Динамовский болид на «черной полосе»
Что такое кризис и как с ним бороться?
- 05 ноября 2007, 17:00
- |
- 730
- 0
Надо ли воспринимать очередное поражение «Динамо», как вселенскую трагедию, после которой остается лишь черное пространство и сплошной негатив? Есть, конечно, повод для серьезного беспокойства. Ведь, скажем прямо, нелегко и неприятно сознавать, что вчера еще безоговорочный лидер украинских гонок, казавшийся надежным болидом на дорогах местного значения, вдруг забуксовал и никак не может вернуться в привычный режим движения, когда остальные автомобили при первом сигнале безропотно уступали дорогу. Привыкать надо к другим реалиям и, если искать причину, то не в дороге - она для всех одна, и давно находится не в лучшем состоянии - а в недостатках машины и упущениях водителя.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИЗМЕНИЛИСЬ
Никто не отрицает возможность возникновения череды негативных случайностей, от которой на длинной трассе не застрахован и самый опытный гонщик. Сквозь черную полосу проходят все, даже самые именитые и элитные клубы. Среди реальных причин может оказаться, например, то, что в бензобак залили - по недосмотру или халатности - не совсем качественное горючее. Но не беда, его всегда можно слить и заменить другим, может, что-то случилось с системой зажигания? Или вместо того, чтобы двигаться по бездорожью внатяжку, была сделана попытка проехать трудный участок на высоких оборотах? Казалось бы, вот-вот мотор заработает на полную мощность, и машина рванет с места, набирая полный ход, а она буксует еще сильнее. Может, есть смысл прислушаться к совету мастеров международных ралли, которые, попав в экстремальные ситуации, порой, чтобы разобраться, на короткое время глушат мотор и приступают к внимательному осмотру машины.
Нет, я ни в коем случае не призываю руководство киевского клуба съехать на обочину, уступив обстоятельствам и доиграв непривычную для действующего чемпиона роль второго плана. Ничего страшного в очередном поражении нет, команда должна продолжить движение по дистанции, но уже ориентируясь не только на одного неуступчивого соперника - «Шахтер», которому, кстати, очки в этом чемпионате даются тоже нелегко. В прежние годы, готовясь к самому трудному участку гонки - поединку с горняками - киевлянам можно было ремонтировать механизм походу движения, подтягивать гайки, менять смазку, подливать горючее без опасения отстать от лидера или упустить рывок из пелотона. Теперь обстоятельства изменились. Если уж «Нефтяник» из Ахтырки своей легковушкой позволяет себе подрезать дорогу динамовскому вседорожнику, что говорить о набравших ход «Днепре» и «Металлисте», которые долгое время не просто ехали за горняками и киевлянами, но и внимательно изучали их слабые стороны.
И оказалось, что рулевой харьковчан Мирон Маркевич не только по опыту предыдущих успешных игр с «Динамо» в бытность наставником «Карпат» научился разбираться в скоростях, на которых надо проводить поединки с динамо-машиной: иногда чуть поддавшись и сделав вид, что отстает, а порой и прибавив газу на повороте. «Металлист» давно оформился в серьезного соперника для любой команды. Эта команда не так давно в равной борьбе уступила в двухраундовом поединке представителю английской премьер-лиги, классной, запоминающейся игрой подтвердив, что они где-то на подходе к европейской элите - если не из первого, то уж наверняка из второго эшелона. Сам Маркевич добавляет уверенные штрихи в портрет добротного тренера, убеждая скептиков, что есть достойные кадры и внутри страны. А многие из его подопечных ни в чем не уступают асам из тандема лидеров отечественного футбола. Разыгранную как по нотам контратаку, на которую поймали киевлян Рыкун и Девич, можно показывать в сводке европейских футбольных новостей.
КРИЗИС ЖАНРА ПЕРЕД «МЮ» И «ШАХТЕРОМ»
Словом, проиграть такому «Металлисту» подопечным Йожефа Сабо, конечно же, обидно, но не зазорно. И уж тем более поражение не должно отразиться на психологическом состоянии коллектива. Попали в кювет - по недосмотру или не правильно выбранному штурманом маршруту - не глушите моторы, думайте, как выбраться на асфальт. Продолжать ли гонку с уже составленным экипажем или взяться за поиск других исполнителей, думаю, подскажут руководству клуба предстоящие матчи сезона - с «МЮ» и «Шахтером». На сюрприз, который динамовцы могут преподнести в Манчестере в качестве извинения перед болельщиками, мы, считаю, можем рассчитывать не только в виде чуда. Но меня, прежде всего, очень беспокоит состояние главного тренера, который на пресс-конференциях после проигранных матчей беспомощно разводит руками и убеждает журналистов, что не понимает, что происходит. Что он, дескать, ждал другой игры, иного воплощения своих тренерских заданий. Если кого и надо в первую очередь выводить из транса или, как в последнее время принято говорить, психологической ямы, так это, к сожалению, уважаемого Йожефа Йожефовича. (Этот материал был написан до того, как стало известно, что Сабо серьезно заболел, и в Англию динамовцев в качестве исполняющего обязанности главного тренера повезет Олег Лужный).
