КУШНИР: «Квартирой и машиной меня не соблазнить»
Интервью с ровенским фристайлистом, уже седьмой год приносящим медали сборной Белоруссии
- 29 июля 2009, 17:40
- |
- 1454
- 2
О том, что в мировом фристайле на подходе новая звездочка, впервые заговорили после Игр-2006. Но восьмое место в Турине было только началом: сегодня в послужном списке 25-летнего Антона Кушнира - победа и пять серебряных медалей на этапах Кубка мира, второе место в общем зачете сезона 2007/08, а также прыжок высшего пилотажа «тройное сальто с пятью винтами» на последнем чемпионате мира в японском Инаваширо.
Излишне говорить, чего еще может достигнуть этот спортсмен, представляющий Белоруссию. Но не лишним будет сказать, что он мог перехватить эстафету у давнего лидера украинской сборной Станислава Кравчука, Наши чиновники либо не хотят говорить, либо действительно не знают, что начинал Антон свой спортивный путь в Ровно под руководством Юрия и Галины Досовых. Последняя, кстати, сегодня возглавляет украинскую национальную команду.
Найти Антона Кушнира в Минске корреспонденту «СЭ» большого труда не составило. Тренируются белорусские фристайлисты в двух шагах от исторического центра города. Впрочем, если не знать в лицо Гришина, Дащинского, Цупер, можно было подумать, что мы ошиблись залом. Прежде, чем перейти к привычной батутной подготовке, спортсмены выполняли на ковре чуть ли не балетные движения, правда, не без улыбки на лице и колких замечаний.
ПОКА НЕ НА ЧТО ЖАЛОВАТЬСЯ
-Хореографией мы начали заниматься пару лет назад, - рассказал Кушнир. - В нашем виде спорта она не помешает, ведь к тому же это еще и разминка. Сейчас мы тянем носки, колени, руки. А потом в воздухе все это срабатывает уже на подсознательном уровне, прыжок получается чище.
-В подготовку украинских фристайлистов, насколько мне известно, хореография не входит. Это белорусское ноу-хау?
-Честно говоря, я даже не знаю, как проходят тренировки в сборной Украины. Как не знаю, есть ли хореография, к примеру, у американцев или канадцев. Акробатику и упражнения по специализации делают все. А вот другие пути для совершенствования мастерства каждая сборная, наверное, ищет сама.
-Украинская сборная по лыжной акробатике дома занимается разве что общефизической подготовкой. Белорусские фристайлисты тоже ездят на сборы за границу или вас избавляют от такой необходимости Раубичи?
-Календарь соревнований по лыжной акробатике составлен так, что у нас зимой практически каждую неделю новый этап Кубка мира. А перед началом сезона мы, как и украинцы, тренируемся преимущественно за границей. В Раубичах хороший склон для прыжков определенного уровня. Для тройных сальто, которые делаем мы, не хватает разгона.
-Финал Кубка мира 2008/09 должен был пройти в Киеве. Вас больше удивило, что украинская столица взялась проводить такой крупный турнир или же то, что она впоследствии отказалась от него?
-Я был приятно удивлен, когда услышал, что финал пройдет в Киеве. Мне было интересно, смогут ли в Украине провести такие соревнования, и если да, то на каком уровне. Не смогли. Сейчас время тяжелое, и к этому нужно относиться с пониманием. Чтобы осуществить такой проект, как в Москве, нужно много денег. Ведь конструкция для фристайла очень дорогая. Вообще не могу сказать, что новость об отмене киевского финала меня сильно огорчила или, наоборот, порадовала. Немного обидно было, потому что родным и товарищам уже сказал, что у нас такое мероприятие намечается. Они собирались приехать и поболеть.
УДЕРЖАТЬ НЕ ПЫТАЛИСЬ
-Украинский спорт трещит по швам, на отсутствие финансирования жалуются даже спортсмены, непосредственно готовящиеся к Олимпиаде в Ванкувере. Белорусской сборной также приходится экономить на суточных, питании и других вещах?
- Думаю, кризис не прошел мимо спорта ни в одной стране. Кого-то он коснулся больше, кого-то меньше в зависимости от квалификации спортсмена. Нам пока особо жаловаться не на что, в сравнении с прошлыми сезонами ничего не изменилось. Фристайл - один из приоритетных видов спорта в Белоруссии. Хотя, думаю, финансирование прямо пропорционально количеству медалей, которое мы приносим. Но и наоборот - количество медалей зависит от того, в каких условиях мы готовимся.
