Нежный возраст Марьяна Шведа
Алексей Сливченко пытается понять, почему у украинца никак не получается заиграть в Европе
В начале декабря полыхнуло: главный тренер «Мехелена» Воутер Вранкен достаточно неожиданно на своей пресс-конференции отреагировал на вопрос журналиста по поводу украинского легионера команды Марьяна Шведа, выступающего в бельгийской команде на правах аренды из «Селтика». Коуч «Мехелена», кажется, не сильно подбирал слова, когда объяснял, почему Швед не годится для игры в футбол, и даже посоветовал Марьяну обратить внимание на другие виды спорта, где успеха можно добиться не в команде, а в одиночку – например, бильярд.
Увы, но Вранкен лишь объяснил очевидное: Марьян Швед в очередной раз оказался не готов заиграть в Европе. После неудач в «Севилье» и «Селтике» настало время краха и в бельгийской лиге, где представители Украины в целом достаточно неплохо себя проявляют в последние годы, причем даже те, кому на родине выдавалось значительно меньше авансов, чем воспитаннику «Карпат».
Почему подобное происходит, и куда вообще движется карьера Шведа? Над этими вопросами, пожалуй, лучше задумываться самому Марьяну, но и мы попробуем разобраться в ситуации, насколько позволит это сделать имеющаяся информация…
Не заиграл в «Севилье», потому что был не готов к этому
Марьян Швед очень рано заявил о себе в «Карпатах». Техничный, яркий и быстрый вингер выделялся в команде, где в какой-то момент собрался костяк из футболистов, привезенных в клуб на банальный «отсев». Неудивительно, что Швед быстро попался на глаза скаутам, а предприимчивые агенты сделали все, чтобы трансфер Марьяна в один из клубов, способных хорошо заплатить, состоялся.
«Когда я познакомился со Шведом и его отцом, то уже видел, что он готов получить шанс в Испании. Я, как агент, себе его цену нарисовал. У меня в голове была единичка. Звоню Мончи и говорю: «Есть хороший футболист, посмотри». Мончи отправил скаутов, они посмотрели, перезванивает: «Что-то в нем есть. За сколько «Карпаты» продадут?» Говорю, что минимум за два миллиона. Мончи отвечает: «Да нет, ты что, сдурел? У меня таких денег нет». И бросил трубку. Приезжаю во Львов, прихожу к Дыминскому и говорю: «Петр Петрович, максимум могут дать 500 тысяч». Дыминский: «Нет, я тебя даже слушать не хочу, иди отсюда». Пауза. Потом Мончи спрашивает: «Ну что, ты что-то сбил, разговаривал?» Говорю: «Карпаты» согласились сбить до 1 миллиона». Приезжаю к Дыминскому: «Ну все, сделал для вас этот миллион». Петр Петрович рад – с 500 тысяч поднял до миллиона. Мончи рад – с двух миллионов сбил до одного. Футболист рад – поехал и получил шанс в хорошем чемпионате. Так работает этот бизнес», - именно так историю трансфера Шведа из «Карпат» в «Севилью» описывал агент Олег Смалийчук, и она прекрасно демонстрирует, кому и для чего, в первую очередь, была нужна эта сделка.
Если говорить проще, то на Шведе просто сделали бизнес. Агент и «Карпаты», и в целом в этом нет ничего плохого, ведь по такой модели работает огромное количество клубов во всем мире. Другое дело, что украинские футболисты – это, так сказать, особая каста, которая привыкла быть окруженной заботой и вниманием. Оказавшись в совершенно чужой стране, Марьян Швед понял, что там никто за ним бегать не будет, и над его талантом с дрожащими руками трястись тоже будет некому, потому как в «Севилье» практически каждый футболист имеет такой же, если не более высокий статус.
Твиттер Севилья. Марьян Швед и Рамон Мончи
Это была хорошая школа для Марьяна, которую жизнь дала ему возможность пройти очень рано – уже в 18 лет. Почти сразу же Швед был отправлен в молодежную команду «Севильи», где по замыслам Мончи и руководителей, украинец должен был лучше освоиться, и проявить себя, а уже затем делать шаг в первую команду клуба. Увы, но этого не произошло. Первый год оказался для украинца настоящим испытанием из-за неспособности быстро освоить язык, без знания которого в испанском футболе вообще нечего делать, особенно футболисту, чей статус крайне далек от звездного.
