На баррикады выходить не надо, но без революции не обойтись

Зимняя Олимпиада обнажила проблемы украинского спорта

Татьяна Волосожар пойдет по пути Алены Савченко. Такую перспективу украин­ской фигуристки обрисовал Сергей Бубка на пресс-конфе­ренции, посвященной выступ­лению нашей олимпийской сборной в Ванкувере. «Сегодня Татьяна - партнерша номер один в парном катании. Уже есть предварительная догово­ренность о ее переезде в Рос­сию», - сообщил президент НОК. Эта новость - красноречи­вое свидетельство плачевного состояния нашего спорта, из-за чего многие мастера высокого класса меняют украинский паспорт на немецкий, белорусский, российский...

ФИГУРНЫЕ ЭМИГРАНТЫ


Фигурное катание, один из самых любимых нашими бо­лельщиками видов спорта, за последние годы понес кадро­вые потери, скажем так, мигра­ционного характера. Напомним, что Алена Савченко выступала с нынешним партнером Волосо­жар - Станиславом Морозовым, с которым стала чемпионкой мира среди юниоров-1999/2000. Теперь бывшая ук­раинка под флагом Германии в паре с Робином Шолковы взяла бронзу Олимпийских игр. Еще одна потеря - Юлия Обертас, добывшая с Дмитрием Паламарчуком два золота (1997/98, 1998/99) и серебро (1999/2000) юниорских мировых форумов. Теперь настала очередь Татьяны Волосожар. И дело не только в отсутствии финансов, о чем нам не устают твердить ответствен­ные лица, сколько в нежелании этих лиц предпринять усилия, чтобы удержать спортсмена. Чиновники только разводить ру­ками умеют, когда им надо «прыгнуть выше головы».

А ведь о печальных для нас перспективах ухода фигуристов известно заранее. Это - резуль­тат планомерной «работы», ба­зирующейся, наверное, на ко­рысти и равнодушии, когда корысти нет. Ведь чины и профильного министерства, и фе­дерации не спешат что-то ме­нять. Да, фигурное катание - недешевый вид спорта, что в условиях украинской действительности создает большие трудности. Но разве кто-то из чиновников суетился, ночи не спал в поисках нужных ресур­сов? Вряд ли. Лишь ждем у мо­ря погоды: пришли бюджетные деньги - хорошо, не пришли - такова селяви.

Неудивительно, что все наши ведущие фигуристы предпочи­тают тренироваться за грани­цей. Получается, функцией главного тренера сборной Ма­рины Амирхановой является включение их в список участни­ков Олимпийских игр, чемпио­натов мира и Европы под кон­кретную строчку в бюджете.

Целенаправленная работа на разных уровнях подготовки кад­ров переходит в разряд потус­тороннего и недосягаемого. А потом сетуют на отсутствие до­стойной смены в фигурном ка­тании, как это сделал в одном из интервью начальник отдела зимних видов спорта Даниль Амирханов. Он сказал, что оди­ночники приходят на трениров­ку, как на тусовку, поговорить, посмеяться и как бы заодно по­кататься. Понятно, что если бы у нас в стране насчитывалось до­статочное количество хороших исполнителей, они бы уделяли больше внимания подготовке, чтобы оставаться на вершине украинского рейтинга. А так, по­сле ухода из большого спорта после Турина Елены Ляшенко наши фигуристки не попадают в финалы чемпионатов мира, а на Олимпиаде-2010 в этом виде программы Украина вообще не была представлена.

- В конце 80-х годов XX сто­летия у нас сформировались два центра олимпийской подго­товки в Одессе и Днепропет­ровске, - напомнил Бубка. - В результате мы получили чемпи­онов Виктора Петренко и Окса­ну Баюл. Сегодня эти центры не работают. Мы многое уже поте­ряли. Бобслея нет. Конькобеж­ного спорта нет. Да и лыжные гонки из-за отсутствия баз на ладан дышат. Пугает отсутствие перспектив и в санном спорте, в котором чемпионат Украины проводится в Латвии. Трассы в Вышгороде и Кременце исчезли со спортивной карты страны. Кто придет на смену Лилии Лудан и Натальи Якушенко? Кто будет держать марку после ухо­да Валентины Шевченко? Во­просы, на которые сейчас не дать положительных ответов. Да, наш спорт живет, но мы не строим для него будущее...

