужой штрафной. Не сомневаюсь: в полуфинал победителей выведут, прежде всего, правильный настрой и удача.
Редкий случай: многие французы будут болеть в ближайший и следующий четверг за непримиримых соперников. Крамола с точки зрения местных болельщиков, но наверняка - может даже впервые - найдутся среди поклонников «ПСЖ» и «Марселя» те, кто проявит недопустимую для фаната слабость и пожелают успеха друг другу.
Единство и борьба противоположностей - это как раз о них, о «ПСЖ» и «Марселе», которые готовятся к созданию своих фрагментов батального франко-украинского полотна. Однако параллельно, толкаясь локтями, как давеча в матче на стадионе «Парк де Пренс», ждут продолжения борьбы за место под солнцем в чемпионате Франции. Солнце - это, конечно, «Лион», вот уже восьмой год заставляющий проводить аналогии с французским королем, присвоившим себе титул светила и заодно заявившим «Государство -это я». Но могущество гегемона слабнет, дорогу к трону с переменным успехом осиливают идущие, крепчая и в европейских сражениях.
Франция соскучилась по успехам своих клубов. Выход «Монако» в финал Лиги чемпионов 2004 года показался настолько случайным, что о нем как о фундаментальном достижении могут вспоминать только в самом княжестве, да и то в полубреду. «Лион» со всеми своими семью с нынешней половиной домашними трофеями наперевес так и не удосужился не только что-нибудь выиграть, но даже отметиться на дальнем европейском рубеже. Вспомнить серьезные прорывы можно только хорошенько покопавшись в памяти.
Именно «Марсель» стал в 1993-м первым и последним французским обладателем Кубка чемпионов, подняв на поверхность скандальную фигуру и методы Бернара Тапи, при котором клуб покупал матчи оптом и в розницу. У «Марселя» отобрали французский титул, разжаловав и сослав, словно Наполеона на Эльбу, в низшую лигу. Европейский трофей, впрочем, остался, но о фундаменте говорить было как-то даже неловко. Через несколько лет ожившие и зализавшие раны марсельцы вновь добрались до финала еврокубка, но это уже была не Лига чемпионов, да и выиграть у «Пармы» французам не довелось.
«ПСЖ» тем временем сколотил хорошую команду, в одном из розыгрышей Лиги чемпионов набрал сто процентов очков в группе, затем попробовал на вкус полуфинал, а чуть позже в агонизирующем Кубке кубков подошел к вершине, но уступил в скучном матче в Роттердаме «Барселоне». Какие-то очертания солидного цокольного уровня болельщики парижан до сих пор видят в тех результатах 10-15-летней давности. На деле же достижения середины 90-х позволяют столичному клубу разве что не терять той группы поклонников, для которых субботний, воскресный и гораздо реже срединедельный вояж на станцию метро «Порт Сен-Клу» превратился в традицию, незыблемую как во времена Веа, Дюгарри и Раи, так и во времена Паулеты, Ротена и нынешних звезд.
Вокруг и внутри стадиона «Велодром» в километре от Средиземноморского пляжа всегда дует чуть более свежий или более резкий ветер, чем над парижской кольцевой дорогой. «Марсель» прошел за 15 лет большее расстояние, что, впрочем, не означает «добился больших успехов». Просто здесь чаще случались прорывы и падения, и, может быть, именно потому здесь чуть раньше пришли к формуле стабильности. Эрик Геретс - один из тех, с чьим именем игрока связаны не самые добрые, но самые громкие времена «Марселя», сегодня работает в этом клубе тренером и делает это спокойно и грамотно. Провансальцам, как и «ПСЖ», не удалось и не удается стать европейским флагманом - французская экономика не пустит в футбольную элиту даже абсолютно независимый, почти градообразующий «Лион». Но на серьезный - и, похоже, в ближайшее время несгораемый уровень - команда вышла, это факт.
Бенуа Шейру, Лорик Сана, Матье Вальбуэна - эта полузащита в осеннем матче на «Велодроме» явно переигрывала оппонентов из «Ливерпуля», которым удалось заработать стартовые три очка в групповом раунде Лиги чемпионов только благодаря везению истового Джеррарда и судейской благосклонности. Улыбка Фемиды, к слову, застыла на устах арбитров, обслуживающих (вот словечко-то) матчи «Ливерпуля» в нынешнем сезоне, словно на изуродованном лице знаменитого персонажа Виктора Гюго.
Но прочь из негостеприимной Лиги чемпионов в более доступный Кубок УЕФА. Лидер «Марселя» - в раздевалке и в атаке - сенегалец Мамаду Ньянг, сломавший зимой ногу, только-только вернулся в строй и готов двойной порцией страсти заретушировать отсутствие в матчах с «Шахтером» Брандау, который, по регламенту, не сможет сыграть против бывшей команды. Всегда опасны подключения и плотные удары низом со средней дистанции другого яростного африканца, нигерийского крайнего защитника Тайе Тайво, не бывает провальных матчей у вратаря сборной Франции Стива Манданда.
В потрясающей форме давно записанный в пережитки голландец Будевейн Зенден. Кстати, это он решил исход недавнего матча в Париже, забив первый мяч, а после, заработав и исполнив ставший результативным штрафной, попутно отправил рассуждать о справедливости красной карточки за «фол последней надежды» защитника «ПСЖ» Зумана Камара. Он, даром что темен как смоль - единственное светлое пятно в обороне Парижа в противостоянии с Киевом. Два ведущих защитника - взявший на фланге на вооружение девиз «один за всех» Арман и цепкий как юнга Сахо - травмированы, а бразилец Сеара на левом краю может быть гарантом любых свойств, кроме надежности. Много ошибается в центре ветхий Клод Макелеле, тактические слабости окутывают фигуру его партнера по опорной зоне Жереми Клемана, и киевляне 6yдут неправы, если не попытаются воспользоваться именно этим обстоятельством. Потому что выпускать «ПСЖ» из мясорубки центра поля в высшей степени рискованно.
Участники того самого финала Лиги чемпионов-2004 в составе «Монако» - крохотный, но стремительный Людовик Жюли и мастер навесов Жером Ротен, а тем более техничный во всех отношениях Стефан Сесеньон - способны создать момент из ничего. А почти двухметровый, но отлично координированный Гийом Оаро, вызванный недавно впервые на сбор национальной команды, способен реализовать даже не созданный толком момент.
Едины французские противоположности и в проявлениях командных свойств, которые сами по себе вроде и не очень похожи. «Марсель» очень часто забивает дуплетом, и «Шахтеру» нужно быть особо осмотрительным сразу после пропущенного гола (на марсельский «ноль» в двух матчах рассчитывать глупо). «ПСЖ» в свою очередь способен на редкость спокойно реагировать на неудачи в обороне, отчего и одерживает много волевых побед, в том числе в этом сезоне на «Велодроме». Кстати, они выиграли друг у друга в гостях, причем в матчах, начисто лишенных среднефранцузской скуки - 2:4 в Марселе и 1:3 в Париже.
Словом, абсолютное равенство ведь тоже бывает разным...
Александр ШМУРНОВ, газета «СЭ в Украине»