СУРКИС: «Теперь надо закатать рукава и работать»

Пресс-конференция президента ФФУ Григория СУРКИСА по возвращении с Исполкома УЕФА

- Григорий Михайлович, поздравляем Вас с этой своего рода победой. Было ли у Вас какое-либо волнение у Вас и у Ваших польских коллег?
- Знаете, когда речь идет не только о собственном авторитете и имидже, а авторитете и имидже всей страны, то, безусловно, хочешь не хочешь, а волнуешься. Я нормальный человек, у меня есть чувства, есть ответственность, есть обязательства, которые я взял на себя, будучи полпредом Украины, когда мы вместе с Польшей выдвигали свою кандидатуру. И сейчас присутствует колоссальная ответственность. Безусловно, я надеялся, что мои коллеги, члены исполкома решат вопрос положительно, потому что сегодня мы можем говорить, что у нас уже есть очень весомые положительные сдвиги. Теперь надо закатать рукава и работать. Причем работать всем: и всем ветвям власти, и обществу. Нужно, чтобы этот турнир, собственно говоря, стал необходимым не только для Федерации футбола или властных структур, а фактически для каждого гражданина. Чтобы турнир стал стартом улучшения жизненных стандартов каждого украинца. Поэтому я считаю, что сегодня привез для страны очень радостную весть, что нам удалось сохранить свои позиции, что мы продолжаем двигаться в рамках выполнения своих гарантий и обязательств, причем каждый должен отвечать за свой участок.

- Как может повлиять на Евро-2012 нынешняя политическая ситуация в стране, которая, по прогнозам политологов и социологов может парализовать страну на два года?
- Знаете, я не политолог и не социолог. Я человек, который много лет работал в большой политике и компетентен в этих вопросах. Если вывести Евро-2012 за рамки состязания политиков по принципу, кто больше разрушит, нанесет вреда данному турниру, тогда должны быть сомнения. Я сегодня в своем обращении коллегам, в своей презентации сосредоточил их внимание на том, что я убежден, что Евро-2012 не является частной позицией ни Президента, ни Премьер-министра, ни региональных или местных элит. Сегодня все действия должны осуществляться в рамках выполнения тех гарантий, которые дала Украина в лице высших должностных лиц. Если это будет, то никакие досрочные или недосрочные выборы не будут препятствием на пути движения к цели, которой является подготовка страны к проведению такого амбициозного проекта под названием Евро-2012.

- Многие преподносят решение исполкома УЕФА как окончательное. К примеру, Вячеслав Колосков сказал, что у него не было сомнения в положительном решении. Тем не менее, есть ли какие-то точки, которые могут стать основанием для УЕФА изменить свое решение?
- Если мы ничего не будем делать, то, безусловно, что-то будут пересматривать. Я скажу так: точка возврата пройдена, в апреле прошлого года были утверждены две страны. У УЕФА были сомнения, и они совершено справедливы. Мы замедлили подготовку к Евро-2012, в том числе и по причине нестабильной политической ситуации в 2007 году. Мы тогда не были готовы в полной мере продемонстрировать генеральный план по турниру. Сегодня план готов, принято постановление Кабинета Министров о Евро-2012. В свою очередь Верховная Рада приняла закон о Евро-2012. Принят ряд других законодательных актов, которые, прежде всего, дали бы стране возможность продемонстрировать всему миру привлекательность инвестиционного климата в Украине. С Вячеславом Ивановичем (Колосковым - Ред.) у нас была беседа на эту тему. Скажу, что больше никто к этому вопросу возвращаться не будет. Сегодня существуют достаточно жесткие требования, есть шаблоны УЕФА, по которым все будет осуществляться. С нами будет работать группа экспертов, которые, собственно, помогли нам на сегодняшний день продемонстрировать определенный успех. Сегодняшнее решение выражается в некоторых формулировках. Именно: прежде всего, городов, где будет проводиться турнир, будет минимум шесть, максимум восемь. Их будут определять члены исполкома УЕФА. Естественно, я как лицо заинтересованное участвовать в принятии решения не буду. Безусловно, я могу что-то рекомендовать, участвовать в обсуждениях чего-либо.

