Марк Левицкий: полвека — с «Шахтером»
Интервью с пресс-атташе донецкого Шахтера по случаю его юбилея
- 10 марта 2005, 17:00
- |
- 1364
- 3
По сравнению с библейскими патриархами Марк Юрьевич Левицкий 10 марта отмечает просто юношеский юбилей - всего-то 75-летие. Но в послевоенной спортивной журналистике он - один из патриархов: свою первую заметку в газету «Социалистический Донбасс» он принес почти полвека назад - в 1957 году. И заметка эта была, конечно, - об игре донецкого «Шахтера».
Что касается качества работы Левицкого в спортивной журналистике, то о нем красноречиво говорит присвоенное звание «Заслуженный журналист Украины». Что же касается органической связи юбиляра с футбольным клубом «Шахтер», то Марк Юрьевич работает здесь директором по связям с общественностью. И эта общественность, и футбольный клуб «Шахтер» сегодня отдают ему должное своим заслуженным вниманием.
- Марк Юрьевич, вы существенно повлияли на судьбы многих людей. А какие люди и события стали определяющими в вашей жизни?
- Мы до войны жили в Москве. И играли во дворе в футбол. А как-то двоюродный брат потащил меня на стадион. Мне было где-то лет семь, когда я услышал фамилию Федотов. Потом, спустя годы - Бобров. Они-то и были моими кумирами в футболе. Я по-настоящему полюбил футбол и до сих пор считаю, что ничего лучшего нет. Сам с утра до вечера играл во дворе в футбол. И спустя многие годы, уже работая в институте инженером, начисто поломал ногу, тоже футбол организовывал…
Наверное, стоит сказать о том, что загородная дача наших московских друзей в Загорянке была забор в забор с дачей семьи Озеровых. Николай Николаевич тогда начинал играть в теннис, и я, конечно, интересовался этим. И вот так теннис и футбол стали часть моей жизни.
Я - из семьи достаточно интеллигентной. Рано приучился к газетам, все читал. В школе у меня была своеобразная среда. Я учился в одном классе с Игорем Нетто - будущим капитаном сборной СССР. Это уже о чем-то говорит. А с другой стороны, на равных с ним играл Володя Топоров - ныне академик Российской Академии Наук по языкознанию. Вот такой диапазон и определил мои интересы.
Уже будучи студентом в Москве, а затем в Харькове, где я закачивал горный институт, я много читал и ходил на все футболы. Отец тогда работал в Донецке, и я, когда приезжал, ходил на все матчи «Шахтера». Стал, конечно, болеть за «Шахтер».
Читал газеты - «Красный спорт», затем - «Советский спорт». Играл в теннис.
Первые годы я работал на шахтах Донбасса по внедрению новых горных машин (горловская «Кочегарка», шахта им. Акакумова, им. Димитрова). Как-то Никита Серегин, который знал, что я увлекаюсь спортом, предложил мне что-то написать в газету «Социалистический Донбасс». И так я в 1957 году написал и принес в эту газету свой первый отчет о футбольном матче «Шахтер» - «Зенит», даже счет помню - 1:1. С тех пор я писал в разных изданиях отчеты абсолютно обо всех матчах «Шахтера». Протоптал ступеньки на стадионе, 50 лет по одним и тем же ходил…
Конечно, не могу не назвать редактора «Социалистического Донбасса» Игната Захаровича Доманова, который очень хорошо ко мне относился, он сам любил футбол. Между прочим, в те далекие 60-е годы отчеты о футболе давали в номер. И хотя газеты подписывали в пять-шесть часов вечера, меня ждала вся редакция. Я к девяти часам, полдесятого прибегал - и отчет давали в номер. Это лишний раз говорит о том, как много зависит от людей.
А потом Виктор Николаевич Шаршаков меня допустил на телевидение к ведению репортажей. И если я достиг какого-то класса, то, считаю, в телевидении достиг класса более высокого, чем в журналистке.
- В чем особенность вашей работы в журналистике?
