Украинские кадеты произвели фурор на ЧЕ по настольному теннису

Тренер по настольному теннису Александр Минин – о прошедшем ЧЕ и секретах подготовки спортсменов

Выступление сборной Украины на последнем чемпионате Европы по настольному теннису среди кадетов стало историческим. Практически за все свои 30 лет независимости Украины не помнит столько завоеванных наград на подобном первенстве.

YouTube-канал Setka Cup TV опубликовал интервью с Александром Мининым - тренером из Северодонецка, который воспитал двух юных теннисисток, призерок последнего чемпионата Европы в Хорватии - Веронику Матюнину и Софию Шередегу. Девушки привезли на родину 4 награды, они забрали медали во всех разрядах чемпионата. Александр рассказал, как прошел чемпионат Европы, о секретах подготовки спортсменов, а также о роли тренера и родителей в спортивном развитии ребенка.

- Скажите, пожалуйста, вы были готовы к такому результату спортсменок? Или для вас это была больше неожиданность?
- В принципе, мы готовились на золото. Было сразу понятно над чем нужно работать: у меня было видение игроков и знание их результатов. Для нас главное - цель, уверенность в результате и работа. У каждой тренировки есть цель, тренировок без цели для нас не существует. Потому я спортсменам пытаюсь всегда внушить мысль, что нужно бороться именно за золото.

- Но вы же не профессиональный спортсмен? Откуда у вас такие тренерские навыки?
- Вспомните, как люди учатся в институтах. Есть книги, практики. Может мне в этом плане легче, потому что у меня нестандартная ситуация и подход. Я сам выбираю лучшее и практикую со спортсменами. Если что-то не выходит, то выбираем другое.

И все равно каждый спортсмен требует индивидуального подхода. Если у тренера стоит задача научить этого игрока, то он его научит. И тут уже не важен талант, потому что у каждого игрока он свой: кто-то быстрый, кто-то силовик, третий хорошо чувствует мяч, четвертый изначально хорошо двигается. Да, каждому чего-то не хватает, но у каждого есть сильные стороны, и, главное, цель.

Как вот с Шередегой Софией: еще в 2018 году она не могла даже пройти в первый финал чемпионата. Но своими стараниями она добилась результата. Мы подбирали инвентарь, ставили под него технику. И, конечно же, мы отталкивались от данных спортсменки, а не от того, что в идеале должно быть.

- Как влияют родители на спортсменов и на их развитие?
- 50 процентов нашей работы со спортсменами - это работа с их родителями. Вот ребенок захотел играть, пошел к родителям. И если они готовы слушать ребенка и помогать, а не навязывать ему свои идеи, если у них есть доверие к тренеру, то этот треугольник сработает.

К сожалению, большинство родителей сейчас думает только про высшее образование детей и считает, что после вуза ребенок выходит уже миллионером. А спорт это такое, травмы. Сломал руку - со спортом завязано.

Многие родители все знают, у них есть свой жизненный опыт, то есть они всегда знают как будет дальше. Но при этом, когда ребенок заканчивает школу и институт, родители обычно ему говорят, что если он ничего не добился, то сам виноват. Но ответственность за детей всегда несут взрослые. И все, что ребенок получает на выходе, это то, что в него вложили взрослые.

- Как вы считаете, если ребенок невероятно талантлив, может ли он без финансовой помощи добиться результатов?
- Конечно, талантливого ребенка можно развить и без финансирования. Но часто невероятный талант детям вредит на начальной стадии. Ребенок думает, вот у меня получается, значит я и дальше могу так. Талант иногда мешает труду. Но что я заметил, большинство талантливых спортсменов идут из глубинок нашей страны.

- Для вас имеет значение какого уровня соревнования? Одинаково готовитесь к разным типам соревнований? Была ли особая подготовка к чемпионату Европы?
- Мы даже к мини-чемпу готовились, но там нам не хватило международной практики. Вероника была абсолютным чемпионом Украины, и ребенок прошел на мини-чемпионат, но там абсолютно другие условия, другие игроки. Мы сделали очень важный вывод: необходимо играть с разными игроками, желательно из других стран, потому что к своим привыкаешь и падает планка подготовки.

Обычно я на тренировках стараюсь давать задания игрокам. То есть они не играют просто: вышел, поиграл, выиграл. Они работают над подачей, над какой-то комбинацией, над каким-то элементом удара. В принципе, я уверен, что они уже могут играть не на 100%, но на 60% самостоятельно. Не просто бить мячик, а задумывать и давать себе какие-то задания. И сам процесс важен.

- У вас есть режим на соревнованиях? Соблюдают ли его дети?
- У нас на каждом соревновании определенный режим, разминки. Дети не всегда хотят делать все, что говорит тренер, они хотят расслабиться, отдохнуть. Но у нас есть режим дня, питание, секундирование, заминка на тренировках, разминка перед тренировкой. Это процесс, который мы готовили каждый раз на соревнования: сам процесс игры, как играть, как выполнять задание, как готовиться, во сколько ложиться спать.

