Шахтер – Динамо: кто сильнее?
Финансы Донецка или мотивация Киева
- 15 июля 2008, 16:05
- |
- 5668
- 25
Очередная схватка двух наших самых сильных клубов, на этот раз в битве при Полтаве за суперкубок Украины навела меня на мысль посмотреть попристальнее на то, что объединяет и разъединяет донецкий «Шахтер» и киевское «Динамо». В каждой стране есть подобные матчи и практически каждое такое столкновение имеет свой неповторимый подтекст, свою исторически сложившуюся драматургию. Это не дерби в чистом виде, когда друг другу противостоят клубы из одного города, а матчи между самыми сильными и влиятельными клубами страны.
Например, в Бельгии особое значение играет язык, на котором говорят болельщики «Андерлехта» и «Брюгге». Франкоязычные брюссельцы на дух не переносят поклонников Брюгге разговаривающих на фламандском диалекте. В Хорватии «Динамо» Загреб как столичный клуб ассоциируется с правительственными кругами, а его непримиримый противник из провинции «Хайдук» Сплит выступает движущей силой хорватских националистов. В Израиле фанаты иерусалимского «Бейтара» группируются вокруг движения сионистов, а их оппоненты из тель-авивского «Хапоэля» традиционно выражают интересы трудовых профсоюзов. В Португалии основным лейтмотивом соперничества между «Бенфикой» и «Порту» является лозунг: «когда Лиссабон танцует, Порту работает». Иными словами пока в столице народ веселится, в трудолюбивом промышленном портовом городе на севере страны люди зарабатывают деньги для благосостояния державы. Примерно то же самое отношение существует между фанатами «Аякса», представляющими довольно богатое еврейское сообщество Амстердама и «Фейеноорда», болельщицкую массу которого представляет рабочий класс Роттердама.
Соперничество «Шахтера» и киевского «Динамо», зародившееся относительно недавно, также имеет свои отличительные черты, присущие только этому противоборству. В чем же суть их противостояния?
Между клубами нет разделения по языковому, политическому или еще какому-либо другому вопросу. Оба находятся в частной собственности. «Шахтер» принадлежит миллиардеру Ринату Ахметову, а «Динамо» миллионеру Игорю Суркису. Оба они безумно любят свои детища и стараются вложить в них как любовь, так и немалые финансовые средства. Оба хозяина хотят играть ведущую роль в украинском футболе и не только на футбольных полях. Вот только философия и подходы у них совершенно разные.
Семья Суркисов, благодаря тесным связям в правительственных кругах, основные приобретения, связанные с «Динамо» провела в начале и середине 90-х. Был приватизирован комплекс стадиона «Динамо», построена тренировочная база в Конча-Заспе. Да и бизнес-структуры, подконтрольные старшему из Суркисов Григорию давали довольно серьезные финансовые поступления, позволявшие безболезненно содержать лучший футбольный клуб в стране. Однако перемены, произошедшие в стране в 2004 году, серьезно отразились не только на политических амбициях фактического владельца «Динамо», но и на перспективах самого клуба. «Динамо», лозунг которого сила в движении, как бы остановило свое развитие. В финансовом плане динамовцы с ежегодным бюджетом в 50 миллионов долларов значительно уступают донетчанам, у которых подобные расходы перевалили за рекордный рубеж в 100 миллионов «зеленых» денег. Уже сейчас по своим материальным возможностям киевляне ни в чем не превосходят уже наступающие им на пятки днепропетровский «Днепр» и харьковский «Металлист». «Шахтер» же тем временем значительно вырывается вперед. Уже летом 2009 года будет введен в эксплуатацию 5-звездный красавец-стадион вместимостью в 50.000 зрителей и стоимостью более 300 миллионов евро. Ежегодно Ринат Ахметов тратит не менее 20-30 миллионов долларов на усиление и без того не слабого состава, мечтая лишить киевлян их последнего преимущества, а именно добыть один из европейских трофеев.
Борьба «Шахтера» и «Динамо» на нынешнем этапе это столкновение двух разных философий. Ахметов строит все с чистого листа, полагаясь на иностранный опыт, в то время как Суркис продолжает полагаться на динамовские традиции. «Шахтер» открыто называет суммы контрактов своих игроков, в то время как от «Динамо» этого пока дождаться не пришлось. Например, «Шахтер» объявил о покупке в этом сезоне воспитанника киевского «Динамо» Рустама Худжамова за 130 тысяч долларов США и за девять миллионов евро боливийского форварда Морено из бразильского «Крузейро». Но вы когда- либо слышали, за сколько официально приобретаются новые игроки «Динамо» или сдаются в аренду те, кто не проходит в основной состав. Огнен Вукоевич за 8 миллионов евро? Хорватские газеты сообщают что за 6, а английские СМИ называют всего 5,5 миллионов европейской валюты. Так за сколько? «Динамо» молчит, как и молчало при покупке в прошлом году Бангура и Диакате. А сколько стоят отправленные в аренду Виталий Мандзюк или Денис Олейник? А чего стоит заявление Юрия Семина о том, что в составе «Динамо» в этом году произошли очень серьезные изменения. Мандзюк, Олейник, Шмаков отданы в аренду, ушли Ващук, Бельгазуани, Майкл, Гавранчич, Маркович, по всей видимости, уйдет Каддури. Это что футболисты основного состава? В «Шахтере» ничего подобного нет. Там есть четкое разделение между основой и вторым составом, и вы никогда не услышите от Мирчи Луческу фамилий дублеров или арендованных игроков, об уходе которых он сожалеет.
Да и вне поля «Динамо» уступает «Шахтеру». Сколько уже лет киевляне выступают в одной и той же форме, в то время как донецкий клуб раз в год, а то и в полгода, как и положено настоящему профессиональному клубу меняет дизайн своих черно-оранжевых цветов.
Однако футбол на то и футбол, чтобы именно на поле, а не по красоте формы и уровню зарплаты решать вопрос кто сильнее, что и определят сегодня в Полтаве всегда непримиримые друг к другу «Динамо» и «Шахтер».
Олег ЗАДЕРНОВСКИЙ