- Я - не писатель, чистый журналист, который откликается на злободневные события. Так вот моим творческим кредо всю жизнь был критический взгляд. И когда меня Ринат Ахметов пригласил в футбольный клуб, он на одной из пресс-конференций сказал, что Марк Юрьевич нас 40 лет критиковал, теперь пусть у нас сам поработает…
- Присвоением вам звания «Заслуженный журналист Украины» общество признало полезность и высокий профессиональный уровень вашей работы. И потому многим любителям футбола, думается, было бы интересно узнать ваше компетентное мнение о том, как, в каком направлении менялась команда «Шахтер» на протяжении нескольких десятилетий вплоть до сегодняшнего дня…
- Если не считать это громкими словами, то, думаю, большую часть своей истории, с 1936 года начиная, «Шахтер» был командой народной. В полном смысле этого слова. И каждый ее матч был частью жизни шахтерского Донбасса. В Донбассе все знали календарь игр. И это не выдумка то, что писал Борис Горбатов. Что люди, которые не смогли попасть на футбол потому, что в это время работали в шахте, узнавали у диспетчера, как там «Шахтер» играет, и действительно на копрах загорались звезды, когда «Шахтер» выигрывал… Все это было, и футболисты все это очень чувствовали. Вот и Звягинцев рассказывал, что они после поражения старались не выходить на улицу в город, потому что было стыдно людям в глаза смотреть. Они играли-то для людей. Конечно, я прекрасно помню, что была драка за абонементы на 40-тысячный стадион. Справочники мы издавали 100-тысячным тиражом, и их было трудно достать. И никто никого не заставлял идти на футбол. А отличалась команда своим шахтерским характером. И потому неслучайно наибольшие успехи «Шахтера» были связаны с Кубком, где характер выходил на первое место по сравнению с мастерством. И опять же неслучайно (хотя это и обидно), что даже когда «Шахтер» выигрывал Кубки, был вторым-третьим в чемпионате, в сборной СССР футболистов «Шахтера» практически не было. Почему? Потому, что это были командные игроки, волевые, игроки силы духа, что компенсировало некоторые огрехи в мастерстве.
Говоря же о сегодняшнем «Шахтере», нельзя не подчеркнуть, что заботы государственных, общественных органов о команде взвалил на свои плечи Ринат Леонидович Ахметов. Трудно сказать, что это была бы за команда, если бы он не взялся за нее и не привнес в нее свои личные сбережения, помноженные на неукротимую к «Шахтеру» любовь и нежные чувства. Как человек молодой и прогрессивный, Ахметов понял, что команде все-таки надо переходить на рельсы более классного футбола. И я думаю, что «Шахтер» действительно все время добавляет в том, что называется класс, то есть, в технике игры, тактическом разнообразии, других составляющих футбола. Но, наверное, по принципу - что-то находишь, а что-то теряешь, команда немножечко стала терять в волевых усилиях. Тому свидетельством такие поражения, как от норвежского «Лиллестрема», от австрийцев, от швейцарцев… «Шахтер» все годы был силен тем, что он играл, показывал результат выше своих объективных возможностей. И за это его любили. Потому что люди видели, что команда старается, что на поле - трудяги. Соколовский - «бригадир», потому что в шахте - бригадиры. Все такие эпитеты были неслучайными.
Нельзя не вспомнить, что «Шахтер» в свое время играл с португальцами в четвертьфинале еврокубков. С тех пор мы пока что еще не играли в четвертьфинале. Но сегодня все меняется. Команда впервые стала чемпионом страны. Стал уходить комплекс неполноценности, укрепляется психология победителей. И потом селекционный обор игроков и тренеров, который проводит клуб и сам Ринат Ахметов, конечно, начинает давать результаты, команда становится более классной по игре. В любом случае, можно сказать, что команда прогрессирует, находясь в течении современного мирового футбола.
- Вы - директор по связям с общественностью ФК «Шахтер». И потому вопрос из области вашей прямой компетенции - с чем, по- вашему, связан в последние годы такой рост интереса европейских СМИ к «Шахтеру»?
- Четыре года назад в клубе была создана сеть службы по связям с общественностью. Я думаю, что она свою роль сыграла, потому что мы стали использовать для расширения связей с общественностью различные способы, методы. У нас появилась клубная газета, которая пользуется большой популярностью, создан музей, все матчи «Шахтера» транслируются по телевидению, интернет-сайт «Шахтера» отслеживает и отражает буквально миллиметровые мгновения жизни команды, информирует об играх второй, третьей команд, дубля. Выпущен содержательный альбом об истории «Шахтера». Наши программы к матчам Лиги чемпионов были признаны в этом году УЕФА одними из лучших.