Гаджеты я стараюсь убирать полностью. Конечно, многим это не нравится. Дети говорят «а чего другим можно, а нам нельзя», а я тренер, значит у нас вот такие правила. Мы готовимся, я обещал дать такой результат, он требует определенных условий.

Точно так же и зарядка. Говорят постоянно, что мы же там в зале разомнемся. Нет, мы встаем, делаем зарядку, а потом на соревнованиях у нас еще разминка. Я им всегда ставлю в пример Маргариту Песоцкую: все пришли в зал - Маргарита уже разминается, все уходят - Маргарита еще в зале занимается. Все видят спортсмена во время игры, его топсы, удары, как он кричит. А то, что он делает до игры, никто не видит.

Вот мы видели физическую подготовку спортсменов из Тайбэя, у них это действительно физическая подготовка, а не тренировка. А у нас большинство спортсменов привыкло без подготовки играть.

- Почему другие тренеры не делают как вы? Хотя все знают о разминках и тренировках.
- У меня мышление, наверное, просто проще в этом плане. Оно есть, надо попробовать значит. У меня нет шаблона или стандарта определенного. Многие боятся потерять время на какие-то бездарные действия. Вот не пошло, а мы на это время потеряли... Я считаю, что просто тренировать топсы - никогда не достаточно, нужно тренировать реакцию, принятие решений, выбор.

- Давайте вернемся к чемпионату Европы. У Вероники был невероятно напряженный матч в полуфинале: она проигрывала сопернице 0:3, а потом догнала и выиграла. Такое редко бывает, потому что защитницы сложные и основательные. Вы верили в победу Вероники? Как оцениваете финальные матчи ваших спортсменок?
- Честно, было тяжело смотреть. Я был уверен, но есть много «но». Особенно когда видишь, что вот сейчас она должна сделать по другому, мы с ней это проговаривали, нарабатывали, но вот она делает совсем иначе. И я даже знаю, что ей подсказать в этот момент, но я не могу этого сделать в момент игры. Наблюдать такое со стороны сложно, нужно тренировать «дзэн» наверное.

Но мы к победе шли. Я их настраивал к этому с самого начала. Родители обычно говорят, что второе место тоже отличное. Но я всегда настраиваю на победу. Надо верить в себя и в победу.

- Какой был самый волнительный матч? И почему не удалось победить в финале?
- Самым волнительным, действительно, был матч Вероники с той защитницей (Avezou Agathe Anne, Франция - прим.). А по поводу победы, да, нам действительно пока достаточно серебра. Учитывая тот факт, что они играли без тренера. Без тренера сложно играть, тебе необходима его поддержка и наставление.

- Вы не задумывались об открытии своей большой школы?
- Я в этом направлении работаю. Думаю, что все равно у нас будет когда-то большой центр для всех, куда мы будем приглашать всех, у кого увидим талант и желание, будет поддерживать финансово. Не потому что важен рейтинг, а потому что у тебя есть огромное желание и ты хочешь играть. И тренеру будет легче, если он будет знать, что у него есть команда, практика, где он сможет свои знания применять, и таланты. И это все возможно, деньги у страны есть.

- Что помогает спортсменам на соревнованиях? Может какие-то особенные ритуалы спортивные?
- Крик помогает спортсмену держать форму и раскрыться во время игры. И настрой тренера. Веронику я настраивал на то, что она может. А Соню настраивал на то, что мы все проработали.

Если я ругаю спортсменов, то делаю это для какой-то цели, это изнутри идет, и не для того, чтобы унизить. А иногда можно и что-то приятное сказать, чтобы вывести человека из шокового состояния. К каждому свой подход и свои методы.

- Как влияют родители на уверенность спортсменов и на психологическое развитие?
- Очень много решает в подготовке спортсмена воспитание и настрой родителей. Многие родители не верят в своих детей. И когда тренер вкладывает одно, а родители другое, тут становиться сложно.

Но мы знаем, что все возможно, если мы делаем это вместе. Вот например совместными усилиями мы собрали деньги, чтобы Вероника смогла поучаствовать в соревнованиях. Собирали всей Украиной, и с Луганска, и с Западной Украины, и с Центральной присылали деньги. Помогали все.

Я считаю, что если мы делаем хорошие дела, то нам хорошее и достанется. Не знаю, карма это или нет, но точно круговорот хороших дел в природе. Обычно тот, кто делает, у того и выходит. Так рождаются профи в любом виде спорта.

И у нас такие дети получают стипендии. Соня, например, получает 2000 гривен в месяц. Для ребенка это хорошее поощрение и мотивация. Хорошее начало положили, поддерживают талантливых детей. И дети думают, что они могут заработать спортом, и они любят свой город.

У нас сильная страна, спортивная. И детские победы только вдохновляют.

Полную видеоверсию интервью смотрите на канале Setka Cup TV.

Юрий Штемберг Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 24 ноября 2024, 06:14 0

Легендарный голкипер наконец поделился своей историей

Комментарии