11 раскольников из Мехико
Мохаммед Али стал первым официальным чемпионом по версии WBC
- 22 сентября 2009, 20:12
- |
- 1772
- 1
Если говорить о профессиональном боксе, точнее, о тех веяниях, течениях и подводных рифах, которые сопровождают этот, априори, спорт сильных и благородных, нельзя не сказать, что грязи, интриг и подковерной борьбы в нем больше, нежели при дворе незабвенного Людовика XIV в момент расцвета его правления. Хотя начиналось все довольно презентабельно и, можно даже сказать, красиво. Имена непобедимых чемпионов, собиравших на своих спектаклях уймы народа, гремели почище греческих героев или римских гладиаторов. Джек Дэмпси, Рокки Марчиано, Джером Карпатье, Джо Луис, Паки ОТатти и Фрэнки Берном -эти бойцы навсегда оставили свой след в славной истории профессионального бокса. Но шло время. Около заветного квадрата, обтянутого канатами, постепенно начали крутиться деньги. Затем большие деньги. А после - просто-таки огромные деньжищи! Уже прошло то время, когда болельщики запросто могли ответить на вопрос, кто же чемпион чемпионов. Теперь их стало как минимум четыре. Ровно столько, сколько углов у ринга...
Начало новой эры, или Берегись
Изначально миром профессионального бокса правила NBA. Да, да, эта аббревиатура в начале минувшего века еще не имела никакого отношения к баскетболу. National Boxing Association была создана в 1921 году в США, когда эпицентр этого вида спорта окончательно переместился с Британских островов в Новый Свет. Подробно на метаморфозах данной организации мы остановимся в другом материале, a ceйчac обратим свой взор на первого серьезного конкурента НБА (из недр которой впоследствии родится WBA). Итак, вашему вниманию представляется версия, имеющая непосредственное отношение к поединку Виталия Кличко с Крисом Арреолой. После недолгих лет узурпации власти со стороны WBA в мире профессионального бокса, как это зачастую происходит и в иных сферах деятельности непоседливого человечества, созрела идея альтернативного движения. Обвинения в предвзятости и подтасовках рейтинга привели к тому, что менее чем через год после официального основания WBA, a точнее, 14 февраля 1963-го года, в Мехико-Сити представителями одиннадцати стран (США, Чили, Перу, Венесуэла, Аргентина, Великобритания, Франция, Мексика, Панама, Филиппины и Бразилия) был основан Всемирный боксерский совет (World Boxing Council), или просто - WBC. Борьба, как вы понимаете, развернулась нешуточная. Почти год представители двух конкурирующих фирм будоражили общественность заманчивыми обещаниями провести бой, который не только удовлетворит избалованную публику, но и станет своеобразной официальной коронацией с соответствующим паспортом - поясом чемпиона по одной из версий. Вопреки всем ожиданиям, раскольники оказались проворнее.
Именно WBC удалось наладить необходимые контакты со всеми заинтересованными сторонами, и первого чемпиона мира по отдельно взятой версии мир получил 19 июня 1964 года. Им стал Кассиус Клей, который, мягко говоря, более известен под именем Мохаммеда Али. И пошло-поехало... Среди чемпионов по версии оказывались как легендарные боксеры, так и случайные пассажиры супертяжелого дивизионного состава. С победного боя Али прошло более полувека. WBC из единственного соперника бывшего «узурпатора» превратился в одну из мощнейших организаций. Чемпион сменял чемпиона, претенденты толпились у трона, а ушлые промоутеры подсчитывали немалые барыши. Телевидение вихрем ворвалось в профессиональный спорт, а вместе с ним и громадные гонорары, которые зачастую просто убивали спортивную составляющую зрелища под названием бокс.
Большие деньги делают больших чемпионов?
Случались, правда, у WBC и тяжелые времена. В 90-е организация оказалась на грани банкротства, однако выкарабкалась, получив от неназванного банка огромный кредит, который, к слову, был с процентами погашен в течение четырех последующих лет. С этого момента бал стал править бизнес и постепенно боксеры начали отходить на второй план, уступая место дельцам, подобным Дону Кингу, Вильфреду Заурлянду, Клаусу-Питеру Колю, Бобу Аруму, Дуве, Паносу Элиадесу и братьям Акариесам. Именно они в тесном сотрудничестве с монстрами телепоказа отныне определяли, кому, где и с кем предстоит сразиться за тот или иной титул. Версию WBC сия горькая чаша, конечно же, не минула.