Мне сегодня после нашей с Михалом Листкевичем (Президент Польской федерации футбола - Ред.) презентации пришлось два часа терпеливо ждать принятий окончательного решения. Суть решение следующая: УЕФА не будет придерживаться пропорциональности представительства городов в этом турнире. Выражаясь простым русским языком, принимающие города будут определяться УЕФА по мере их «боевой» готовности, что подразумевает не только наличие стадиона, не только наличие аэропорта, не только транспорт и дороги, ведущие в этот город. Это целый инфраструктурный комплекс. Все это касается абсолютно всех городов: как тех, которые являются основными так и резервных. Причем основные могут в зависимости от степени готовности стать резервными и наоборот. К примеру, в Польше, опять же, к примеру, готовы только два города, в Украине - четыре. Искусственно поровну делить никто не будет. Но во всех отношениях будет лучше, если количество городов, как в Польше, так и в Украине окажется одинаковым. Все-таки у нас две страны - один турнир. Для этого Федерация футбола и я как ее президент будем делать все возможное, чтобы объяснить правительству, Президенту, парламенту и всем нашим региональным элитам: если вы, дорогие, хотите дальше продолжать быть в гонке, настраивайтесь все на серьезную работу.

- Но все-таки исходя из нынешней ситуации, возможно такое, что в Украине будет допустим шесть городов, в Польше - два?
- Знаете, когда польские коллеги сегодня задают мне вопросы, что вот мол у Вас в Днепропетровске стадион открылся, а через полгода в Донецке откроется, а у нас еще конь не валялся, то я говорю : «Нет смысла проводить подобные сравнения, что у кого хуже или лучше. Если придерживаться данной логики, то в Варшаве есть сегодня аэропорт на 10 млн. пассажиропотока в год, а у нас ничего такого нет». Поэтому мы, как два равных партнера должны в равной мере придерживаться и этичности и морали. Кстати, Листкевич мне сказал, что в одной из немецких газет была опубликована статья, где четко и ясно говорится о том, что Польша будет готова, к ней присоединятся несколько восточно-немецких городов. И все это потому, что Украина не справится. И таких моментов множество. Так вот, Листкевич мне сказал одну сакраментальную истину: «Я хочу, чтобы прекратили спекуляции». Мы проводим турнир вместе, а значит, должны быть партнерами, которые достойны друг друга.

- Три месяца перед Кардиффом были очень непростые. Можно ли говорить о том, что полтора года спустя стали еще сложнее, и каждый следующий год, приближающий нас к этому событию, сложность этих задач будет только увеличиваться?
- Сложность задач определена раз и навсегда. И заключается она в тех обязательствах, которые мы на себя взяли. Относительно того, насколько сложнее ситуация, чем была, для меня она более неприятна, чем тогда. Я считал, что надо выиграть один раз, и результат не переписывается. Но для этого надо быть, по крайней мере, обязательными, системными последовательными, логичными в своих действиях. У нас, как у страны молодой и демократичной, не всегда это получается, поскольку некоторые чиновники позволяют себе делать то, что не положено делать ни в одной стране - не выполнять указы Президента, правительства. Я буду настаивать на том, чтобы такие чиновники покинули свои насиженные теплые места, чтобы на их место пришли профессионалы, патриоты, с желанием работать на этот турнир и на свою страну. А будет сложнее или нет? Думаю, что к тому моменту, когда мы выйдем на финишную прямую, задач будет меньше, а напряжения все больше. Ведь у каждого человека есть волнение. К примеру, я знал, что нам сегодня не дадут вторую желтую карточку, чтобы мы ушли с поля и были дисквалифицированы на последующие четыре года, а волнение все равно было достаточно ощутимым.

Было много предложений, что может Украине и Польше в виде исключения предоставить право провести турнир скажем не в 2012, а в 2016 или 2020 г.г. Я для себя отвечаю однозначно: жить под таким напряжением еще 8 лет у меня желания нет.

Поэтому давайте через Вас, господа журналисты, вы ведь не полупроводники, а проводники, донесем до всех важность этого турнира. Здесь, я уверен, сидят люди, которым не безразлична судьба страны, детей, внуков. Мне лично нет, я свой путь выбрал, и хочу пройти его достойно до завершения Евро-2012. Радоваться за страну и за перспективу, которую это событие должно заложить. Это евроинтеграция, уважение в мире, повышение жизненных стандартов. Вы, журналисты, как раз та ветвь власти, которая может спросить у политиков за то, что они делают. Я сегодня вне политики, и готов обнять любого, кто разделяет наше совместное устремление в будущее.

