Оазисы в пустыне
О доходах украинских звезд, в отличие от зарубежных, можно только догадываться
- 13 ноября 2009, 21:17
- |
- 1383
- 3
Странная штука - футбольный бизнес в Украине. Достоверной информации (как говорится, из первых уст) о нем в широком доступе нет и, похоже, в ближайшее время не предвидится. Кто и сколько получает, кто и сколько тратит, на что именно, с какой целью, откуда берутся средства на обеспечение - об этом никто не хочет говорить, хотя в той же Испании накануне старта чемпионата клубы озвучивают бюджеты и зарплаты игроков. В нашей стране эти данные вроде бы тоже имеются, но хранятся в своеобразном Форт-Ноксе. Федерация футбола Украины гарантировала неразглашение этих отчетов и выполняет взятые на себя обязательства. Однако при всем этом о своих заработках перед народом отчитываются даже Президент и премьер-министр, не говоря уже о публике рангом ниже. Неужели футбольные клубы чем-то лучше правительства Украины? Впрочем, несмотря ни на что, этим вопросом занимаются эксперты, специалисты в своем деле. В мире существует такая организация, как международная аудиторская компания Deloitte. Она не первый год занята детальным изучением футбольного рынка, подсчетом капиталов и прочими финансовыми поисками. Благодаря ей появился некий рейтинг- Deloitte Football Money League, который формируется уже четвертый сезон. Находится в нем место и украинским коллективам, но насколько достоверна публикующаяся там информация, вопрос еще тот. Но здесь винить некого, кроме самих хозяев, пытающихся применить метод черепахи и прячущихся под панцирь. В целом, доходы в любой клуб стекаются из трех источников - реализации билетов и абонементов, продажи прав на телетрансляции домашних матчей и коммерческие поступления (в том числе - коммерция, реклама, спонсорские вливания). В благополучных организациях давно задумались о стабильности и стригут купоны с повышенной посещаемости домашних поединков. «Металлист» уже трижды собирал больше 20 тысяч зрителей в текущем чемпионате (дважды при этом - больше 30 тысяч), «Днепр» - один раз, «Шахтер» на новой арене дважды проводил поединки на глазах 40 с лишним тысяч болельщиков. Неудивительно, что по данным журнала «Фокус» именно данные клубы входят в тройку лучших в прошлом чемпионате по уровню доходов от продажи билетов (показатели плавают в диапазоне от 4,5 до 7,7 млн гривен).
Немалую часть доходной составляющей бюджета несут в себе и бонусы за участие в еврокубках (за сезон-2008/2009 «Шахтер» заработал от УЕФА около 11 миллионов евро, а «Динамо» - 8,5). Этой осенью развернулась настоящая война за реализацию телевизионных прав (официальный пул Премьер-лиги и антипул отказников существенно отличаются по уровню выплат в пользу последних), но при этом все клубы живут в основном за счет спонсорских вливаний, размер которых нам не дано узнать. Именно из этих поступлений в украинском футболе и формируются фонды заработной платы игроков. А они отличаются очень и очень сильно.
Взять Андрея Шевченко. Он вернулся в «Динамо» и тут же стал самым дорогостоящим в команде, в чем признался президент клуба Игорь Суркис. Сколько именно получает Шева, точно неизвестно. Мы прекрасно знали, сколько он получал в «Милане» (перед переездом в Лондон - около 7 миллионов евро в год) и «Челси» (на «лимон» больше), но что касается киевского этапа карьеры - тайна. Если верить Интернет-порталам, то за два года в «Динамо» лучший футболист Европы-2004 получит пять миллионов долларов.
Отметим при этом, что это далеко не самая высокая зарплата в нашем чемпионате. К примеру, хорвату Дарио Срне в «Шахтере», по имеющимся данным, руководство горняков согласилось выплачивать около четырех миллионов евро в сезон. А итальянец Кристиано Лукарелли, по неофициальной информации, получал ту же сумму, только в долларах. Зато хорватские коллеги информируют, что ставка Огнена Вукоевича в «Динамо» - 800 тысяч евро в год. «Шахтер» и «Динамо» в этом плане стоят намного выше всех остальных. Недаром же авторитетные источники выделяют в том же «Днепре» экс-игроков «оранжево-черных» - мол, у них зарплаты выше всех. Примерно около миллиона долларов. Старожилы команды получают немного меньше, молодые ребята, недавно вышедшие из дублирующего состава, могут рассчитывать где-то на 100-120 тысяч в год. В «Металлисте» и донецком «Металлурге» показатели намного ниже - до полумиллиона долларов в год для ведущих игроков. Дальше по списку - «Арсенал», «Таврия» и «Кривбасс» (до 300 тысяч долларов). Еще ниже - «Ворскла» и «Ильичевец» (до 200 тысяч), за ними - «Заря», «Черноморец», «Карпаты», «Оболонь» и «Закарпатье» (до 150 тысяч). Хотя не в каждом клубе рассчитываются деньгами - иногда в ход идут и такие меркантильные факторы, как земля и недвижимость, которую сложно просчитать. Плюс в каждой команде есть исключения - как в одну, так и в другую сторону.
Особого разговора заслуживает запорожский «Металлург», где, по нашим сведениям, потолок зарплаты около 250 тысяч долларов в год, но при существующей системе бонусов и прочих дополнительных расчетов футболист вполне может получать и тысячу долларов в месяц - если не играет по каким-то зависящим от себя причинам. Совсем как в «Львове» минувшей весной, когда грянул кризис, и руководство клуба жестко затянуло пояса. Однако уже сейчас галичане в первой лиге фигурируют среди вполне обеспеченных клубов - наряду с «Крымтеплицей», «Волынью», «Звездой», «Александрией», «Гелиосом», «Сталью» (да не обидятся те, кого нет в этом списке - мы ведь не всю картину знаем). В первой лиге приличный футболист вполне может зарабатывать до пяти тысяч «зеленых» в месяц, а вот со второй лигой - беда. Там пять-шесть тысяч гривен считаются большим достижением. Странно только, что при такой постановке вопроса не так уж и много исполнителей из низшего дивизиона стремятся пробиться на элитный уровень. Ведь разница в уровне доходов просто ошеломляющая...
газета «Команда»