Эксклюзив. Ярослав Попович: «Я никогда не говорю, что я выиграю, я сначала хочу выиграть, а потом будем говорить»
Интервью с ведущим украинским велогонщиком
- 16 июля 2006, 17:00
- |
- 1129
- 0
В последние годы полной и безоговорочной монополией в велоспорте владео американец Лэнс Армстронг, который стал легендарнейшим гонщиком в истории велоспорта и в частности в истории самой популярной велогонки Тур де Франс, благодаря семи победам в этой многодневке. Но вот эра американца закончилась, и его команда Дискавери Чэннел ищет замену, ищет нового лидера. Конечно, мы надеемся и мечтаем, что такой заменой станет украинец Ярослав Попович, с которым мы пообщались в Киеве перед его отъездом на Тур де Франс. Победа Ярослава на 12-м этапе Тур де Франс 2006 оправдывает наши надежды и увеличивает шансы на то, что Дискавери Чэннел выберет первым номером именно Поповича.
Украинцы попадают в Италию и считают, что короли и всего добились, а ведь все только начинается!
- Ярослав, как ты попал в Италию?
- После Дрогобыча пошел в Высшее училище физической культуры, где пробыл два или три года и, потом пришло предложение от сборной Украины по треку поехать на соревнования в Италию, так как они трековики, они всегда брали одного шоссейника, кто ездит хорошо, чтобы делать результаты, показывать спонсорам, что есть результаты. Поехал туда. Там, можно сказать, помучался, не выигрывал ничего, но меня заметили итальянские команды. Сделали приглашение на следующий год. Меня отпустили отсюда и, так пошло-поехало, и на следующий год я уже поехал за итальянскую команду.
- Что посоветуешь молодым ребятам, которые сейчас тренируются, если таковые есть?
- Очень много есть. Я думаю, самое главное это понимать чем ты занимаешься, нужно от много отказаться в своей жизни.
- Вот если люди уже ездят, что им сделать, чтобы попасть зарубеж?
- У нас есть такие каналы: через Виктора Осадчего, через сборную Украины, которая выезжает в Италию тренироваться, и там уже ехать с ним, показывать результаты, чтобы тебя увидели в Италии. Также есть очень много итальянских команд, которые хотят видеть у себя украинских парней. Нужно, чтобы парни показывали результат, а там их уже заберут, 100% не останутся без ничего, главное чтобы был результат и главное, чтобы они знали, зачем они туда едут. Есть очень много украинских гонщиков, которые попадают в Италию, но через некоторое время их выгоняют из команды, так как у них нет никаких результатов, потому что они думают, что раз они попали в Италию, то уже всего добились, а ведь это только начало!
- Попадая туда надо еще больше работать?
- Еще больше и больше, как всегда. Потом с этого уровня переходить в профессионалы и еще больше и больше работать.
- Развивается ли велоспорт в Украине?
- В зависимости от того, в каких городах, в Киеве - развивается.
- Я имею в виду, в общем, уровень развития?
- У нас в Украине уровень очень высокий, у нас всегда появляется какой-то гонщик на Чемпионате мира в первых трех местах.
- Так не слышно ведь ничего.
- Это здесь у вас не слышно. Грабовский в прошлом году выиграл Чемпионат мира, его сразу забрали в Италию. Я в 2001 году выигрывал. Очень много всегда людей, которые выигрывают. Только здесь у нас на Украине никто ничего не знает. В Италии больше знают о нас, чем в Украине. Нет спонсоров, нет денег, наши спонсоры не понимают, что можно и в велоспорте делать рекламу и зарабатывать деньги. У нас все пошло в футбол и другие виды спорта. Есть люди в Италии, которые хотят вложить деньги в украинский велоспорт, есть люди, которые знают, что у нас люди больше голодные до побед. Итальянец не будет делать ничего, он там замучится на тренировке и скажет - та зачем мне все это нужно, мне отец даст деньги на машину и на дом, а я пойду работать. Но у нас такого нет, у нас нет другого выбора, чтобы куда-то пойти, что мама поможет, наоборот маме должен ты помогать, поэтому у нас люди голодные до денег. Но у наших гонщиков проблема, когда они начинают получать большие деньги, то они пропадают, он пойдет машину купит, он потратит деньги на то, на то и на это, и многие команды вообще за границей боятся наших гонщиков, что их берешь, что они перспективные, но они пропадают сразу. И очень много - 80% украинских, российских и гонщиков из других стран бывшего СССР, что вроде бы классные, хорошие гонщики, а через два-три года пропадают и все. Получил деньги и пошел по барам, по кабакам, подумал, что он уже достиг всего, а потом нет результата, через год контракт закончился и все. Домой.
