НИКИТИН: «Организм стал выносливее»
Интервью с олимпийским чемпионом Афин по прыжкам на батуте
- 13 ноября 2007, 17:00
- |
- 779
- 0
Блестяще начал сезон олимпийский чемпион Афин Юрий Никитин. После почти годичного перерыва, связанного с травмами и внутренними сомнениями, оставаться ли в большом спорте, он вновь обрел свою лучшую форму. Уверенно выиграл три этапа Кубка мира в Софии, Остенде и Лос-Анджелесе, но, к сожалению, не смог подтвердить статус фаворита на чемпионате мира.
В чем же причина неудачного выступления Никитина в главном старте сезона и можем ли мы по-прежнему рассчитывать на его выступление в Пекине. Корреспондент «СЭ» попыталась получить ответ на этот вопрос после возвращения спортсмена из канадского Квебека.
ПУТЕВКА НА ОЛИМПИАДУ ВИСЕЛА НА ВОЛОСКЕ
- Задачу-минимум вы, Юрий, выполнили, завоевав олимпийскую лицензию. Но только ли за ней летали в Квебек?
- После того, что натворил в произвольной программе, мог вообще остаться за бортом Игр. Все началось с ошибки на втором элементе. Четыре раза оказывался на пружинах. А
при каждом таком приземлении возникает реальная опасность вылететь за батут, за что
жестоко наказывают судьи. Удивительно, как еще умудрился стать десятым и получить путевку в Пекин. «Разбор полетов» впереди: проанализируем выступление, когда мой тренер вернется из Канады. Сейчас могу сказать только одно: мне было очень тяжело прыгать, будто по гире повесили на каждую ногу. Очевидно, были допущены серьезные просчеты в подготовке. Иначе не знаю, как объяснить, что, выигрывая в течение сезона Кубки мира, так бестолково выступил в Квебеке.
- Как получилось, что даже уменьшив коэффициент сложности программы по сравнению с афинской Олимпиадой вы оказались в авангарде моды?
- Спортсмены боялись рисковать, ведь ценой ошибки была олимпийская путевка в Пекин. И потом - общий уровень сложности упал со времени моей победы в Афинах. Политика судей на сегодняшний день такова: если два спортсмена набирают одинаковую сумму баллов, выигрывает тот, у кого комбинация проще. Раньше стремление чем-то удивить ценилось больше. Есть батутисты, которые пытаются разнообразить комбинации, но судьи подобные попытки пресекают. Сегодня гораздо выгоднее не выделяться из общей массы.
- Может, судьи таким образом пытаются уберечь спортсменов от травм?
- Травмы в нашем виде спорта были, есть и будут. А в первую очередь, на мой взгляд, нужно работать в интересах зрителей.
КИТАЙЦЫ БЕРУТ КОЛИЧЕСТВОМ
- Стремительный прогресс китайских батутистов в этом году увенчался на чемпионате мира абсолютно логичной победой Е Шуай. С хозяевами Игр реально будет бороться через год в Пекине?
- Составить китайцам конкуренцию будет крайне сложно, но не потому, что они уникальны и будут выступать дома. Просто у них столько залов и столько людей, занимающихся прыжками на батуте, что нам и не снилось. Единственное, что можем им противопоставить, так это одаренных спортсменов, добивающихся результата терпением и трудолюбием. Я, к примеру, имею процентов двадцать тех условий, в которых тренируются соперники из Китая. Ведь недостаточно только снаряда и крыши над головой. Для восстановления нужны бассейн, сауна, которые, у нас, в первую очередь, используются в коммерческих целях. Врач нужен нам не только на соревнованиях, но и в процессе подготовки. А мы общаемся с ним только во время сборов, от силы два месяца в году, остальное время предоставлены сами себе.
- С возрастом стало тяжелее переносить нагрузки?
- Наоборот, сейчас тренируюсь намного спокойнее, не возникает ощущения неимоверной слабости, как бывало раньше. С возрастом организм стал только выносливее. Процесс восстановления после травм прошел легко, потому что было большое желание продолжать прыгать. Колено после операции вообще не беспокоит. Разве что голеностоп напоминают о себе при повышенной нагрузке. Одно плохо: за время простоя немного отстал от паровоза. Думал, догнал после побед на этапах Кубка мира. Но чемпионат в Канаде показал, что еще нет.
- Считаете безосновательными слухи, что собирается вернуться в большой спорт ваш
главный соперник по афинской Олимпиаде Александр Москаленко?
- Удивительно, как он смог восстановиться к прошлым Играм. Ведь травм у него было гораздо больше, чем у меня. Кроме того, он имел проблемы с весом: умудрялся набирать
по десять килограмм между соревнованиями. А батут шагает вперед. Если раньше за награды боролись максимум три-четыре спортсмена, то сейчас весь финал прыгает на высочайшем уровне.
ПОЗДРАВИЛИ ЗА НЕДЕЛЮ ДО ПОБЕДЫ В АФИНАХ
- Вы ведь тоже думали заняться бизнесом, последовав примеру Москаленко?
- Я пересмотрел множество вариантов, но все они остались на бумаге. Считаю, что финансовый стимул обязательно должен присутствовать в жизни спортсмена. За кадром остаются огромные нагрузки, которые не приносят удовольствия, поверьте. Кто захочет губить свое здоровье и в результате остаться ни с чем. Тем более что прыжки на батуте дают прекрасную возможность заработать выступлениями в шоу. Я ежегодно принимаю участие в новогоднем представлении в Бельгии. Приходилось также выступать в Италии. Правда, перед украинской публикой свое мастерство демонстрировал только раз или два - на «Золотой Лилии».
- Звание олимпийского чемпиона больше помогает или мешает в подготовке к Пекину?
- Конечно, мне тяжелее. Но не потому, что на меня давит титул, а потому, что после предыдущих Игр год фактически не тренировался. Ведь главная трудность состоит даже не в
том, чтобы подтвердить успех. Хорошо подготовиться к одному старту легче, чем удерживаться на высоком уровне долгое время.
- Правда, что вас начали поздравлять с победой еще за неделю до начала олимпийского
старта в Афинах?
- Да, а один из местных волонтеров даже объяснил, почему. Он считал, что выиграть должен именно я. А повод дала моя фамилия, которая, по мнению греков, происходит от имени богини Ники-покровительницы Олимпийских игр. С одной стороны, мне было приятно, что люди так высоко оценивают форму, в которой подошел к Олимпиаде. Но народная мудрость гласит, что не стоит делить шкуру неубитого медведя.
- Ребенок, которого воспитывают отец - олимпийский чемпион и мама - тренер, наверное, не может не уметь прыгать на батуте? Это я о вашем сыне...
- Артем начал прыгать, как только встал на ноги. Сейчас ему четыре года. Но лет до тринадцати-четырнадцати воздержусь от прогнозов. Просто знаю многих ребят, которые в десять показывали прекрасные результаты, а в пятнадцать бросали спорт. Подожду, пока он станет самостоятельным человеком и сам выберет, чем заниматься. А сейчас могу сказать только одно: он такой же упрямый, как и его папа.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»