-Думали, как бы сложилась ваша карьера, если бы остались в Украине?
-Нет, не думал. Я, конечно, слышал о проблемах, которые существуют в украинском фристайле, но не вникал в них. Но уверен: я бы все равно продолжал прыгать.
-После того, как впервые попали в призеры на этапе Кубка мира в Дир Велли-2007, а через какое-то время одержали первую кубковую победу в Инаваширо, не слышали от украинских чиновников: мол «какого парня потеряли»?
-Не прислушивался. Слухи вообще меня мало интересуют. Переезд в Белоруссию был одним из серьезнейших, если не самым серьезным шагом в моей жизни. Не удерживали ли меня? Нет, и даже не знаю, как бы себя повел, если бы попытались. Но хочу сказать, что решение было не спонтанным. Я сделал все по правилам: сначала расторг контракт в Украине, а уже затем подписал в Белоруссии.
-Для вас имел значение позитивный опыт Аллы Цупер, также в свое время сменившей ровенскую прописку на паспорт гражданина Белоруссии?
-Во фристайле, да и не только, переезды из одной страны в другую не редкость. Я знал, что Алла хорошо себя чувствует в Белоруссии. Но, честно говоря, специально справок не наводил. Ехал сюда с личным тренером Галиной Петровной Досовой с одной целью - повысить мастерство. Она через какое-то время вернулась и возглавила сборную Украины. Я же остался.
-За белорусским паспортом дело не стало или же сначала пришлось доказать свою профпригодность на новой родине?
- Вопрос так не стоял. Просто процедура получения гражданства сама по себе заняла какое-то время. Я не ждал, а тренировался точно так же, как делал бы это в Украине.
НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ПОПРОБОВАЛ
-Каким количеством процентов своего успеха вы обязаны Украине, а каким - Белоруссии?
-Мне сложно измерять жизнь цифрами. В Украине в меня заложили многое, но регулярно на международном уровне я стал выступать уже как представитель Белоруссии. Начал заниматься фристайлом в восемь лет в Ровно. Когда в восемнадцать собрался переезжать в Белоруссию, был уже пятикратным чемпионом Украины. Дважды выступал на юниорском первенстве мира, занимал четвертое, пятое места. Уже прыгал на воду «три с пятью». А вот на снег попробовал этот прыжок только в прошлом сезоне.
-Попробовали и сразу же включили его в свою программу на чемпионате мира. Не слышали, что риск дело благородное, но неблагодарное?
-Согласен: если бы сделал программу чуть проще, может, результат был бы немного другим. Но я не жалею, что попробовал. Хотя это была лишь третья попытка сделать три с пятью на снег. Первый раз все закончилось травмой. Второй раз я прыгнул «два винта, винт, два винта» на разминке в Инаваширо. А третий уже непосредственно на соревнованиях.
-И как отреагировали коллеги по цеху на вашу дерзость в финале мирового первенства?
-А как они могли отреагировать? Если бы я первый прыжок не смазал... Может, и стоило сначала прыгнуть три с пятью, а потом «два винта, винт, винт» .Но я считаю, что мы все правильно сделали. Мне просто времени не хватило, чтобы лучше подготовиться к чемпионату мира.
-Наверное, обидно, что в лыжной акробатике элементам не присваиваются имена их авторов, как в спортивной гимнастике?
-Отчасти жалко. Но, думаю, «два винта, винт, два винта» делали и до меня, просто не на соревнованиях. Я тоже пробовал разные варианты, прежде чем остановиться на этом. В том числе и «два винта, два винта, винт», с которыми выиграл Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити Алеш Валента. Постепенно подбираюсь и к трем винтам. Уже пробовал делать их, правда, в двойном сальто. «Винт, три винта, винт», если помните, прыгал на Олимпиаде-2006 американец Джерет Питерсон. Потом он тоже переключился на другой вариант, хотя, возможно, и сразу два готовит.
ДЕДОВЩИНЫ НЕ БЫЛО
-Алле Цупер далеко не сразу удалось почувствовать себя своей в новом коллективе. Вам на адаптацию, наверное, понадобилось еще больше времени, ведь вы пришли в команду, в которой уже были призеры Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити и Турине Алексей Гришин и Дмитрий Дащинский...