Долгое время, чего и следовало ожидать, короли боксерского супертяжелого дивизиона имели исключительно гражданство Соединенных Штатов Америки, пока в 1986 году в драматичном по своему содержанию поединке канадец Тревор Бербик не победил Пинклона Томаса, который, положа руку на сердце, был не из Пантеона суперчемпионов. А потом настала Железная эра. Причем не только по версии WBC. Мир узнал Майка Тайсона, а его соперники познакомились с доселе невиданным напором и жестокостью нового идола миллионов. Он сметал оппонентов, как мощнейший ураган города и веси на североамериканском побережье. Неистовство, с которым Майк уничтожал всех, кто осмеливался бросить ему вызов, вселяло животный ужас в сердца современников... Следующего чемпиона без узнаваемого орла на обложке паспорта пришлось ждать целых шесть лет. Он оказался прямой противоположностью Железному Майку. Британский джентльмен Леннокс Льюис тяжелой поступью Командора вошел в историю веса, дабы остаться там навсегда. После победы в 92-м он еще дважды возвращал себе утерянный титул чемпиона WBC, причем оба раза делал это эффектно и с изрядной долей драматизма. Впрочем, были у Леннокса и свои недостатки. Точнее, маленькие и не очень слабости. За всем шиком и помпезностью его правления скрывался болезненно неравнодушный к дензнакам маменькин сынок. Осуждать Льюиса за это, наверное, не стоит. Однако та чванливость, с которой он относился к каждому из своих соперников, вистов ему явно не добавляла, а некоторых поклонников бокса даже отвернула от персоны заносчивого британца. Однако мы отвлеклись от темы.
Дерзкое вторжение украинского кулака
На рубеже тысячелетия в довольно консервативном обществе чемпионов-супертяжей под эгидой WBC появился человек, который нарушил гегемонию триумвирата США-Англия-Канада. Украинец Виталий Кличко, выпестованный в немецкой промоутерской компании Клауса-Питера Коля, с ходу завоевал симпатии сначала европейских, а затем, что очень важно, и североамериканских зрителей. К слову, еще в 1990 году в состав Всемирного боксерского совета вошло Восточно-Европейское бюрл (ЕЕВВ), которое спустя три года преобразовалось в Бюро СНГ и славянских стран. Так что почва для появления нашего великана была подготовлена. Уже после знаменитого боя Кличко-Льюис в версию вторглись такие парни, как россиянин Олег Маскаев и нигериец Сэм Питер. Однако, честно говоря, особых лавров на чемпионском помосте они не снискали, хотя и оставили свой неповторимый отпечаток. Виталий имел достаточно проблем с руководством WBC и непосредственно с его руководителем Хосе Сулейманом. Ультиматумы сменялись откровенными угрозами. По свидетельству зарубежных средств массовой информации, глава организации имел несколько личных бесед с Виталием по поводу его положения.
Впрочем, после нескольких отказов от обязательных защит в связи с травмами украинец все-таки получил от организации титул чемпиона в отпуске, что давало ему право вернуться на ринг без рейтинговых оговорок, сразу же в титульном бою. И как только здоровье и общественно-политическая нагрузка позволили Кличко снова очутиться в четырех канатах, он тут же блестяще сначала вернул себе полноценный титул, а после с успехом его защитил. 26 сентября нашего соотечественника ждет новое испытание. На этот раз бой состоится в Лос-Анджелесе против местного парня, которому, можете не сомневаться, обеспечена горячая поддержка 20-тысячной арены универсального Staples Center. Станет ли это свидание новым витком в карьере Виталия под крылом WBC? Хотелось бы надеяться. Одно можно сказать с уверенностью: имя украинского супертяжеловеса навсегда останется в сонме великих чемпионов организации. Мохаммед Али, Джо Фрейзер, Ларри Холмс, Майк Тайсон, Джордж Формен, Эвандер Холифилд, Виталий Кличко. Неплохая компания, правда?
газета «Команда»