Молчание Лобановского
Как же «Динамо» не хватает мэтра...
- 14 мая 2007, 17:00
- |
- 422
- 0
Будь жив Валерий Лобановский, недоумение журналиста по поводу неубедительной игры «Динамо» в Алчевске он наверняка отразил бы любимой фразой собственного сочинения: «Мы с пониманием относимся к вашему непониманию». С точно таким же спокойствием на лице он вошел бы после игры в раздевалку, однако молчание или оброненные словно в разговоре с самим собой несколько слов подействовали бы на его футболистов серьезнее, чем шумный разбор полетов. Был бы расстроен Мандзюк, заработавший штрафной, после которого «Стали» удалось восстановить равновесие, горевал бы не использовавший море опасных моментов Шацких.
Ученикам Лобановского, к числу которых принято относить практически всех игравших у мэтра футболистов, променявших однажды горький хлеб игрока на не больно-то сладкий тренерский, с разной степенью успешности удавалось копировать учителя. Принявший команду первым Алексей Михайличенко еще при жизни великого тренера именовался в кулуарах преемником, но футболистам «Динамо» оказалось не так-то просто увидеть в нем не приятеля, каковым зачастую становится для игроков близкий по возрасту второй тренер, а главного - во всех смыслах этого слова. Близкие к команде люди уверяли, что нагрузки, которые молодой наставник дал своим подопечным на первом же сборе в Ялте, оказались даже покруче тех, что вызывали священный ужас у новичков во времена мэтра.
В коллективе зрело молчаливое недовольство, которое не могло не сказаться на игре. Нет, я далек от мысли, что домашнее поражение от «Трабзонспора» в отборочном раунде Лиги чемпионов было связано с желанием футболистов дать понять руководству, что тренер их чем-то не устраивает. Но эмоциональный Йожеф Сабо, сменивший спокойный кабинет на третьем этаже клубного офиса на беспокойную тренерскую лавку, сумел зажечь игроков и добиться с ними необходимого результата не где-нибудь, а в Турции, на чужом поле. При этом на ключевых ролях в команде его образца оказались бразильцы, которым не очень-то доверял его предшественник. Легионеры до поры до времени платили Сабо взаимностью, не обижаясь даже на громогласные разборы полетов после посредственно проведенных матчей.
Один из динамовских иностранцев как-то признался мне, что прохладно относился и к Сабо, и к сменившему его Леониду Буряку. Но не мог, при всей остроте отношений, не уважать ныне ответственного за селекцию вице-президента. Когда тот неистовствовал в перерыве игры, отпуская в адрес футболистов порой допустимые лишь в чисто мужской компании слова и выражения, в его глазах светилась такая одержимость, что невозможно было не поверить ему, не выйти на поле и не разорвать соперника, какое бы имя он ни носил.
Куда все это девалось всего год спустя - вопрос, у которого со временем найдется немало исследователей. Нынешний спортивный директор «Динамо» Леонид Буряк должно быть, исключительно в силу стечения обстоятельств оказался единственным тренером киевлян постлобановской эпохи, с чьим появлением у руля в команде не возник эмоциональный всплеск. Динамовцы впервые за долгие годы оказались за пределами группового турнира Лиги чемпионов, и экс-наставник сборной Украины, установивший клубный антирекорд по времени пребывания на посту главного тренера, ушел в отставку.
Позже Игорь Суркис назовет это увольнение поспешным, посетует, что пошел на поводу у публики, которая не могла простить Буряку неудачи в европейской кампании. И назначит на вакантное место Анатолия Демьяненко, работавшего в тренерском штабе со времен Лобановского почти десять лет и получившего абсолютную поддержку со стороны ветеранов команды.
Сегодняшний главный тренер, как и Сабо, с первых дней самостоятельной работы взялся за дисциплину, установил драконовские, на взгляд стороннего наблюдателя, штрафы. Как вам, к примеру, 200 долларов за минуту опоздания на тренировку или теорию? А пять тысяч за задержку в отпуске всего лишь на сутки? Любопытно, что нововведения поддержали и... сами игроки. Микроклимат, возникший в команде после назначения Демьяненко, никуда вроде не исчез, в юбилейный для клуба год «Динамо» приближается к уже двенадцатому чемпионскому титулу. Вот только игра почему-то далека от чемпионской.
...Будь жив Валерий Лобановский, на мой вопрос о неуверенной игре «Динамо» не только в Алчевске, но и в Мариуполе и даже в Киеве с «Ворсклой» он наверняка ответил бы той самой любимой фразой. В раздевалке мэтр не произнес бы ни слова - молчание на игроков действовало покруче самого шумного разбора полетов. Так ли влияет на них молчание Демьяненко?
Дмитрий Ильченко, газета «СЭ в Украине»