И все же всплеск интереса к «Шахтеру» в значительной степени связан с личностью президента футбольного клуба Рината Ахметова, с его решением взять на себя достаточно большие материальные заботы о команде. Это и строительство архисовременной базы, и затем строительство пятизвездочной гостиницы, тоже связанной с футболом, и начало работ по возведению ультрасовременного стадиона «Шахтер» в Донецке.
Немалое значение имеет и отношение президента «Шахтера» к средствам массовой информации, его желание всегда пойти навстречу. При этом надо отдать должное Ринату Ахметову в том, что он ни разу не высказал недовольства тем, что какие-то СМИ или журналисты критикуют «Шахтер». Клуб идет на то, чтобы приглашать их в свои зарубежные поездки. Сколько стран уже увидели журналисты! Проводятся пресс-конференции. Мы принимаем здесь всех журналистов, берем на себя определенные расходы.
Конечно, большое значение имеет то, что команда показывает результат, выигрывает кубки, чемпионат. Все-таки неслучайно, когда команда стала чемпионом Украины и ночью прилетела из Ужгорода, по зову сердца в аэропорт приветствовать и поздравить «Шахтер» самыми разными путями прибыли более 25 тысяч болельщиков, а потом до самого утра с радостью, песнями возвращались домой…
Внимание спортивной общественности привлекает и тот факт, что за «Шахтер» выступают игроки многих национальных сборных.
- Представители средств массовой информации каких стран приезжали к нам?
- Ну, во-первых, из России, из Москвы. Были у нас журналисты из Англии, практически из всех стран Восточной Европы.
- В канун своего 70-летия в интервью вы поделились, что ощущали себя не до конца востребованным. Что об этом вы скажете сегодня, пять лет спустя?
- Я думаю, что смысл моего ответа буден ясен, если скажу, что, по-моему, нам нужно расширить прямые линии с читателями популярных изданий, продолжить работу по проведению на официальном сайте ФК «Шахтер» интернет-конференций с участием тренеров, игроков команды. Думаю, что нам надо взять под свою опеку замолкнувшее спортивное радио-FM. Считаю, что «Шахтеру» надо бы активнее участвовать в создании всеукраинской футбольной спортивной газеты, которая отличалась бы от существующих абсолютной объективностью, толерантностью в освещении всех футбольных событий. Наверное, полезно было бы создать неофициальный интернет-сайт клуба. Следует нам начать и совместные с зарубежными профессиональными клубами проекты, изучать и обмениваться опытом работы.
- Вы всегда гордились своей семьей, профессиональной и человеческой состоятельностью жены, дочери, внука. Все ли благополучно в этом смысле сегодня?
- Да, все благополучно. Мой внук успешно закончил ДПИ, стал программистом, сейчас работает программистом в государственной мэрии в Дюссельдорфе. Дочь и жена - доценты, медики. Думаю, что, возможно, доживу еще и до правнуков…
- О чем, по-вашему, нужно каждому человеку беспокоиться в первую очередь?
- Думаю, важно, чтобы каждый мог найти то, что ему дала природа и Бог, чтобы он мог максимально принести пользу окружающим людям, своей стране, семье, ну, естественно, и себе. В любом случае важно, чтобы человек чувствовал, что он востребован.
- Может ли в заключение разговора журналист Левицкий задать вопрос юбиляру Левицкому, а всем нам услышать ответ?
- Вопрос может быть таким: «Как долго вы собираетесь быть в активной фазе жизни?».
А вот ответ: «Я хотел бы быть активным до самой смерти. Пока что здоровье позволяет. Четыре года я не был в отпуске, работаю и по субботам-воскресеньям, и я пока не ощутил, что такой режим меня уже доконал… Я б хотел, чтобы клуб или средства массовой информации, с которыми я сотрудничаю, меня использовали активней».
Анатолий Хрусталев, официальный сайт ФК «Шахтер» (Донецк)