- Думаю, такая компания и более высокая внутренняя конкуренция как раз способствовали моему спортивному росту. Я не чувствовал, что приехал из другой страны, что претендую на их место в сборной. Все же тренируются в первую очередь для себя, делают свою работу. Конечно, прошло какое-то время, пока я освоился на новом месте. А вообще я всегда и везде стараюсь себя чувствовать своим.
- Дащинский и Гришин не заставляли носить за собой лыжи?
-Нет, дедовщины у нас не было (смеется). Коллектив оказался очень хороший, люди - приятные и дружелюбные. Насколько быстро я нашел с ребятами общий язык? Скажу так: мы поняли друг друга без затруднений, хотя до этого знакомы не были. Пересекались несколько раз на склонах. Я, когда еще был совсем юным спортсменом, часто смотрел, как прыгают старшие ребята. Вообще на соревнованиях по фристайлу всегда дружеская обстановка, мы общаемся со спортсменами Украины и России. Да и с иностранными коллегами прекрасно ладим.
-А не пробежала ли черная кошка между вами и канадцем Стивом Омишлем после известных событий на олимпийском склоне в Сайпрессе? По крайне мере вы на своей второй ступеньке пьедестала не выглядели счастливым.
-Я действительно был не очень рад второму месту. Хотя все было сделано по правилам, и победил тот, у кого оценка за фигуру была выше. Но судя по прыжкам, пьедестал должен был быть немного другим. Омишль, кстати, сам признал, что я был достоин первого места. Подошел и предложил вместе поговорить с судьями. Я, конечно, поблагодарил его, но идти никуда не стал. Оценки ведь уже выставлены.
-Как считаете, могли оказаться вместо Омишля на первой ступеньке пьедестала, если бы соревнования проходили не на его родине в Канаде?
-Этого уже никто не узнает. Зато мы посмотрели, что может случиться на Олимпиаде, и теперь будем к этому готовы. Значит, нужно через год быть на голову выше.
НЕ ЛЮБЛЮ ВОПРОСЫ О НАЦИОНАЛЬНОСТИ
-.Слова белорусского гимна знаете?
-Учил, когда закачивал высшее учебное заведение в Белоруссии. Кстати, учил когда-то и «Ще не .вмерла Украина». Смутно помню, но если надо будет, спою.
-В Ровно часто наведываетесь?
-В среднем четыре раза в год, но хотелось бы чаще. Завтра мама с братом приезжают в гости в Минск. Семья уже привыкла за столько лет к моему отсутствию. Хотя родители переживают, конечно.
-Что нужно предложить, чтобы вы вернулись в Украину?
-Ничего. Я не вернусь. Что это за непонятное шарахание из стороны в сторону? Сделал шаг - отвечай.
-А как насчет квартиры в Киеве, машины, ежемесячной стипендии…
-Этим меня не соблазнить. У меня другие ценности в жизни. В Минске мне всего хватает. Есть служебное жилье, зарплату платят исправно. Живу - не жалуюсь.
-А кем себя ощущаете - украинцем, выступающим за Белоруссию, или же белорусом, у которого остались родственники в Украине?
-Меня часто друзья об этом спрашивают, но я не люблю отвечать на вопросы о национальности. Уважаю страну, в которой живу, и люблю страну, в которой родился. Так сложились обстоятельства, что для меня это не одно и то же. Но я не жалею.
P.S. Антон Кушнир не первый и, уже совершенно точно, не последний фристайлист, покинувший Украину. Видно ничему наших чиновников не научили случаи с обладательницей Кубка мира Аллой Цупер, в прошлом году отметившей десять лет своего пребывания в Белоруссии, и Дмитрием Архиповым, выигравшим золото чемпионата мира для сборной России. Да, причины, по которым вышеперечисленные спортсмены меняли гражданство, разные, но ведь результат одинаков. А перед началом прошлого сезона под шумок негласной программы: «Ищем таланты для Сочи-2014» с четырьмя юными воспитанниками переехал в Россию Анатолий Мазур - тренер Энвера Аблаева и Станислава Кравчука. Неужели мы настолько богаты, чтобы разбрасываться кадрами?
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»