Стефан ЛАМБЬЕЛЬ: «Успех - будто день рождения»
О своих учениках, мечтах и украинке Жолобовой
Знаменитый швейцарский тренер в эксклюзивном интервью Sport.ua рассказал о чемпионате Европы, работе с двукратным чемпионом мира Шомой Уно и своей программе о любви.
В конце января в живописном швейцарском городке Беллинцона традиционно прошло шоу Music on ice, в котором выступил известный в прошлом швейцарский фигурист, а нынче тренер Стефан Ламбьель, а также его ученик из Латвии Денис Васильев. Нам удалось немного пообщаться со Стефаном о прошедшем чемпионате Европы, где выступал Денис, работе с Шомой Уно и подготовке к предстоящему чемпионату мира, украинской фигуристке Любови Жолобовой, а также его отношении к искусственному интеллекту.
– Стефан, расскажите немного о программах, которые вы исполните здесь, на Music on Ice. Впервые вы показали их еще в мае в Японии. Были ли в них какие-то изменения с тех пор? Возможно, они приобрели для вас какое-то дополнительное значение?
– Обе эти программы имеют большое личное значение для меня. Малер написал это произведение как любовное письмо своей жене, и моя интерпретация – это дань уважения Малеру, которой я пытаюсь выразить, что любовь представляет для меня, и показать различные грани отношений (Стефан говорит о своей программе под Симфонию No.5 Густава Малера, – прим. ред.). Хореография разворачивается как история, начиная с момента первой встречи, где мы узнаем друг друга с нашими уникальными привычками и чертами характера. Охваченные страстью, мы решаем строить совместные планы на будущее. Однако в отношениях часто бывают моменты конфликта или напряженности. Следующая часть программы изображает неизбежные проблемы, недопонимание или недоразумения, которые случаются в любых отношениях. После чего наступает момент затишья, олицетворяющий ощущение комфорта и безопасности, когда ты будто заново знакомишься с человеком. В конце программы я исполняю те же движения, что в начале, но в зеркальном отражении – это будто воспоминание о первой встрече, но уже после того, как мы многое пережили вместе и сыграли роль в формировании друг друга.
– Помнится, ранее вы упоминали, что эта программа не только о романтической любви, но и о различных видах отношений, таких как дружба или динамика между учителем и учеником.
– Совершенно верно! Любовь, и это чувство заботы и поддержки, не ограничиваются одним человеком; в моей жизни есть несколько людей, которых я глубоко люблю. Так что да, я пытаюсь показать разные виды любви. Например, у меня очень глубокая связь с моей бабушкой, хоть наши мнения и не всегда совпадают, и эта связь придает нам обоим силы. Это тоже одна из форм любви, не так ли? Поэтому речь идет не только о том единственном человеке, с которым вы делите всю свою жизнь, но и о тех людях, которые сформировали нас и разделили с нами важные моменты. Иногда это просто повседневные совместные моменты, а иногда – особенные события, которые навсегда останутся в памяти.
– Поскольку тема шоу Music on ice в этом году связана с искусственным интеллектом, что вы думаете по этому поводу? Можете ли вы найти какие-нибудь положительные стороны?
– Это невозможно. Я полностью против этого, на 100%.
– Почему?
– Потому что я верю в людей. Я скорее доверю свою судьбу человечеству, чем какой-либо технологии, которая, по сути, создана людьми. Проблема заключается в стремительном развитии интернета и технологий, когда у каждого есть доступ ко всему, и люди считают, что обладают знаниями. Раньше, когда такого мгновенного доступа не было, люди собирались в кафе, чтобы поговорить и поделиться новостями, часто о своем районе или городе. Теперь же мы знаем все обо всех по всему миру мгновенно, и все мы становимся судьями и самопровозглашенными журналистами.
И, конечно, спорт – это глобальное явление. Если вы хотите конкурировать на международном уровне, вам нужно собрать всех и вся вместе. Но взгляните на Олимпийские игры: изначально они были посвящены празднованию спорта, простая концепция, которая уже была красивой. Теперь они стали совсем другой историей. Это чувство распространяется не только на спорт: в современном мире с обилием информации, документальных фильмов и телепередач все ищут постоянных развлечений, но мало кто находит время, чтобы просто побыть вместе. Мы все взаимосвязаны, и я хотел бы меньше виртуального общения и больше настоящего человеческого общения. Хотя я признаю позитивный потенциал технологий, проблема часто заключается в их неправильном использовании.
– В этом году шоу также будет посвящено счастью. Что такое счастье для вас?
– Это сложный вопрос... Я бы сказал, что это разделение важных моментов в жизни с кем-то. В нашей жизни возникают разные возможности, и каждый из нас способен превратить их в моменты счастья и радости. Встреча с кем-то, посещение нового места, особый совместный момент, переживание эмоций с любимыми - все это создает счастье.
– Что бы вы пожелали себе в 2024 году?