- Что помогло тебе пойти по другому пути? Что тебя вдохновляло?
- Я не знаю…
- Когда ты уезжал, ты знал о том, что происходит с нашими велогонщиками там?
- Нет, я этого не знал, я думаю, что вначале я тоже был таким. Когда я начал зарабатывать деньги, я себе никогда ни в чем не отказывал. И сейчас я уже понял, что это такое, потому что у меня были люди, которые помогали понять.
- Ты говоришь, что не сможешь быть первым номером в Дискавери на «Тур де Франс»?
- Я знаю свой потенциал, я не хочу его преувеличивать, если получится… Я не говорю, если я буду первым, то я буду тормозить, буду отставать, нет, я говорю, что понимаю, свои возможности. Если тебе, например, говорят, что ты должен написать супер статью, ты же не будешь говорить, что да я напишу такую статью… А вот если у тебя получится и будет вдохновение, то напишешь такую, что нужно. Поэтому я никогда не говорю, что я выиграю, я сначала хочу выиграть, а потом будем говорить.
- Тяжело жить в Италии и оставаться украинцем?
- Нет, не тяжело, все зависит от характера человека, когда есть ностальгия, я поднимаю телефон, звоню домой, поговорю с родителями, друзьями и проходит ностальгия.
Ульрих - разгильдяй и пьет пиво постоянно. Про других гонщиков
- Каких гонщиков ты сейчас считаешь самыми сильными?
- Самые сильные - итальянские, у французов сейчас спад, как и у испанцев.
- А немцы?
- Вот Ульрих. Немцы сейчас имеют очень сильный велоспорт, итальянцы, бельгийцы - Боонен очень сильный, вот эти три страны. Американцы - очень сильный период в велоспорте у них. Французы и испанцы очень много потеряли, на испанских гонках сейчас совсем нет зрителей.
- А вот у Ульриха, такое ощущение, что он все-таки не тянет на роль звезды, что его все тянут, тянут, но…
- Есть люди, которым от природы дана сила в велоспорте, но голова у него не варит, что он должен вот так, что он должен худеть… Ульрих такой, что он всегда похудеет, потом пиво… Можно сказать такой разгильдяй. И всегда так получается, что гонщики, у которых нет силы, у них есть голова, чтобы тренироваться, чтобы терпеть. А у кого есть дар, те не могут, я думаю Ульрих из таких.
- Вот я помню пару лет назад, в разделке, когда у Ульриха еще были шансы посоревноваться с Армстронгом и он упал, правда, дождливо было.
- Это знаешь, если идешь на все сто, то он, наверное, рисковал, разное бывает, все падают.
- Вот про Армстронга говорят, что он горняк и на последних этапах на «Тур де Франсе» он это показывал.
- Я тоже считаюсь горняком. Я всегда, какие соревнования выигрывал, я выигрывал за счет того, что я в гору отрывался. Сейчас я давно не выигрывал соревнований, неделю назад выиграл, но все равно у меня был такой период - 3 года - не то, что от меня ждали мои фанаты, другие люди, думали, что у меня пойдет все очень легко. Но был такой период в моей жизни очень тяжелый, эти три первых года в профессионалах. Сейчас уже легче, потому что уже выиграл одни соревнования, вторые, немного можно сказать, что сблокировали этот механизм, будем надеяться, что в этом году на «Тур де Франс» можно будет показать высокий результат.
- А майка горного короля, она действительно так престижна, что за нее идет такая борьба?
- На «Тур де Франсе» за любую майку идет такая резня, такая поножовщина, как у нас говорят на жаргоне, это очень популярно.
- А часто гонщики прибегают к «хитростям», когда камеры, например не видят?
- Ухищрения, особенно, с гонщиками которые едут сзади, очень часто бывают, велогонщики, которые отстают от пелотона... Но судьи очень внимательно следят и штрафы дают.
- Там все под контролем?
- Впереди, все под контролем всегда, потому что есть камеры, судьи, а сзади…
- А люди, которые выбегают на дорогу, болельщики, вот мне всегда казалось, выбежит, какой-то фанат Ульриха, схватит Армстронга за кресло и повалит или еще что-то сделает?
