Александра КОСТЕНЮК: «Женские шахматы очень поднялись»
Чемпионка мира объяснила причины успеха азиатских шахматисток
- 16 декабря 2010, 14:24
- |
- 1322
- 2
В военном фильме под названием «Днепровский рубеж» во время допроса немецкого офицера была как-то произнесена замечательная фраза. В ответ на утверждение немца о том, что уже покорена вся Европа и вам (русским) ничего не светит, допрашивавший его главный герой возразил: «Европа закончилась. Азия началась...»
Как же здорово эта фраза подходит к нынешнему чемпионату мира. Ситуация там сложилась весьма интересная. Сильнейшие шахматистки турнира - рейтинг-фаворитка Хампи Конеру и китаянка Хоу Ифань, дожавшая нашу Катю Лагно, во второй раз подряд столкнутся друг с другом в полуфинале. На предыдущем чемпионате мира они также боролись на этой стадии, и индийская шахматистка уступила на тай-брейке. Правда, Хоу Ифань до чемпионства так и не добралась, в финале проиграв Александре КОСТЕНЮК (1,5:2,5). Хотя россиянка уже не сможет отстоять свое звание, до появления новой чемпионки мира она сохраняет свой статус. А выбившая ее с чемпионата китаянка Жуань Луфэй пока находится в некоторой тени фавориток, и ей еще нужно пройти на тай-брейке индийку Харику, чтобы подтвердить свои претензии на высшее звание. Тем временем пока еще действующая чемпионка Костенюк дала интервью официальному сайту турнира (кстати, беседовала с ней харьковский гроссмейстер Анастасия Карлович), где и объяснила, почему не смогла защитить свой титул.
-Что случилось в последнем матче? Почему не пошла игра?
-Во второй основной партии у меня была отличная позиция, но я доигралась чуть ли не до проигранной. В быстрых белыми неудачно разыграла первую партию, а черными получила хорошо, абсолютно выиграно даже. Я видела выигрывающий вариант, решила сыграть надежнее и в итоге проиграла.
-В чем причина того, что в решающий момент, получается, сдавали нервы?
-Сложно сразу сказать. Надо анализировать в спокойной обстановке. Сейчас можно на многое начать пенять. Я не думаю, что сразу же после поражения выводы будут справедливыми. Нужно, чтобы прошло какое-то время, проанализировать партии, потом приду к какому-то более или менее правильному выводу. Буду проводить работу над ошибками.
-Кто поддерживал тебя во время турнира?
-Помощники были. Кто поддерживал, тем спасибо, но, конечно, хотелось бы, чтобы были секунданты во время турнира.
-На этом чемпионате доминируют китаянки. С чем, на твой взгляд, это связано?
-Я думаю, у них правильно поставлена работа. У нас все-таки присутствует русское авось, все начинают проводить какую-то работу непосредственно перед турниром или во время турнира. С ними сюда приезжают тренеры, у каждой - свой, и так происходит раз за разом.
-Нет у них какого-то преимущества в психологической подготовке?
-Я много читала о том, что у них нервов нет, они играют, как машины. На самом деле, все нервничают. И китаянки, и индуски. Все мы люди, никто не робот. Вопрос в том, как совладать с этими эмоциями и нервами, как нервное напряжение направить не на разрушение позиции, а наоборот, на мобилизацию своих сил. Я все равно подчеркиваю, что, на мой взгляд, главное - это то, как поставлена работа, будь то с подрастающим поколением или с теми, кто уже добился определенных результатов. Работа должна вестись круглогодично. Например, олимпийский год. У нас два сбора перед Олимпиадой, август-сентябрь, и Олимпиада. А потом мы предоставлены сами себе. Честно говоря, еще отвлекает организация. Мы постоянно организуем сами тренировочный процесс, ищем возможности, ищем, с кем позаниматься, как позаниматься и, вообще, заниматься ли. Получается, что десять месяцев из двенадцати мы предоставлены сами себе. Если взять эти организационные моменты, просто жизненные моменты, которые есть, например, у меня - маленький ребенок, семья - получается, что очень тяжело. Понятно, что мы иногда можем собраться и на этом нашем кураже, таланте русском мобилизоваться и показать какой-то великолепный результат. Но это один результат. Чтобы показывать серию - и в личных, и в командных соревнованиях, надо постоянно вести работу. Можно пенять на нервы, говорить, что им так везет - выигрывают проигранные позиции. Но я всегда считала, что везет сильнейшим или везет тому, кто в данный момент больше заслуживает везения.
-Из оставшихся шахматисток кто претендует на первенство?
-Видно, что Хоу Ифань и Конеру в очень хорошей форме, но они встречаются в полуфинале. Посмотрим... На самом деле, что бы ни говорили о нокаут-чемпионатах, не было такого, чтобы кто-то стал бы чемпионкой, кого нельзя было изначально причислить к фаворитам.
- Известно, что ты собираешься продолжать активно играть в шахматы. Все возможные титулы уже завоеваны, где ты будешь искать мотивацию, чтобы двигаться вперед?
- Обидно было уходить. Я пыталась уйти, потому что очень тяжело, дойдя до вершины, потеряв какую-то движущую силу, стимул, вдруг снова продолжить играть, продолжить бороться, проходить через все те неприятные моменты, которые всегда присутствуют в карьере спортсмена. Но захотелось продолжать. Я подумала, что я, в принципе, очень высоко уже забралась, достигла неплохого уровня игры, было проведено много работы, чтобы вот так просто все бросить. Поэтому буду играть, по крайней мере, следующие два года. Опять же, всегда требуются жертвы, в моем случае - проводить меньше времени с семьей. Приходится всегда находить какой-то компромисс.
-А есть какая-то конкретная цель, которую на эти два года ты ставишь перед собой?
-Сильнее играть. Я очень потеряла в рейтинге за последнее время, вылетела из 2500, впервые за многие годы, поэтому пока просто вернуться в топ-5 - можно поставить такую задачу. Сейчас женские шахматы очень поднялись. Если пару лет назад рейтинг 2500 - это была, наверное, первая пятерка, то сейчас 2500 - это даже не 15, мне кажется. Так что можно сказать, что приблизительная задача - топ-5, хотя я всегда говорю, что, если сильно играть, то рейтинг вырастет автоматически. Буду стараться выйти на тот уровень 2008 года, когда шла игра и результаты.
Игорь ЩУКИН, газета «Команда»