Луи ван Гал: Тюльпанный генерал, который делал простые вещи красивыми
Обозреватель Sport.ua – об окончательном уходе Луи ван Гала на заслуженный отдых
- 16 марта 2019, 10:25
- |
- 16 марта 2019, 16:49
- 5849
- 6
Сразу после отставки в «Манчестер Юнайтед» Луи ван Гал решил взять творческий отпуск. Мол, соберусь с мыслями, огляжусь по сторонам. А там видно будет. Долго ждать не пришлось. Предложения, одно другого краше, последовали, словно из рога изобилия. «У вас прекрасное тренерское резюме», - как-то скажет Моуринью о ван Гале. И это была чистая правда. Не в последнюю очередь огромное количество выигранных титулов и трофеев привело голландца на «Олд Траффорд».
Хотя, конечно же, не только эти циферки и буковки в резюме. Луи, или, точнее, Алоизиус, еще был и особенным. Настоящим особенным, а не тем, кто себя им возомнил. Так вот, после внезапной отставки в «МЮ», ван Гала сватали в «Арсенал», «Валенсию», Китай, Россию. И еще невесть куда. Поначалу «Железный тюльпан» (он же «Тюльпанный генерал») хотел дождаться такого предложения, от которого невозможно отказаться. Поэтому и не разменивался по пустякам. Он очень хотел вернуться в Англию, чтобы доказать бонзам «МанЮнайтед», как они ошиблись, выгнав его из клуба и договорившись за его спиной с этим пройдохой Жозе.
Но жизнь стремительно менялась, даже в великих клубах на места патриархов приходили молодые и амбициозные, хоть и без фантастического резюме. Ван Гал так и не попал в АПЛ. В частности, в «Арсенал». Там предпочли более молодого. Отомстить «МЮ» уже не получится. Как и утереть нос Моуринью. Хотя за Луи это сделала сама жизнь. Сменщик ван Гала был вынужден уходить из клуба еще более унизительно. Отчасти голландец был отомщен.
***
А тут еще и семейное горе. У любимой дочери умер супруг, и ван Галу пришлось утешать убитого горем родного человека. Он все больше стал замыкаться в рамках своей семьи, которая стала для него настоящей крепостью. Впрочем, по-другому быть просто не могло. Воспитанный в семье истинных католиков, Луи с младых ногтей именно дома чувствовал себя наиболее защищенным. Хотя и к церкви его не единожды приобщали. Но стать таким же набожным, как его мать, у Луи не получилось. Более того, когда от рака умерла его первая жена, опустошенный и разбитый ван Гал в сердцах бросил: мол, если бы Бог существовал, он бы не допустил подобного.
Со своей второй женой - Труус - Луи познакомился намного позже. Но именно она стала его главным советником. Да и другом тоже. Он пообещал Труус закончить с тренерством в 55 лет, но все как-то не складывалось. И вот лишь сейчас, когда стукнуло уже 67-м, ван Гал заявил, что у его жены тоже есть право на жизнь с ван Галом. «Я ухожу» - голландец был краток.
Наверное, в этот раз - уже точно. Люди его амплуа настолько редки и противоречивы, что могут пригодиться лишь для восседания где-нибудь на Эвересте. А коль такой возможности сейчас нет, можно себе позволить славно финишировать на своей португальской фазенде. Наблюдая за происходящим со спокойствием Далай-ламы.
***
Будем откровенны: ван Гал-тренер закончился сразу же после финиша Мундиаля 2014 года. Луи вез в Бразилию в составе сборной Нидерландов свои несбыточные мечты о Нике и гремучую смесь сбитых летчиков и зеленого молодняка. Ему предвещали громкий провал. Но он вновь утер всем нос. И как филигранно это сделал! Голкипера для своей команды выбрал самого, казалось, неподходящего - Силессена. И тот стал одним из героев «тюльпанной» команды. А еще ван Гал ставил форварда Кюйта на фланг защиты, вытаскивал на серию пенальти третьего голкипера Крула, менял радикально формулу игры. И разбил чемпионов мира 5:1. После того феерического чемпионата мира Луи хотел на высокой ноте закончить со всем одним махом. Но вдруг нарисовался «МанЮнайтед», и голландец не устоял. Он уже успел отказать «Тоттенхэму», но «МЮ» - то другое дело. Совсем другое.