– Я желаю отличного здоровья, чтобы продолжать кататься и делать то, что я люблю. Я надеюсь вернуться в Беллинцону в январе 2025 года. Я также хочу продолжать преподавать фигурное катание своим ученикам, наблюдая, как они растут и достигают своей мечты. Я желаю всем молодым спортсменам, с которыми я работаю, мечтать, двигаться вперед, быть амбициозными и делать все возможное, чтобы создать что-то особенное.
– Вы недавно вернулись с чемпионата Европы, в котором участвовал ваш ученик Денис Васильев. Теперь, когда прошло некоторое время, дающее возможность поразмыслить, каковы ваши мысли и впечатления?
– Во время чемпионата Европы было несколько моментов, которые мне особенно запомнились. Что касается Дениса, то меня впечатлило то, насколько хорошо он был подготовлен и собран перед соревнованиями. Я все пытаюсь найти ключ к раскрытию его полного потенциала. Раньше он был менее стабилен на тренировках, но чаще выдавал неожиданно выдающиеся результаты. Сейчас я вижу у него более высокий уровень уверенности и физической готовности. В эмоциональном плане должно что-то произойти, чтобы он отпустил себя и продемонстрировал свои истинные возможности в критические моменты. Я считаю, что ему следует сосредоточиться на том, чтобы делать меньше, а не больше, когда дело касается проката программ. Когда он больше полагается на интуицию и меньше на лишние размышления, все получается гладко. Задача заключается в том, чтобы достичь этого состояния, когда давление усиливается, и наступает решающий момент – ему нужно найти способ.
– В произвольной программе он действовал не совсем по плану, исполнив два четверных прыжка, верно?
– То, что он пошел на второй четверной прыжок – не проблема, меня это более чем устраивает и на тренировках мы катали произвольную программу с двумя четверными. Проблема в том, что он не понял, что выполнение второго четверного без добавления комбинации сильно снижает его ценность в плане баллов. Так что дело не в том, что он не сделал чисто первый четверной сальхов, ошибки случаются, но вот отсутствие быстрой реакции мне не нравится. Денис склонен к чрезмерному анализу, но в конечном итоге это не имеет значения. Он должен быстрее реагировать на ситуацию. А когда ты слишком занят анализом, то можешь упустить момент, так что ему нужно больше доверять своему инстинкту. Меня удивило, что он приземлил второй четверной прыжок, но не пошел на комбинацию – именно это застало меня врасплох.
– Помимо Дениса, какие моменты вам запомнились на чемпионате Европы в Каунасе?
– Одним из самых ярких моментов была встреча, организованная ISU с членами технического комитета. Впервые они пригласили и тренеров принять участие в этой встрече. Для тренеров это была ценная возможность пообщаться с членами комитета. Как люди, работающие на катке каждый день, мы лучше понимаем, что нужно фигурному катанию, и очень важно, чтобы наши голоса были услышаны. Процесс принятия решений проходит долгий путь от тех, кто принимает решения, до тех, кто непосредственно тренирует спортсменов, а такие встречи способствуют более прямому обмену идеями.
Я был так этим вдохновлен, что позже также посетил подобную встречу касательно танцев на льду, которую они проводят уже довольно давно. Меня очень порадовала устоявшаяся практика проведения таких встреч в танцах на льду. Это способствует созданию атмосферы сотрудничества, когда тренеры собираются вместе, чтобы поработать над улучшением нашего вида спорта. Так что нам стоит ввести подобную практику и для одиночного, и для парного катания, поощряя регулярные обсуждения того, каково общее видение, куда мы хотим двигаться в плане развития фигурного катания, что важно для фигуристов, как сделать короткую и произвольную программы разными. Все эти темы очень важны и нам нужно говорить об этом, а не просто ждать, пока будут опубликованы новые правила.
– Как вы относитесь к тому, что все больше фигуристов вашего поколения переходят на тренерскую работу, например Хавьер Фернандес, Флоран Амодио, Сара Хуртадо? Наверное, приятно видеть знакомые лица на соревнованиях?
– Я видел Хави на шоу в Японии, мы с ним хорошие друзья. Я также встречался с Флораном во время Гран-при. Так что для меня видеть их не совсем ново, так как я поддерживаю связь с большинством из них. Более того, я пригласил их, а также Михала Брезину, на ту встречу с техническим комитетом во время чемпионата Европы, потому что хотел, чтобы мы все вместе обсудили то, что нас волнует. Очень важно вот так собираться вместе, чтобы защитить то, во что мы верим.
– Как дела у украинской фигуристки Любови Жолобовой, которая занимается в вашей школе в Шампери? Прошел год с тех пор, как мы в последний раз говорили о ней, как бы вы оценили ее прогресс?