- Вряд ли.
- Вообще не было таких случаев?
- Были, но не было таких сильных нюансов, но Армстронг в прошлом году боялся очень так ездить, он всегда, если заметить профессиональным взглядом, когда был живой коридор людей, то он никогда не ехал сбоку, он всегда ехал или в колесо или между двумя гонщиками. Очень боялся, потому что против него…
- Но это тоже не спасет от завала?
- Я не думаю, что были такие люди, чтобы так сильно делали такие пакости.
- А вот на последнем «Тур де Франс» норвежец Расмуссен, один раз сильно ушел в отрыв, а потом «еле ползал», но он такой задел себе заделал в генеральной классификации…
- Закончил, кажется, третьим.
- Это у него подготовка была такая или он просто выстрелил?
- Я думаю, что это у него вышло так.
- Убежал за гору и как улетел…
- Там ему повезло, что он в один день, сделал себе такой задел. В этом году у него уже так не получится, потому что будут знать, что он очень сильный и его не отпустят на такой отрыв.
- Что скажешь про Винокурова? Он был свободным художником, а сейчас?
- Там в Телекоме тренера не понимают, что они делают, там нет такого понятия, как команда! Там каждый тянул одеяло на себя.
- Поэтому Дискавери и Лэнс победили?
- Да, потому что каждый знает свою работу, у нас каждый знает, что он должен работать на этого человека и все, а у них такого не было.
Разгонялся до 108 км/ч, а средняя скорость на прошлом Туре - 43-45 км/ч!
- Как меряется скорость, которую ты развиваешь, по машине?
- Нет. Компьютеры. На колесе стоит магнит, на вилке стоит передатчик, когда он проходит возле него заклиниваются два проводка и передается на компьютер, такой экран - дисплей у меня на руле и там показывается скорость, средняя скорость, дистанция, время, и другие показатели.
- Какую максимальную скорость ты развивал?
- Самое большее, что я развил - это 108 км/ч - это 3 секунды после спуска :)
- А какая средняя скорость по прошлому «Тур де Франс»?
- Очень высокая, думаю, это 43-45 км/ч.
Про еду и связь с менеджерами
- Можешь еще про какие-то нюансы рассказать. Что вы возите в карманах?
- В карманах мы возим еду, что кому нравится, каждый берет, что хочет.
- А кто готовит?
- Наши массажисты, готовят нам еду. Там разные бывают пирожные с яблоками, кому какие нравятся, может булочки маленькие, разрезанные с бананом с медом, с вареньем клубничным, что кому нравится, то и берет. Бывает с мясом и с помидором, у кого какой вкус.
- Ты говоришь, что тебе нравится и тебе готовят?
- Они приходят перед соревнованиями и спрашивают, что ты хочешь.
- Они что-то советуют?
- Нет, нет, там каждый уже знает свой вкус, что кому идет, если тепло, то я могу кушать только булочки с вареньем, если холодно, то кушаю булочки с бананом, или с шоколадом, вот такие нюансы. И есть еще разные энергетические брикеты, там очень много энергетических калорий и они есть разного вкуса: яблочного, бананового. Сзади у нас есть еще один карманчик для радио, по которому мы общаемся.
- Это постоянный контакт?
- Если ты хочешь что-то сказать, то нажал кнопочку и сказал.
- Т.е. дуплексная связь, не такая как по телефону?
- Да.
Разделка и командная борьба
- На колесах есть спицы, а на разделке сплошное колесо. Почему и зачем?
- Это дисковые колеса, они тяжелее чем колеса со спицами, но если их разгонишь, то они поддерживают скорость, у них инерция больше.
- Разделка, обычно по прямой идет?
- Нет, по большим горам, вверх, вниз, может одна гора есть 3-4 км, но небольшая.
- Для тебя на разделке тяжелее?
- Если хорошо себя чувствуешь, то идешь хорошо, например, в последний раз была в Джорджии очень тяжелая разделка, все время шла по горам, думал, что покажу лучший результат.
- А командная?
- Хорошо получается, так как в команде, когда ты отрабатываешь и сдаешь смену, то садишься за последним и отдыхаешь, а у меня отдых очень хороший, я за маленький промежуток времени могу очень хорошо отдохнуть. Поэтому командная гонка, для меня можно сказать идеальная.
- А действительно, когда ты на колесе едешь, то значительно легче ехать, чем впереди?