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

Безусловно, у читателей воз­никнет вопрос другого характе­ра к Сергею Назаровичу: «Поче­му НОК не ведет результатив­ную деятельность в этом стра­тегическом направлении?» Ока­зывается, все дело в законодательстве, которое, скажем пря­мо, ограничивает возможности Национального олимпийского комитета. Согласно Закону Ук­раины «О физической культуре и спорте» за национальные сбор­ные в различных видах отвечает «центральный орган исполни­тельной власти по физической культуре и спорту», то есть сей­час - Министерство по вопро­сам семьи молодежи и спорта. Главный для отрасли документ в своей 21 статье гласит: «Содер­жание и подготовка членов сборных команд Украины к меж­дународным соревнованиям финансируется из государст­венного бюджета». Выходит, НОК юридически не несет ответственности за неудачное вы­ступление наших атлетов в Ван­кувере, потому что не имеет сильных рычагов влияния. Олимпийский комитет фор­мально должен организовывать возможность для спортсменов выступать на Играх, то есть фак­тически выполнять представи­тельскую функцию.

Варианты, как утверждают чиновники со стажем, более ра­ционального распределения обязанностей существуют. Один из них - принять формулу, сог­ласно которой основные финансовые потоки идут через НОК, который распределяет их по федерациям, а потом с них за это спрашивает. Однако, честно говоря, в нашей стране осуще­ствление подобной перестрой­ки - дело неблизкой перспекти­вы. Вполне реальными видятся менее кардинальные шаги по реорганизации. Их и озвучил Бубка, считающий, что надо вы­делить отдельное ведомство, которое бы курировало спорт и физическую культуру. В сегод­няшнем министерстве из мно­жества заместителей фактически только один занимается этим направлением. По мнению президента НОК, необходимо вернуться к такой структуре как Госкомспорт.

На пресс-конференции сра­зу возник вопрос: почему бы са­мому Бубке не возглавить про­фильное ведомство, чтобы иметь действенные рычаги вли­яния на ситуацию? Президент НОК и глава министерства в од­ном лице - это мы уже проходи­ли, причем нельзя сказать, что такое совмещение было худшим из возможных вариантов. Одна­ко Сергей Назарович сказал, что это - не для него. Сил не хва­тит, потому что он занимает несколько ответственных постов в НОК, МОК, ИААФ. Говоря о воз­можном претенденте на министерское кресло, Бубка дипло­матично сослался на неопреде­ленность с коалицией в Верхов­ной Раде. А вот по поводу ре­цептов выхода из кризиса в спорте дипломатии было гораз­до меньше. Что и понятно: фи­нансирование только сокраща­ется. В 2008 году, по словам гла­вы НОК, спорт получил 500 мил­лионов, в 2009-м - 300.

- А вообще, украинскому спорту нужна революция! - счи­тает Бубка. - Ситуация - катаст­рофическая. Нужно менять кон­цепцию отношения государст­ва к спорту. НОК постоянно да­вал идеи, инициировал встречи с высшим руководством стра­ны, однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Когда наша сборная вернулась из Пекина с триумфом, я не уставал гово­рить представителям власти о необходимости реформ, чтобы использовать платформу успе­ха Олимпийских игр-2008. Но за два года мы ничего не изме­нили, чтобы уверенно смотреть в будущее. Как жили на руинах советского спорта, так и про­должаем. Сделано крайне мало по целому комплексу позиций - инфраструктуре, детско-юно­шескому спорту, массовой физкультуре. Что говорить, ес­ли в главном спортивном вузе государства уже нет кафедры зимних видов спорта, потому что молодежь не хочет получать такую специализацию. Я очень надеюсь на встречу с Прези­дентом Украины Виктором Януковичем. Уверен, что мне уда­стся найти поддержку, ведь Ви­ктор Федорович всегда пози­тивно относился к развитию спорта и в свое время даже возглавлял НОК.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР

