Сочей разочарованье
О том, почему местные жители уже не рады зимней Олимпиаде-2014
Еще не лето, а в Сочи уже стоит настоящая жара. И виной тому не только погода. Город захватили предвыборные страсти. Менее чем за год здесь сменилось четверо градоначальников. Назначены долгожданные выборы мэра. Предвыборная кампания в будущей олимпийской столице заинтересовала мировое сообщество: иностранные журналисты «пасутся» здесь уже месяц. Но нынешнее руководство города хранит олимпийское спокойствие, чувствуя поддержку федерального центра. Правда, агитацию и митинги «на всякий случай» проводить запретили.
Пока Сочи с головой окунулся в политбаталии, об олимпийских стройках вроде как подзабыли. Или, может, так специально отвлекают от них внимание? Ведь строительство эта идет крайне непросто. Наш корреспондент своими глазами увидел, как готовят город к Олимпиаде-2014.
Символ Белой олимпиады — синий забор
— Видишь, там на реке насыпные горки? Это гравий, добытый из реки Мзымты для строительства. Из-за колоссальной выемки гравия она теперь постоянно меняет русло. Недавно Минприроды выемку запретило, но, похоже, останавливать процесс у нас никто не собирается...
Мы стоим с местными журналистами в Адлерском районе Сочи на берегу Имеретинской бухты. Там, где в море впадает горная река. Именно в Имеретинской низменности расположатся все стадионы, деревня для спортсменов, гостиницы и Олимпийский парк. Вторая часть объектов — трассы, трамплины — будет находиться на горнолыжных курортах на Красной Поляне, в 50 км от Адлера.
На берегу бухты, по левую сторону от Мзымты, сейчас идет строительство первого грузового порта с грузооборотом 5 млн. тонн в год. Имеретинскую долину, некогда тихий курортный уголок, нынче не узнать. Берег «оккупирован» кранами, тракторами, самосвалами, стройматериалами, мусором. Для зимней Олимпиады летнему курорту ничего не жалко, даже лучшей в городе пляжной линии шириной в несколько десятков метров. С убитой дороги мы съезжаем на заасфальтированную площадку прямо посреди поля. «Это местечко специально оборудовали для приезда членов МОК и высоких федеральных чиновников», — объясняет сочинская журналистка Катя.
Перед глазами — ядовито-синий забор. Им ограничена территория будущих объектов. Тут же, на площадке, стоит железная вышка, выкрашенная в цвета российского флага. С нее открывается общий вид на олимпийскую застройку. Но любоваться пока абсолютно нечем: за забором — обычный деревенский пейзаж.
— Почва в Имеретинке болотистая. Строить крупные сооружения здесь опасно, они могут поползти. Все эти поля прорезаны водоотводными каналами, чтобы там скапливалась вода. Поэтому до строительства еще, видимо, далеко. Прежде по всему периметру должны отсыпать грунт. Но еще неизвестно, выдержит ли эта отсыпка, когда поднимется уровень грунтовых вод, — поясняют местные. И напоминают исторические детали.
Имеретинку хотел застроить еще Иосиф Сталин, наказав разместить тут аэропорт. Но, согласно легенде, геодезисты, исследовав местность, сказали вождю народов: лучше сразу расстреляйте, строить там ничего нельзя. И вождь послушал специалистов.
Кукурузные, картофельные, капустные поля — вот что досталось Олимпиаде от закрытого совхоза «Россия». Его земли в срочном порядке изъяли, а почти все здания разрушили. Ушлые руководители хозяйства не растерялись. Со служебного жилья, в котором все еще ютятся экс-колхозники, стали сдирать все пригодное для сдачи в металлолом — крыши, ворота, балки.
Любовь Козлова, проработавшая в совхозе около 15 лет, всю жизнь занимается птицеводством. Недавно птичница закупила цыплят. Но выжило меньше половины — когда со строений сняли железную крышу, птенцы намокли и сдохли.