- Нормальный пример, если по улице ты идешь и ветер тебе в лицо, но если попробуешь стать за кем-то… Первый идет наклоняется…
- А если ветер в спину?
- Если в спину, то уже нет такой большой разницы, но все равно…
- А зачем на последнем «Тур де Франсе» твоя команда ехала все время впереди и тянула пелотон?
- Это такое правило. У кого лидер в команде, он должен контролировать соревнования. Это такое правило в велоспорте. Если кто-то атакует, мы должны защищать пелотон, если кто-то есть для нас опасный, то мы должны их догонять, такие правила велоспорта, тактика.
- Тренеры отслеживают? Если, например, убежали в отрыв, а там еще разбились на несколько групп, они вам говорят?
- Да, «нужно дотянуть», «нужно догнать», «можно отпустить». По радио сразу говорят номера гонщиков, которые пошли в отрыв, он проверяет по классификации далеко ли они или близко, все контролируется.
Про массажистов, силы, тесты и тренировки
- Что делать, если ноги «забиваются»?
- У нас есть массажисты.
- А если когда едешь, честно говоря, не представляю, что это за ощущения, если говорят, что ноги «забились»?
- Это молочная кислота, зашла уже во все мышцы и ноги просто болят.
- Ты не можешь быстрее ехать?
- Ты едешь как едешь, как твой организм может.
- А как умудряются в конце еще и прибавлять.
- Это все надо тренировать, чтобы не было таких проблем, мышцы забиваются, потому что ты не тренированный, если ты тренированный, то тогда меньше забиваются. У меня, например, сейчас по ноге гладишь, все такое мягкое, а бывает гладишь, и камень в ногах. Маленькие мускулы, которые сжались и уже не разжимаются, и для этого нужен массаж, чтобы их разминать и разминать, и они расслабляются, поэтому у нас массажисты работают над нами.
- Как вообще хватает сил на такие расстояния ездить?
- Все решает тренировка.
- Как проходят тренировки?
- Есть у нас специальный человек. Делаем тесты, как ты себя чувствуешь, что тебе нужно. Или тебе надо дистанцию проехать или тебе надо отработать куски, скорость.
- Как это определяется?
- Делаешь тест в гору, сдается кровь и по крови определяется молочная кислота, которая выделяется, которая отвечает за усталость. Она поднимается, когда ты замученный. Делается например тест 1 км в гору. Первый раз едешь не спеша. Взяли кровь. И смотришь на пульс. Второй раз едешь уже, у нас есть на компьютере показатель силы, с которой ты едешь, например первый раз едешь на 300 Ватт, второй раз 320 Ватт, снова взяли - повысилась, 340, 360 и так определяется.
- Сегодня сделали тест и …
- И начал тренироваться. Тренируешь неделю, ездишь спокойно. На следующей неделе снова делаешь тест. Едешь километр с силой 300, 320…, и уже видно, что улучшается, и этот человек, который этим занимается - он медик, и он понимает, что такое велоспорт и он дает тебе разные работы: или за машиной ногами поболтать или на большой передаче покачать мышцы. И все это тренировочный процесс.
- А вот если за машиной пристроиться?
- За машиной намного легче ехать. Но на соревнованиях так нельзя делать. Судьи на мотоциклах везде. Техничные машины - все за пелотоном. Едет пелотон, затем судейская машина, медик гонки, потом уже все обслуживающие машины каждой команды, есть еще судьи на мотоциклах, если едет отрыв, один судья едет, второй остается в группе и все контролируется. На Украине легко обхитрить, судей мало, заграницей же строго.
Перспектив в Украине пока нет - ни для гонщиков, ни для гонок…
- Можно ли надеяться на то, что когда-нибудь наши украинские велогонщики не будут стремиться уехать заграницу, а будут оставаться в Украине?
- Если найдется спонсор, чтобы выехать заграницу, купить велосипеды, купить велоформу…
- Заграницу готовиться? А здесь сделать базу?
- У нас базы не получится, так как у нас нет высоких гор.
- А Карпаты?
- Одна дорога.
- А Крым?
- Горы это другое, это минимум 10 км гора. Почему все велосипедисты живут во Франции, в Италии, в Испании - потому что там есть зоны, где можно тренироваться и погода позволяет. У нас на Украине, январь, февраль, март не потренируешься, снег, дождь, -10…
- В Украине мы не увидим таких серьезных гонок?