На второй год динамика вроде как наметилась положительная, но случилась травма крестообразных связок колена, из-за которой Швед пропустил 266 дней. «Сначала было тяжело. На второй год было легче, начал более-менее понимать, но получил травму. После травмы было уже тяжело, я не играл. Пропустил 8 месяцев», - признавался впоследствии Марьян.
Более того, еще летом 2016 года из «Севильи» ушел Евгений Коноплянка. Поговаривали, что из-за соотечественника Швед ждал предложения именно от «красно-белых», хотя чуть ранее на него выходила «Валенсия». Марьян понимал, что ему одному закрепиться на чужбине будет непросто, а потому наличие в команде другого украинца теоретически виделось для Шведа огромным плюсом. В начале июля 2017-го «Шальке» окончательно выкупил Коноплянку у «Севильи», а через два месяца испанский клуб покинул уже и сам Швед – за 1 гривну, как впоследствии в одном из интервью признавался сам футболист, его контракт у «красно-белых» выкупили родные «Карпаты»…
В «Селтике» повторилось все то же самое
Полтора сезона, которые Швед провел в Украине, вернули его к жизни. Марьян снова почувствовал кайф, выходя на поле, и начал много и красиво забивать за «зелено-белых». Неудивительно, что вскоре снова появился интерес из-за рубежа, агенты и различные опции. Все тот же Смалийчук рассказывал, что у Шведа еще в январе 2019 года было предложение от «Генка», но в итоге футболист и его отец предпочли остановиться на варианте с «Селтиком» - команде из шотландской лиги, где всегда в почете была контактная борьба, а не техника, являющаяся сильной стороной Марьяна.
Впрочем, если Шведа не «затоптали» в УПЛ, которая также не отличается своим повышенным трепетом перед техничными футболистами, то и в Шотландии можно было играть. В кулуарах поговаривали, что «Селтик» сделал лучшее личное предложение Шведу, чем «Генк», и во многом это предопределило ход дальнейших событий.
Сам Швед, едва только прибыв на «Селтик Парк», заявил, что сделал выводы из прежнего вояжа за границу, и теперь ожидает куда лучших результатов. «Несколько лет назад я перешел в «Севилью», но мне тогда было всего 18 лет, и я был ребенком. Мне потребовалось много времени на адаптацию, но я также сильно вырос и намного лучше понял многие вещи. Я не буду повторять прежние ошибки в Шотландии», - заявил Швед.
И начиналось все для Шведа действительно многообещающе. 30 июля 2019 года Нил Леннон выпустил молодого украинца на замену в выездном для «Селтика» матче квалификации Лиги чемпионов против «Нымме Калью», и в компенсированное время Марьян забил второй мяч свой команды, который выдался невероятно красивым.
Фанаты «Селтика» после этого перформанса в социальных сетях засыпали Шведа комплиментами, но это никак не помогло Марьяну заиграть в первой команде. В сезоне-2019/20 украинец сыграл лишь 15 минут в одном поединке шотландской Премьер-лиги, а наставник команды Нил Леннон давал понять, что не видит Шведа в составе, несмотря на его усердие в тренировочном процессе. Но уже спустя пару месяцев коуч изменил риторику, заявив, что украинский легионер не демонстрирует на тренировках того же уровня, что и другие футболисты, а еще не владеет английским в той степени, чтобы коммуницировать с партнерами и наставником на должном уровне.
Иными словами, несмотря на все свои первоначальные заявления, но Швед в «Селтике» наступил на те же грабли, что и до этого в «Севилье». Не выучив язык, украинец оказался на обочине коллектива, и выбираться из этой ямы не очень-то и хотел…
Провалившаяся надежда в «Мехелене»
Вариант с арендой в «Мехелен», который был реализован в августе, изначально виделся для Шведа прекрасным шансом перезагрузить карьеру. Бельгия давно стала своеобразной «футбольной Меккой» для украинских футболистов, которые в этом чемпионате в большинстве своем выходили на качественно новый уровень.