В очередной раз войти в чужой монастырь со своим уставом ван Галу не удалось. За два сезона на «Олд Траффорд» ему покорился лишь Кубок Англии. Наверное, этого оказалось мало. Хотя, справедливости ради нужно отметить, что клубные боссы не раскошелились для голландца на новые таланты. Пришлось играть подручным «материалом». Но оставить свои, ставшие знаменитыми, эксперименты, голландец не мог. Он пытался делать из Руни полузащитника. А из Ди Марии - форварда. Он пробовал играть и в три, и в пять защитников. Он так замучил тактическими занятиями своих подопечных, что те предпочитали падать от усталости во время тренировок, лишь бы не идти на теорию. Хотя физическими нагрузками ван Гал никогда не злоупотреблял. Даже в «Аяксе». Такой проверенный и практически родной метод для тренеров с одной пятой земного шара, как тест Купера, голландец и на дух не переваривал.
Собственно, ван Гал не мог работать по иным лекалам. Еще в свою школьную бытность, Луи, больше всего на свете желающий стать учителем физкультуры, доставал до невозможности своих товарищей тактическими футбольными схемами. Он игрался ими, словно малое дитя оловянными солдатиками. Даже став неплохим футболистом (хотя, как неплохим: сам Луи сравнивал свой талант нападающего с Кройффом), ван Гал не перестал рисовать схемки и записывать свою «ересь» в блокнот. Да, это именно он ввел моду на всяческие тренерские талмуды и конспекты, применяемые во время матча. Но вот когда его мечта сбылась, и он стал главным тренером «Аякса», он вдруг понял, что ему страшно. И что он не знает, что делать дальше.
***
Но дальше все было хорошо. В 1995 году «Аякс» с ван Галом во главе выиграл Лигу чемпионов. И все остальное, что можно выиграть в сезоне. Та команда до сих пор остается самой молодой (по среднему возрасту), кому покорился Кубок чемпионов. Луи сумел разглядеть в никому не известных голландских пацанах и суринамских эмигрантах настоящих футбольных самородков. Железная дисциплина, умение в личной беседе мотивировать игрока, и тактическая изощренность, ориентированная, прежде всего, на атакующий футбол, сделали из ван Гала настоящего футбольного революционера. Как десятилетиями ранее - еще одного голландского физрука - Ринуса Михелса.
Тот «Аякс» навсегда станет прижизненным памятником ван Гала. Памятником, отлитым в единственном экземпляре. Где бы ни работал Луи после Амстердама, ему так и не удалось повторить успех 1995 года.
Почему не удалось? Вопрос, на самом деле, отнюдь не праздный. Ван Гал и в «Барсе», и в «Баварии», и в некоторой мере в «МЮ» пытался строить свой «Аякс». На том же фундаменте, на тех же постулатах, частично на тех же исполнителях. Но завинчивание до упора гаек, маниакальная дисциплина и большие штрафы не столько пугали и сближали коллективы, сколько отдаляли от них тренера. Ван Гал понимал, что это в «Аяксе» он мог быть отцом и одновременно Богом почти для всех футболистов, зарплата которых была в среднем 800 долларов в неделю, но со звездами, которые зарабатывали десятки миллионов, подобная тактика не проходила. К тому же, зачастую Луи перегибал палку, включая режим физрука: то настоятельно советовал Пуйолю подстричься наголо, то таскал за уши Луку Тони, то задвигал в глубокий запас самого Ривалдо, то заставлял отрабатывать в защите самого Ибрагимовича, а вратаря Виктора Вальдеса норовил обучить навыкам центрбека.
Очень даже может быть, что если бы футбол оставался прежним, таким, где место лишь схемам, ногам и мозгам, а уже потом деньгам, ван Гал бы и сколотил еще один непревзойденный проект. Но ему не удалось. Кто его знает, может где-то в глубине души он и жалеет о том, что после победы в финале Лиги чемпионов над «Миланом» он отверг предложение Сильвио Берлускони о переезде на «Сан-Сиро». Почему-то кажется, что тогда, в средине девяностых, он смог бы воздвигнуть себе памятник и с «россо-нери». Хотя об этом мы уже не узнаем никогда.
Однако и одного «Аякса» для памятника ван Галу вполне достаточно. Для тех, кто воочию видел игру той великой команды, увиденное не смыть ни водкой, ни мылом. И восхищавшимся той командой, тем стратегом, на самом деле было пофиг, кто он - диктатор или физрук, и кто его подопечные - рафинированные джентльмены или романтики с трущоб. Как скажет чуть позже о том «Аяксе» еще один апологет атакующего футбола Гвардиола, «они делали простые вещи красивыми».
Гениальная когда-нибудь будет эпитафия.
Валерий ВАСИЛЕНКО