- Нуждается ли Украина в помощи других стран в плане организации, нуждается ли в каких-либо внешних кредитованиях?
- Скажу откровенно, что мы не можем себе сегодня позволить сказать, что все знаем, можем. С первого дня возвращения из Кардиффа мы начали консультации, бизнес-форумы с различными иностранными представителями в нашей стране, на чей опыт и знания мы можем рассчитывать. Но прежде всего, мы должны рассчитывать на самих себя, беря пример с тех стран, которые проводят такие мероприятия. Лишней помощи тут не может быть, мы ведь никогда подобные турниры не проводили. В частности экономический советник посольства Германии предложила нам помощь в проведении семинара по безопасности и правопорядку. В октябре уполномоченный по этим вопросам представитель должен приехать из Германии. К слову, что такое Чемпионат Европы по футболу. Как показали исследования, полуфинальный матч Чемпионата мира в Германии смотрело меньше телезрителей, чем полуфинал Евро-2008, совокупная аудитория, просматривающая этот матч, почти сравнялась с количеством зрителей, которые смотрели Олимпийские игры. И этот турнир (Чемпионат Европы) считался третьим в мире после Олимпиады и Чемпионата мира. Я уже не говорю о коммерческой стороне Евро-2008. Это показатель того, что в 2012 году эти цифры будут еще больше.

- УЕФА планирует расширить в 2016 году количество участников финальной части Евро до 24 команд. Ваше отношение к данному факту, не нивелируются ли отборочные турниры?
- Это решение не планируется принять. Оно уже принято, принято сегодня, всеми членами исполкома УЕФА единогласно. Маркетинговые исследования показали, что все показатели привлекательности не только не уменьшатся, но и возрастут где-то процентов на 25-30. К примеру, в Австрии и Швейцарии даже не смотря на факт отсутствия сборной Англии, которая интересна абсолютно всем, совокупная аудитория не только не уменьшилась, а еще и увеличилась. Отборочный турнир не нивелируется, поскольку больше будет команд-участниц.

- Григорію Михайловичу, я дуже радий, що Ви великий патріот України, але збірна України не вміє співати гімн України. І чому на стадіонах Сімферополя, Харкова, донецька коментують на недержавній мові?
- Я Вам дуже вдячний за таке запитання. Але не в змозі Вам допомогти і собі в тому числі. Тому що демократія - це є така річ, що я не можу сьогодні, навіть перебуваючи на посаді Президента Федерації футболу, примушувати гравця національної збірної співати гімн. Це справа тренерів, кожного гравця, менеджера и т.д. Що стосується запитання, чому в Донецьку та інших регіонах користуються російською мовою. Якщо Ви помітили, наша прес-конференція двомовна, Я відповідаю Вам на український мові, мені задають питання на російській мові, я з повагою до співрозмовника відповідаю на російський мові. Ми не можемо впливати, ми можемо і мусимо поважати всі мови. В чомусь я можу з вами погодитись, але в мене на сьогодні є інші завдання, я так думаю, що вони більш вагомі для суспільства, ніж я буду з'ясовувати, чому в Донецьку під час матчу «Металург» (Донецьк) - «Шахтар» (Донецьк) хтось розмовляє російською мовою. Якщо бажаєте, зверніться з цього приводу з відкритим листом до президента «Шахтаря» Рената Ахметова. Але не треба робити великих питань там, де треба лише трохи почекати.

- Какие еще вопросы рассматривались на заседании УЕФА?
- Это были и вопросы связанные с переформированием Кубка УЕФА, и проблему свободного перемещения в Европе ребят до 21 года, механизмы запрещения получения игроками до 18 лет трансферных листов для устройства за границей, а не на родине…

- Может для большей результативности в решении всех, связанных с Евро-2012, вопросов следует создать мобильную группу из украинских звезд спорта, например Бубка, Блохин?
- Я такое решение принимать за высшие органы государственной власти не могу. Я могу советовать, настаивать, но не навязывать чью-либо кандидатуру. Мне предлагали возглавить подобную структуру на передаче Савика Шустера «Свобода». Не в эфире, в паузе, это говорили люди, нажимающие на кнопки. На что я им ответил: «А веревку с собой приносить или за счет профсоюза?». Еще раз говорю, этой проблемой должен проникнуться каждый гражданин страны. Когда я сегодня улетал из Франции в Киев, на борт самолета позвонила Премьер-министр. То есть один из руководителей страны поинтересовался ситуацией, поздравил с победой. Но это, еще раз говорю, не моя победа, а победа для всей страны. Резонанс от того, что мы должны были защищать завоеванное, должен заставить абсолютно всех по другому относиться к тому, что мы могли потерять. Без условий и понятных правил, воспринимаемых абсолютно всеми, дальше надеяться на успех просто невозможно.

Евгений САВЧУК

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 23 ноября 2024, 07:52 3

Британский боксер отметил Мартина Баколе

Комментарии