Жертвы амнистии
Среди ненужных оказались несколько ветеранов, много лет служивших верой и правдой своим клубам
Утром 16 августа (по киевскому времени) в НБА истёк срок, до которого все клубы могли “амнистировать” одного игрока в рамках разовой программы по уменьшению платёжных ведомостей, предусмотренной новым трудовым соглашением (так называемое “Правило Аллана Хьюстона”). Большинство команд воспользовались этой возможностью, и список свободных агентов пополнился целым рядом амнистированных баскетболистов. Среди них, как ни прискорбно, оказался ряд заслуженных ветеранов лиги, которые на протяжении многих лет являлись лицом своих клубов и с которыми связаны практически все успехи этих клубов за последние годы. Речь здесь идёт в первую очередь о защитниках Майкле Финли из «Далласа» и Рэджи Миллере из «Индианы».
НБА – это не просто игра, это ещё и шоу-бизнес. И в любом бизнесе (а в шоу-бизнесе – в особенности) всё, как известно, решают деньги. Сколько лет карьеры ты бы не отдал своему клубу, сколько бы тысяч очков не набрал, защищая его цвета, сколько бы раз твои точные броски на последних секундах не приносили победы твоей команде, когда речь заходит о деньгах, восторженное «NBA – I Love this game!» от миллионов болельщиков перекрывается рациональным «NBA – I Love this business» в исполнении владельцев клубов. Впрочем, их тоже можно понять – существующий в Ассоциации “потолок зарплат” заставляет бережно относиться к каждому доллару (ну или, если более приближённо к реальности – к каждому миллиону долларов), прописанному в платёжной ведомости клуба. И назвать владельцев команд скупердяями в данном случае никак язык не поворачивается – все оставшиеся по контракту миллионы амнистированным игрокам всё равно будут выплачены до последнего цента, несмотря на то, что игроки становятся свободными агентами и большинство из них будут зарабатывать немного меньшие, но тоже миллионы в других командах. С другой стороны, вычёркивание упомянутых миллионов из платёжных ведомостей позволяет клубам избежать штрафа за превышение “потолка зарплаты” (так называемого “налога на роскошь”), в соответствии с которым за каждый доллар перебора свыше “потолка” владельцам придётся раскошелиться на дополнительный доллар в казну лиги.
Таким образом, “Правило Хьюстона” получается с финансовой точки зрения выгодным как для клубов, так и для игроков. Жаль только, что не столь же гладкой оказывается этическая сторона вопроса. Ведь тот же Финли защищал цвета «Даллас Мэвэрикс», ни много ни мало, последние 9 лет. А Рэджи Миллер вообще всю свою славную 18-летнюю профессиональную карьеру посвятил «Индиане», за которую провёл 1389 (!) матчей – за всю историю НБА лишь знаменитые «Джазмены» Джон Стоктон и Карл Малоун сыграли больше матчей за один клуб. Причём оба амнистированных ветерана, несмотря на далеко не юный возраст, за счёт сумасшедшего опыта и мастерства всё ещё могут “дать фору” большинству игроков своих клубов. 32-летний Финли в последнем сезоне проводил на площадке в среднем 36.8 минут, набирая при этом 15.7 очков + 4.1 подборов + 2.6 передач. Миллер играл поменьше – 31.9 минут (но он и постарше – через неделю Рэджи отметит 40-летие), но всё равно успевал набрать 14.8 очков + 2.4 подборов + 2.2 передач. И теперь эти почти легенды НБА не получат возможности завершить свои карьеры в клубах, ставших для них родными.
Впрочем Миллер, конечно же, закончит карьеру со статусом свободного агента лишь номинально. Реально будут иметь место все полагающиеся ему почести, и полосатая майка с 31 номером и фамилией Miller на спине обязательно будет висеть под куполом Conseco Fieldhouse – домашней арены «Индианы». Иначе просто быть не может. Разница оказалась лишь в том, что мучавший Миллера весь последний год вопрос “уйти после этого сезона или поиграть ещё годик?” за Рэджи решил его родной клуб и… ушёл его. Кажется совершенно невероятным, чтобы Миллер вдруг решил на старости лет отыграть один сезон не в «Индиане» (чего он никогда в жизни не делал, если не считать за появление в другой команде пятикратное участие в “матчах звёзд”). Так что, судя по всему, на покой уходит ещё одна легенда НБА. Ну а 6.1 миллионов долларов зарплаты, оставшихся по контракту за следующий год, можно рассматривать как подарок от клуба в честь выхода на пенсию.