Антикризисному менеджеру, мне кажется, на самом деле понадобился антикризисный выводящий. Замена Демьяненко на Сабо, надо признать, не произвела ожидаемого быстрого эффекта, и нынешний главный тренер сам с горечью признал это. Но намекнул на независящие от него обстоятельства. Когда речь заходит о снижении игровой дисциплины, он не без оснований говорит, что с ней - производной от нарушений футболистами бытового и нравственного характера - справится только руководство клуба. И за функциональное состояние игроков он снимает с себя ответственность, так как для этого призван итальянский специалист. Любопытно, как поведет себя в создавшейся ситуации Лужный? Поможет ли ему английский опыт буквально со старта мобилизовать коллектив. С чистого листа продемонстрировать качества, которых явно не хватало его предшественникам - жесткости и уверенности в принимаемых решениях, восстановить нарушенные отношения с некоторыми игроками, к которым он всегда был ближе, и не только по возрасту. Словом, дай Бог, чтобы вынуяеденный дебют оказался удачным. Кстати, удача в Манчестере стала бы хорошим лекарством для Йожефа Йожефовича, которому коллектив «СЭ» желает быстрого выздоровления.
С высказываниями Сабо на пресс-конференции трудно не согласиться, но кто, если не главный тренер должен отвечать за настрой в команде, за грамотно выбранную тактику. За то, чтобы на поле мудрым тренерским задачам, а не собственной и часто неудачной импровизации следовали игроки? Кто в субботнем матче, как и в большинстве предыдущих, был полномочным представителем тренерской скамейки в составе? Кто мог изнутри изменить характер игры? Кого тренеры могли подозвать к кромке поля, чтобы поменять тактику? Можно конечно упрекать предыдущий тренерский штаб в отсутствии коллективной скорости, в вальяжности развития атак, несогласованности между футболистами. Но сейчас, накануне решающих матчей Лиги чемпионов и завершающих первый круг встреч чемпионата страны, нет времени для взаимных обвинений. В обойме «Динамо» есть ряд исполнителей, опытных, умелых и, на первый взгляд, вполне вменяемых. Способен ли сегодняшний тренерский штаб собрать их в один кулак, забыв прежние обиды и взаимные упреки, обозначить не призрачно далекую перспективу, а реальную сиюминутную задачу, решать клубному руководству.
ПРОВЕРКА НА ДОРОГЕ, УХОДЯЩЕЙ ЗА ГОРИЗОНТ
Но, кто бы ни встал у руля в среду или в другой день недели, ему придется настраивать игроков на высшую самоотдачу и в поединках завершающегося сезона. И даже не ради имиджа и каких-то еще теплящихся надежд исправить ситуацию в турнирных таблицах, а для того, чтобы сделать окончательный вывод: есть ли у нынешнего «Динамо» столбовой хребет, на котором предстоит наращивать мышцы для будущих побед? А может, не стоит тратить время на сегодняшних завсегдатаев ночных баров, элитных тусовок, на самовлюбленных мальчишек, разучившихся смотреть на себя в зеркало критическим взглядом, уверенных в том, что судьи обязаны в одностороннем порядке реагировать на единоборства с их участием, а соперники - в страхе расступаться перед ними? Малейшее несоответствие с выстроенной ими концепцией собственной игры становится поводом для обсуждения прямо на газоне, а порой растерянности и даже паники.
Повторюсь: существует вариант, в котором руководству «Динамо», как я понимаю, очень трудно убедить, прежде всего, себя остановиться, заглушить моторы и постараться успокоиться. Принять возникшую ситуацию как данность и приступить к созданию новой команды, не расставаясь со старыми кадрами, как с ненужным балластом, но решительно подпуская к игре перспективную молодежь. Тех, для кого динамовский коллектив - не временное пристанище. Которые убежденно любят не себя в форме с эмблемой «Динамо», а форму на себе. Тех, кто остро реагирует на крики болельщиков «Ганьба!», но не с позиции обиженного целомудрия, а готовности растерзать себя за допущенные промахи и неиспользованный шанс, за секундную расхлябанность и командную неудачу.
Совсем не значит, что футболист должен изначально говорить по-украински или по-русски для того, чтобы стать динамовцем по духу и настрою. Приверженность интересам клуба, иными словами называемой патриотизмом, - понятие не абстрактное, не впитывается с молоком матери и не выдается со справкой о месте рождения, а возникает в обстановке атмосферы единой семьи. Есть ли она сейчас в динамовском клубе? От ответа на этот вопрос, мне кажется, будет зависеть во многом тактика и стратегия «Динамо». Игра молодежного состава в Суперкубке Украины, как и заметный выход в основном составе в субботу Олега Допилки в моем сознании делают крен в пользу второго варианта.
Не позавидуешь Игорю Суркису, в руках которого должен появиться либо топор, либо хирургический скальпель. А может, то и другое вместе. Но прежде президент нашего самого авторитетного футбольного клуба должен еще раз внимательно осмотреть свои гаражи, в которых готовятся к гонкам машины динамовской «Формулы-1». Матчи с «МЮ» и «Шахтером», несомненно, помогут ему разобраться окончательно, кто из инженеров, механиков, гонщиков должен и впредь выходить на трассу.
А сегодня в преддверии ключевых матчей сезона я бы не стал поддаваться излишним эмоциям, памятуя, что от поражений не застрахован никто, и на возникающие по ходу марафона ситуации надо реагировать с холодной головой. Ведь дорога не заканчивается за очередным поворотом, а обычно уходит, за горизонт..
Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ, газета «СЭ в Украине»