Изначально в «Мехелене» очень тепло встретили Шведа, подготовив прекрасный ролик с нарезкой лучших моментов игры Марьяна в прежних клубах. Да и тренер команды Воутер Вранкен был приятно потрясен тем, что его руководителям удалось провернуть такой громкий для клуба трансфер.
«Давайте будем честны, Марьян Швед – выдающийся талант, который вряд ли мечтал играть в клубе уровня «Мехелена». Но поскольку у него не было должной игровой практики в минувшем сезоне, он хочет перезагрузить карьеру с нами. Рассчитываю, что его появление станет для команды настоящей инъекцией качества», - заявил Вранкен, комментируя подписание украинца. Что правда, уже тогда коуч «Мехелена» словно предчувствовал вероятные проблемы, добавив к сказанному следующее: «Знаю, что Швед – застенчивый парень, и нам придется взять его под крыло, но вскоре он познакомиться с партнерами по команде и все будет хорошо».
Увы, но за четыре месяца ничего подобного не произошло, а сам Вранкен, не сдержавшись, как следует «прошелся» по Шведу, в очередной раз рассказав о его неспособности освоить язык, а также регулярных опозданиях на командные собрания и стремление держаться обособленно. Все это Марьян уже проходил в «Севилье» и «Селтике», но упорно продолжает гнуть свою линию…
Не радужные перспективы
Как дальше будет развиваться карьера Шведа? Сложно предугадать, но с высокой долей вероятности до конца сезона украинец досидит (в игровую практику не очень-то уже и верится) в аренде в «Мехелене», которая, по неофициальной информации, обошлась бельгийцам в 500 тысяч евро, а потому ее досрочное расторжение не входит в планы «Селтика», стремящегося хоть как-то компенсировать затраченные в свое время 2 миллиона евро на приобретение украинца.
Что будет, скажем, летом 2021-го? Логичнее всего для Марьяна искать пути возвращения в Украину. Да, его родные «Карпаты» ныне прозябают на задворках, но наверняка в УПЛ найдется немало команд, у которых хватит желания и возможностей вернуть Шведа. Хотя бы на правах аренды, что теоретически могло бы устроить и «Селтик», если вингер снова сумеет заблистать так, как это произошло в период последней его репатриации.
Не стоит забывать, что следующим летом Марьяну Шведу исполнится уже 24 года, а это возраст, в котором футболист его амплуа должен быть в самом расцвете сил, а не полировать банку в отнюдь не сильнейшем клубе чемпионата Бельгии. Но гораздо важнее для самого футболиста сейчас иное – как можно быстрее выйти из того «нежного возраста», в котором Марьян буквально застрял, и из-за которого не может выйти за пределы ранее сформировавшихся у него шаблонов.
Со стороны кажется, что Швед в Европе ощущает себя недооцененным, и хочет, чтобы там к нему относились с такой же теплотой, как и в Украине. Если подобная гипотеза не ошибочна, то карьера в Европе – это то, что Шведу не подходит априори, ведь там он является всего лишь одним из многих легионеров, а для достижения успеха работать над собой нужно не только на поле, но и за его пределами. Причем ежедневно, с усердием и стремлением, и все равно без гарантии на успех (нечто подобное в Испании сейчас проходит Андрей Лунин, демонстрирующий куда большую стойкость в характере). Пока же Швед доказал самому себе, что может быть успешен на уровне УПЛ, и само по себе это уже серьезное достижение. В конце концов, возможно, это и есть предел его амбиций?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Знакомьтесь с уникальной Кьярой Фраттези
Известный специалист предлагает делать ставку на первый поединок в Батуми
Одружився в юному віці не ясно на кому, не режимить, не вивчив англійську. Жаль, що батько був футболістом, а син взагалі безтолковий.
Мав би правильну жінку, то б мотивувала, а ця тільки інстаграмом своїм переймається.
---
Потому что он воспитанник Карпат, где казино и стрип клубы были всегда нормой!