Совершенно другая ситуация у Майкла Финли. Майкл ещё вовсе не стар, и вполне может отыграть на высоком уровне как минимум 5-6 сезонов. Учитывая, что за следующие три года «Даллас» должен выплатить ему полагающиеся по контракту 51.8 миллионов долларов, финансовые запросы Майкла к новой команде, видимо, будут не слишком велики, и он может выбрать клуб по своему вкусу. Благо дело, желающих – хоть отбавляй. На Финли претендуют множество клубов, среди которых есть и явные претенденты на комплект чемпионских перстней следующего сезона – «Майами Хит», «Финикс Санз», «Сан-Антонио Сперс». Кстати, именно нежелание усилить подобным образом одного из своих конкурентов («Финикс» или «Сан-Антонио») заставляло руководство «Мэвэрикс» до последнего момента искать варианты для того, чтобы обменять Финли в какой-нибудь другой клуб и не дать ему стать свободным агентом. Однако фокус не удался. И теперь «Санз», например, если подпишут Майкла, то смогут со спокойной душой и чистой совестью отпустить в «Атланту» Джо Джонсона (к слову, владельцам «Атланты», похоже, удастся всё-таки исключить Стива Белкина из числа акционеров клуба, и путь для Джонсона из Аризоны в Атланту будет открыт). Ну а «Даллас» уже успел даже найти замену Финли среди таких же “пострадавших” от амнистии игроков. Правда к Дагу Кристи, с которым «Мэвэрикс» договорились об однолетнем контракте, понятие “пострадавший” как раз применимо меньше всего: в «Орландо», отпустившем Кристи на прошлой неделе, защитник так и не заиграл. Зато теперь он и попробует себя в новой более сильной команде, и от «Мэджик» причитающиеся ему 8.2 миллионов за следующий год получит.
Если всё вышеописанное легко прогнозировалось и было давно ожидаемым, то «Нью-Йорк Никс» по-настоящему удивили. Знаете, почему правило амнистии многие называют “правилом Хьюстона”? Да потому что когда его принимали, все были уверены, что рассчитано оно в первую очередь для того, чтобы «Нью-Йорк» смог безболезненно откупиться от своего атакующего защитника Аллана Хьюстона и сэкономить 39.8 миллионов долларов его зарплаты, которая, практически вся, находиться над установленным “потолком”. Но в результате Аллан Хьюстон под «правило Хьюстона» не попал – «Никс» решили оставить в команде своего ветерана, который с каждым годом проводит на площадке всё меньше времени из-за хронической травмы колена (в прошлом сезоне Аллан отыграл лишь 20 матчей), и вместо него амнистировали форварда Джерома Уильямса, хотя и сэкономили при этом значительно меньше (за следующие 3 года Уильямс получит от клуба 21.3 миллиона). О причинах такого неожиданного решения можно только догадываться, а предположений выдвигается немало. Возможно, сказались хорошие дружеские отношения между Хьюстоном и владельцем «Никс» Джеймсом Доланом. Может быть, своё веское слово сказал новый тренер ньюйоркцев Ларри Браун, которому нравится стиль игры Аллана. А может руководство «Никс» надеется, что Хьюстон всё-таки залечит своё колено или же, в противном случае, вообще уйдёт из баскетбола – в этом случае 75% остающейся по контракту зарплаты игроку выплатит страховая компания. Последний вариант, к слову, выглядит наиболее привлекательным для «Нью-Йорка» с финансовой точки зрения, и злые языки поговаривают, что именно на него и рассчитывает руководство клуба.
Ну а всего предоставленной возможностью отпустить одного игрока воспользовались 18 клубов. «Лейкерс», как мы уже рассказывали в предыдущих обзорах, расстались с форвардом Брайаном Грантом, уже подписавшим контракт с «Финиксом» («Лейкерс» выплатят Гранту 29.8 миллионов за 2 оставшихся по контракту года). «Филадельфия» распрощалась с защитником Аароном Макки (19.5 миллионов за 3 года), «Портленд» – с защитником Дереком Андерсоном (19 миллионов за 3 года), «Милуоки» – с центровым Келвином Бутом (13 миллионов за 2 года), «Хьюстон» – с форвардом Кларенсом Уэзерспуном (6.35 миллионов за 1 год), «Миннесота» – с защитником Фредом Хойбергом (1.76 миллионов за 1 год), «Нью-Джерси» – с защитником Роном Мерсером (1.76 миллионов за 1 год).
Некоторые клубы использовали «Правило Хьюстона» для того, чтобы избавиться от “мёртвых душ” – баскетболистов, давно уже покинувших команды, но всё ещё “сидящих на зарплате” в них. Так, «Торонто» “списали” Алонзо Морнинга, «Бостон» – Вина Бэйкера, «Детройт» – Деррика Коулмена, «Майами» – Уэсли Персона, «Чикаго» – Эдди Робинсона, «Финикс» – Ховарда Айзли.
Артём Гнатовский
специально для СПОРТ.com.ua
Последние материалы по НБА:
Тихое межсезонье "Юты Джаз"
Идет охота на Волков…
Кассел отправляется в Лос-Анжелес, Абдур-Рахим – в Сакраменто
Ясикявичюс стал "Иноходцем"
Когда в товарищах согласья нет…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Наставник «Реала» Карло Анчелотти недоволен игрой Мбаппе
Хильберто Рамирес планирует сменить весовую категорию