- Пока нет. В Украине есть потенциал, но этот потенциал нужно вывозить заграницу. В Австралии те же проблемы, есть потенциал, но все остаются жить во Франции и Италии, там, как и в Украине есть начальный велоспорт, но потом их вывозят в Европу, где есть соревнования. Нельзя тренироваться целый год, а потом ехать на соревнования. Например, футболисты не могут тренироваться целый год, а потом одну игру сыграть, надо постоянно играть, и тогда уже поднимается уровень, так и в велоспорте.
- Была же российская команда?
- Но там не платили парням зарплату… Есть российские команды.
- Сколько нужно денег, чтобы сделать украинскую команду?
- Я думаю, что много. Чтобы войти в Про-Тур нужно заплатить деньги… Я не знаю, я в эти нюансы никогда не вдавался.
- Тебе нравится, то чем ты занимаешься, это твое любимое дело?
- Да, велоспорт, это такая большая работа, поэтому нельзя заниматься им как работой, его надо любить.
Про деньги
- В велоспорте гонщики получают хорошо?
- Хорошие гонщики, да, а остальные…
- А как вам платят?
- Есть контракт, а потом есть еще бонусы.
- В зависимости от результатов?
- Да, Кубок мира стоит больше, однодневка больше, многодневка еще больше… Все еще зависит, как ты оговариваешь свой контракт с командой.
- А есть такая возможность, что кто-то из вашей команды захочет показать лучший результат и не совсем выполнит командную установку?
- У нас команда такая, что перед соревнованием, мы говорим, как кто себя чувствует. Я говорю: «я сегодня себя хорошо чувствую» - значит, пробуем сегодня работать на тебя.
- Это одно, а когда уже едешь - это уже другое?
- У нас всегда есть, например, три человека, которые должны уезжать в отрыв, один человек - лидер.
- Это не обязательно три вот этих человека, они могут меняться?
- На выбор, ты пробуешь, например, или кто-то пробует, догнали, другие пробуют, чтобы не тот же самый, а то замучится. Поэтому, если кто-то один поедет в отрыв, то все на него работают.
Про финиш и болельщиков
- Когда все финишируют в группе, всем пишут одно и тоже время.
- Потому что все заезжают, можно сказать на колесе, нет такой разницы, если идет разрыв, то дают уже секунды.
- А разрыв сколько должен быть?
- 3-4 секунды.
- Если кто-то оторвался на 4 секунды, то он победитель, а все остальные заняли 2-е место?
- Нет, кто заехал вторым, тот занял второе место, третьим - третье место, но с опозданием 5 секунд, кто-то уже с опозданием 6 секунд, кто-то 10 секунд, минута, 10 минут и так далее.
- А когда в пелотоне финишируют?
- А в пелотоне, когда все вместе и нет разрывов между первым и вторым, то дают всем одинаковое время и такое-то место.
Поддержка болельщиков придает сил!
- Можешь рассказать какой-то случай, который с тобой был?
- Самый запоминающийся момент, если на дороге написана твоя фамилия в другой стране. Вот сейчас я ехал в Америке и было написано «Попович Go!», вот это всегда тебе дает такое вдохновение! А если видишь своих украинцев с флагом, то это тебе даже силы дает!
- В Италии, например, или на «Тур де Франс», когда поддерживают французов…
- И наших тоже, в велоспорте такие болельщики, что они сначала за своих поболеют, а потом уже за всех подряд, кто проезжает, они всех поддерживают.
- А вот когда на «Тур де Франс», люди на машинах с фургончиками, становятся у обочины, видят гонщиков один раз, когда все пролетели, а потом на следующий этап…
- Удобнее, конечно смотреть по телевизору.
- А как это делается, за счет рекламы или ПиаРа?
- Люди любят велоспорт, за счет рекламы, за счет денег, которые вкладываются.
- У нас этого вообще нет?
- Нет. У нас сейчас уже начинается, но в «Джиро д'Италия» и на «Тур де Франс» вложены деньги в рекламу и поэтому - реклама двигатель прогресса. Чем больше людей смотрят, тем больше рекламы идет, и так все одно за одним.
- А международная федерация велоспорта имеет отношение к организации «Тур де Франс».
- Да. Но наша федерация таким похвастать не может. Есть много итальянцев, которые хотят спонсировать нашу федерацию, наших гонщиков, но пока это малореально из-за наших проблем.
Беседовал Дмитрий Копий