— Вот посмотрите, все, что осталось. Хоть бы эти выжили, — говорит Козлова, открыв сарайчик с цыплятами. — Затопило и птенцов, и нас. Вещи до сих пор высушить не можем. Хоть бы дали год еще дожить здесь, дочку в школе доучить. Она легкой атлетикой занимается, постоянно на соревнованиях, медалей вон сколько. Возможно, будущая олимпийская чемпионка. А с ней так поступают.
На землях «России» помимо стадионов намереваются построить и второй грузовой порт, тоже на 5 млн. тонн. Причем всего в 3 км от первого: Не многовато ли и для Имеретинской долины, и для всего «большого Сочи»? В некурортном Новороссийске грузооборот порта всего 3 млн. тонн в год. Впрочем, пока вопрос о втором порте повис в воздухе. В дело серьезно впряглись экологи.
Игры на костях
Там, где на карте намечены основные спортивные арены, нынче тишь да гладь. За огороженную территорию можно попасть беспрепятственно. Внутри — поля уже созревшей молодой картошки. Собирай не хочу, делянки-то брошенные. Когда читаешь объявление на «олимпийском» заборе, становится ясно, что оставили посадки люди не по своей воле: «Уважаемые огородники! На территории, прилегающей к внутренней стороне ограждения Олимпийского парка, начинаются работы по строительству дороги для проезда машин службы охраны периметра ограждения. Убедительная просьба в срок до 8 час. 00 мин. 28 марта освободить указанную полосу земли от временных посадок и построек». Такая пока в Имеретинке олимпийская стройка — «дорога для автомобилей охранников периметра ограждения».
Главный стадион, где пройдет открытие и закрытие Олимпийских игр-2014, будет построен недалеко от кладбища.
— Если тут стройку развернут, кладбище поплывет, а кости наверх подадутся, — говоря это, имеретинцы крестятся. И опасения жителей не напрасны. Выхожу из машины, направляюсь к могилам, и ноги на несколько сантиметров увязают в торфянисто-болотистом грунте. Самое свежее захоронение датировано мартом. Об этой смерти наслышана вся Имеретинка. Пенсионер умер скоропостижно, когда ему сообщили, что его теплицы будут разрушены. «А как же моя картошка?» — только и успел сказать старик перед тем, как отдал Богу душу.
Люди, что наводят порядок на могилках, увидев нас, резко замолкают.
— Нет, мама, если бы это была комиссия, они бы смотрели, как мы себя ведем, — вдруг выдает реплику маленькая девочка.
— Народ здесь уже запугали. Чуть люди начнут высказываться против, собираться — сразу милиция, ОМОН с дубинками. Год назад, когда приезжали члены МОК, местные заранее спрятали на кладбище огромные плакаты с надписью «SOS», чтобы потом развернуть. Но милиция об этом узнала. Против беззащитных жителей бросили целый отряд ОМОНа, такая потасовка была! Не жалели ни беременных, ни стариков, — вспоминают журналисты.
Изъять — значит отнять?
В «зону изъятия земель под строительство олимпийских объектов» попало около 5 тысяч сочинцев. На улице Нижнеимеретинской, тянущейся вдоль прибрежной линии, распоряжения об изъятии получили жители домов с №1 по №117. Хотя никаких стадионов здесь не планируется. Эти земли нужны под Олимпийский парк. Но местные поговаривают, что этим парком будет частная малоэтажная коттеджная застройка, рестораны, места развлечения. По их мнению, это просто перераспределение земли под благовидным предлогом.
Чтобы купить участки на Нижнеимеретинской улице, многие люди когда-то продали квартиры. На улице выросли красивые частные мини-гостиницы, на строительство которых народ брал кредиты. Хотя свои гостиницы жители готовы предоставить безвозмездно на время Олимпиады, власти заставляют их «выйти вон». Взамен предлагают несколько вариантов: земля, деньги, земля плюс деньги. Каждому, у кого изымают землю, дают в другом месте 7 соток. Если у человека было 35 соток, он может получить несколько участков или землю с денежной компенсацией.