Итоги же революции (если, конечно, начать ее сейчас), по мнению главного олимпийца страны, должны привести к выс­шей цели - медалям Игр - лет через десять-двенадцать. Именно столько уйдет на подготовку с нуля спортсмена высше­го класса. Наши ближайшие со­седи Россия и Белоруссия про­шли определенную часть дис­танции. Белорусы лет десять назад начали активно строить базы, и их перспективы на спор­тивном горизонте просматрива­ются гораздо четче, чем у нас. Системный подход и у россиян - в частности, реализовывается федеральная программа разви­тия спорта, рассчитанная до 2020 года. Как успешно ее пре­творяют в жизнь - вопрос дру­гой. И причины неудачи (тако­вой, по их меркам, считается 11 место в неофициальном ко­мандном зачете) на нынешних Олимпийских играх кроются как раз в тормозных механизмах, которые давно описаны класси­ками русской литературы и яв­ляются традиционными для российской государственной системы.

После Ванкувера уже подал в отставку глава ОКР Леонид Тягачев, а министр спорта, туриз­ма и молодежной политики Ви­талий Мутко готов покинуть свой пост, но не добровольно, утверждая: «Нам необходимо шесть-восемь лет, чтобы вырас­тить новое поколение олимпий­цев. Здесь только началась серьезная работа, которую мы завершим не ранее Игр 2018 го­да». У нас примерно такие же механизмы, как в России, одна­ко наши чиновники объективно не могут позволить себе делать такие оптимистические (по нашим меркам) заявления. При .отсутствии медалей на зимней Олимпиаде бодрый тон воспри­няли бы как издевательство.

Сергей Бубка говорил еще о многом - и о плачевном состоя­нии спортивной науки, и о при­оритетных видах спорта, и об отсутствии возможности для обычных украинцев, в первую очередь детей, заниматься физической культурой, и о возмож­ных источниках финансирова­ния, в частности, об организа­ции лотерей (кстати, благодаря вырученным средствам от регу­лярных тиражей «Спортлото» в СССР строились спортивные базы). Заверил: несмотря ни на что, НОК не будет стоять в сто­роне, продолжит выделять деньги и НИИ, и национальным федерациям. Правда, финансо­вый маневр, по понятным при­чинам, ограничен.

«В последних строках» оста­новлюсь на важной проблеме, которую Бубка не мог обойти стороной. Речь о привлечении юного поколения к занятиям различными видами физиче­ской активности, чтобы вопло­тить в жизнь фундаментальный советский лозунг: «Здоровье народа - богатство страны». Глава НОК поведал одну груст­ную историю, которую ему рас­сказала коллега с Мальты. Со­стоялась у нее беседа с одним маленьким мальчиком. «Спор­том занимаешься?» - «Конеч­но, в футбол играю». - «А сколь­ко тебе лет?» - «Десять». -«Что-то ты маленький для сво­его возраста. Действительно в футбол играешь?» - «Да, на компьютере». К сожалению, виртуальная жизнь засасывает молодежь. Зачем напрягаться, если с помощью джойстика можно стать чемпионом наи­высшего уровня?

Думается, у XXI зимних Олимпийских игр появятся или уже появились электронные симуляторы, и в виртуальной дей­ствительности для Украины можно будет завоевать целый мешок наград. Но лучше все-та­ки устроить революцию в мире реальном.


Алексей ГОНЧАРУК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Другие виды | 31 октября 2024, 23:59 0

Завершился матч четвертого тура женской Суперлиги