– Оценить прогресс Любы в катании для меня сложно, поскольку я вижу ее почти каждый день на катке в Шампери. Однако, когда я возвращаюсь после длительного отсутствия на соревнованиях, например, во время Гран-при, то отмечаю ее рост и развитие. Меня также очень впечатляет ее общее развитие после всего, что она пережила: Люба учится в швейцарской школе, совершенствует свои языковые навыки в английском и французском и становится более открытой. Конечно, я хочу, чтобы она была успешной на соревнованиях, но нам также нужно быть осторожными, потому что она все еще растет, и ее суставы иногда могут быть чувствительными из-за стольких прыжков. В целом, мне нравится с ней работать. У нее веселый характер, она не любительница рано вставать по утрам (смеется). Люба - талантливая фигуристка, прекрасная девушка, и наши тренировки проходят продуктивно. Однако нам нужно заботиться о ее теле, чтобы она достаточно спала. Например, во время тренировочного лагеря в Японии я мог контролировать расписание и забирал у них телефоны в 8:45 вечера, чтобы юные фигуристы получали достаточный отдых.
– Давайте также поговорим о другом вашем ученике, двукратном чемпионе мира Шоме Уно. В декабре прошлого года он завоевал уже шестой титул чемпиона Японии. Были ли вы и сам Шома довольны его выступлениями?
– Да, мы были очень довольны тем, как все прошло. Подготовка была непростой: между финалом Гран-при и национальными соревнованиями было довольно напряженно, особенно потому, что соревнования Гран-при и финал были очень плотно расписаны. Так что это было непростое время и для него, и для меня. К счастью, у меня получилось присутствовать на нескольких тренировках перед чемпионатом Японии, и мы смогли доработать некоторые детали, касающиеся ритма дорожки шагов, и добавив немного скорости в определенных частях хореографии. Я был доволен тем, как он работал, и чувствовал себя вполне уверенно. Была одна тренировка, на которой Коширо (Шимада, еще один ученик Стефана из Японии, - прим. ред.) и Шома действительно впечатлили меня, и я был очень доволен. После этой тренировки я подумал: "О, они просто волшебны!" Даже если они неудачно выступают, они особенные, и я очень гордился проделанной нами совместной работой.
Что касается предстоящего в марте чемпионата мира, наша с Шомой стратегия заключается в том, чтобы откатать красивые программы с качественными элементами. Он еще не набрал всех баллов, которые мог бы набрать на предыдущих соревнованиях, поэтому я думаю, что у него есть шансы получить более высокие оценки. Я буду работать с ним в феврале и марте, чтобы оценить его прогресс. Он сменил ботинки, так что посмотрим, доволен ли он ими. Мы будем работать в Шампери, и я также поеду в Японию.
– Что бы вы сказали о целях и мотивации Шомы в этом сезоне? Ему по-прежнему нравится кататься, у него по-прежнему есть стремление к победе?
– Спросите об этом его, пожалуйста (смеется).
– Но во всех своих интервью он говорит, что своим катанием хочет сделать вас счастливым и чтобы вы гордились им.
– Ну, он действительно великолепен. Например, на NHK Trophy я был очень недоволен выступлением Дениса, и это так впечатляет, что Шома смог заметить, что я расстроен. Он очень хорошо читает людей и заметил это прямо перед выходом на лед. Тогда я просто сказал ему: «Хорошо, если я расстроен, ты знаешь, что тебе нужно сделать, чтобы сделать меня счастливым». Как только он закончил программу, он посмотрел на меня, чтобы проверить, счастлив ли я, и я был счастлив. Я был так впечатлен этим (улыбается).
Успех – будто день рождения. Сегодня твой день рождения, а на следующий день – чей-то еще, и ты не можешь завидовать чьему-то дню рождения, верно? У всех нас есть свои успехи, и мы все должны этим гордиться.
– Ранее вы упоминали, что для вас оценки, медали и результаты - далеко не главное. Вы действительно так думаете?
– За свою карьеру я завоевал несколько медалей, поэтому может показаться, что мне легко говорить, что они не важны, но это действительно так. Почему я так говорю? Потому что на Олимпиаде 2010 года в Ванкувере я не смог завоевать медаль, и в тот момент это ощущалось как провал. Однако мне удалось оправиться и отреагировать на ситуацию. Это сродни тому, как если бы вы что-то получили, а потом у вас это забрали. Вопрос в том, будете ли вы вечно горевать об этой потере или сможете ее преодолеть?
Хотя лично я придерживаюсь той точки зрения, что успех определяется не только медалями, они все же имеют значение. Наблюдая за развитием фигурного катания, не только на элитном уровне, но и на всех остальных, я вижу, что оно сталкивается с проблемами. Постоянные изменения правил, сложность судейства, нюансы GOE, концепция компонентов или недокрутов – все это вместе угрожает самой сути нашего любимого вида спорта. Да, очень важно оставаться верным своим ценностям и убеждениям, но и система должна выстраиваться таким образом, чтобы поощрять и развивать истинный дух фигурного катания.
Марина НАСТЕВИЧ из Беллинцоны
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинки выиграли две дистанции из трех
Даниэль советует ему завершить карьеру