— Земля для всех есть, мы уже и участки распределили. Просто это будет подальше от моря. И деньги есть, чтобы выплачивать компенсацию. Людям нужно только прийти к нам и написать заявления, — заверили меня в общественной приемной краевого Департамента по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр-2014. Но переселяемые люди чиновникам не верят и переезжать не хотят.
— Нам не показали ни одного разрешения на выдачу земли под строительство с кадастровым номером. Никто еще не получил деньги. А проекты домов, которые они нам собираются построить, — вообще ужас. Вы видели, какие здесь дома. Неужели мы можем пойти в их хибары после наших? И мы не согласны с суммой оценки. Прибежали какие-то непонятные оценщики, выставили необоснованные суммы. Сотку земли у самого моря оценивают в 1,8 млн. рублей, а в километре от побережья сотка у них стоит 2,6 миллиона! Нормально? — возмущается жительница Имеретинки, председатель территориального общества совладельцев «Псоу» Наталья Калиновская.
Без малого век в Имеретинской долине живет и община староверов. Их участки на Нижнеимеретинской улице можно узнать по ухоженным огородам. Они надеялись: авось поможет закон о том, что людей, объединенных в группы по каким-либо признакам, нельзя расселять. Не вышло. Староверов тоже гонят — в деревню Некрасовка. Дома, обещают власти, будут готовы уже в июне. Верится в это, правда, с трудом. Сейчас Некрасовка представляет собой вспаханное поле. Староверы переезжать с насиженных предками мест не намерены. Люди так осерчали, что разговаривают неохотно и имена свои отказываются называть — уже натерпелись от властей, боятся.
— Если придет ко мне товарищ Путин и попросит землю, лично ему — отдам, а сам пойду с котомкой по России. Но губернатору Ткачеву я шиш что дам! Своим станичникам на Кубани он раздал земельные паи, а мы что, не люди? У меня здесь 30 соток земли, а мне в какой-то Некрасовке обещают 7 соток и дом на них построить. Это называется честное переселение? — делится наболевшим один из староверов.
Но этим людям все-таки обещают дать хоть какие-то участки и построить дома. А есть в Сочи и те, у которых недвижимость хотят просто изъять. Это законные владельцы участков по улице Ходыженская. Долгожданные сотки земли адлеровцам выделили в 1994 году. А теперь пытаются отнять с помощью суда. Сначала иск подала горадминистрация. Понадобилось больше 15 слушаний, чтобы городская власть проиграла дело. Но...
— На них снова подают в суд. Теперь уже госкорпорация ходатайствует о том, что после 1993 года администрации районов не имели права выделять участки. Вместе с владельцами земли ответчиком выступает адлерская райадминистрация. Просто издевательство! Если она не имела права, в таком случае надо забирать все выданные ею с тех пор участки. А это примерно 15000 участков, на которых проживает около 50000 людей, — говорит чиновник из Госстройнадзора по Сочи. Земельный передел под предлогом Олимпиады приобрел невиданные масштабы.
«Золотая» олимпийская трасса
Путь из Адлера на Красную Поляну занимает полтора часа, хотя расстояние всего 50 км — виной тому пробки и извилистая горная трасса. Сейчас дорога туда только одна, и та двухполосная. Для Олимпиады этого мало. Поэтому появился альтернативный проект маршрута — совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — Красная Поляна. Цена вопроса — около 260 млрд. рублей. Протяженность дороги 48 км, значит, стоимость 1 км примерно 160 млн. долларов.
«Видимо, ее из чистого золота будут делать», — шутят сочинцы. Нынешняя трасса проходит слева от Мзымты, новая, совмещенная, должна пройти справа. Там, где река слишком близко подходит к горам, будут рыть тоннели и пускать дорогу через них. Всего тоннелей будет шесть, самый длинный — более 4 км. Строительство уже началось. На выезде из Адлера в районе форелевого хозяйства из земли торчат четыре огромные сваи, вокруг много техники и людей. Здесь пробивают первый тоннель. В то, что амбициозный проект закончится успешно, верят далеко не все. И в первую очередь... сами строители.
— Рабочие с двух сторон тоннель пробивают, а он все равно осыпается. Думаю, придется в итоге заливать породу бетоном, чтобы тоннель мог держаться. Иначе не выйдет, — выдает профессиональные секреты строитель Андрей. Тогда дорога и впрямь получится «золотой».
На Красной Поляне олимпийские объекты расположатся сразу на нескольких горнолыжных курортах: лыжный комплекс на хребте Псехако, горнолыжные трассы, сноуборд, фристайл и Олимпийская деревня на 2600 мест на «Розе Хутор», медиадеревня на «Горной карусели» в поселке Эсто-Садок, трасса для бобслея на курорте «Альпика-Сервис» и биатлонный комплекс на Грушевом хребте. В Эсто-Садке и на «Альпике-сервис» никаких работ, кроме дорожных, пока не видно. На Грушевом хребте их нет и подавно. А вот на «Розе Хутор» уже есть на что посмотреть.
— Мы построили сервисный центр и нижнюю часть подъемника — лифт «А». Готово и здание под прокат, и ресторан на 260 мест, — рассказывает исполнительный директор «Розы Хутор» Александр Белокобыльский. — Всего у нас будет 15 подъемников, а кататься одновременно смогут 9500 лыжников. Общая стоимость курорта на сегодняшний день 1 млрд. 375 млн. долларов. Самые сложные работы будут на лифте «С», который пойдет с высоты 1360 м на 2320 метров. В России таким подъемникам нет аналогов, он очень сложный, потому что склон слишком резкий. Будем крепить уникальный трос диаметром 56 мм.
— А почему на других курортах пока совсем глухо? — интересуюсь я.
— Думаю, что везде сейчас готовятся проекты. Для наших объектов проекты сложные, поэтому активное строительство еще не началось.
У жителей Сочи другое мнение. В городе судачат, что дело вовсе не в проектах, а в деньгах: финансовый кризис ударил и по Олимпиаде; многих рабочих сократили, отправили во внеочередные отпуска.
Если рассуждать экологически
У экологов свои расчеты — они уже подсчитывают ущерб от грядущей Олимпиады.
— Гравийной смеси из Мзымты вытащили на 120 лет вперед. Из-за этого она обмелела. А река дает питьевую воду для всего Большого Сочи. Пляжи только за эту зиму сократились на 80 см в ширине из-за выемки песчано-гравийной смеси. Дальше — порты. Их строительство перекрывает поступление наносов, бухта будет размываться, — предостерегает Феликс Иваненко из сочинского отделения Русского географического общества. — А второй порт вообще собрались строить в рекреационной зоне, у которой есть паспорт памятника природы. Да и как может быть, чтобы Олимпийская деревня была недалеко от грузового порта? (На Олимпиаде-2014 деревни будет две — в Имеретинской низменности и на Красной Поляне. — Е.П.) Имеретинку попросту раздербанят и угробят. А что станет с Красной Поляной после того, как проложат все эти трассы и вырубят столько леса, даже подумать страшно. И аукнется это прямо во время Олимпиады.
Когда у сочинцев спрашиваешь об их отношении к Олимпиаде, многие начинают рассказывать одну и ту же историю. Еще до избрания города зимней олимпийской столицей, в Сочи прилетела комиссия МОК. Гостей принимал новый терминал аэропорта, который по сей день закрыт для «простых смертных». Но когда прилетала комиссия, по аэропорту ходили люди с чемоданами, милиционеры лучились улыбками и свободно говорили по-английски. Это то, что увидели члены МОК. На самом деле роль пассажиров играли школьники и студенты, которым специально закупили чемоданы. Да и милиционеры были фальшивые — в форму опять же нарядили студентов.
А общий настрой тех сочинцев, с которыми пообщался корреспондент «МК», можно выразить несколькими постоянно произносимыми ими самими фразами: «Сплошная показуха была тогда и остается сейчас. Всю нашу жизнь переворачивают ради всего двухнедельных Игр. Никто ведь не думает, что нам здесь надо будет жить дальше».
Екатерина ПЕТУХОВА, газета «МК в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Александр является явным фаворитом поединка
Британский боксер отметил Мартина Баколе