Праздник Формулы-1 в Стамбуле. Как Турция Гран-при принимала
Репортаж корреспондента Sport.ua из Стамбула, где на выходных состоялся этап Королевских гонок
Грустные коронавирусные реалии, затронувшие все сферы жизни людей по всей планете, не прошли мимо Королевских гонок – Формулы-1. После укороченного прошлого чемпионата, который из-за пандемии, напомним, начался только 5 июля и прилично ударил по доходам хозяев серии, в нынешнем году в Формуле-1 наверстывают упущенное. Сезон состоит из рекордных 22 этапов (хотя изначально их должно было быть 23) и второй год подряд в календаре Формулы-1 присутствует Гран-при Турции, который в минувший уик-энд закрыл европейскую часть гонок.
***
Турки, нужно отдать им должное, умело воспользовались ситуацией, второй год подряд вернув Формулу-1 на «Истанбул Парк». После ярчайшей прошлогодней гонки, которая была признана лучшей в сезоне, Гран-при Турции в календаре 2021 года изначально должен был заменить Гран-при Канады. Но из-за коронавирусных ограничений в стране, которые действовали весной и привели, в частности, к потере финала Лиги чемпионов, Гран-при был отменен. Однако по ходу сезона FIA вынуждена была отменить Гран-при Сингапура и вернуть в календарь гонку в Стамбуле.
«В Турции очень хорошо понимают имиджевую составляющую для страны, которая принимает гонку, – говорит Окан Алтан – один из ведущих местных автомобильных журналистов. Кстати, родом он из Бахчисарая. Его родственники – крымские татары, которые покинули территорию Крыма с приходом к власти большевиков. И по Крыму у него позиция однозначная: «Крым – это Украина. А то, что делает Россия на Донбассе, в Крыму, Приднестровье, Грузии и многих других странах – это просто на голову не налазит».
Sport.ua. Один из самых известных автомобильных журналистов Турции Окан Алтан
Окан, побывавший с 2005 по 2013 год на всех Гран-при Турции, в шутку просит называть его не старейшим, а опытным журналистом. И добавляет: «А то, как недавно в баре будет. Подмигиваю красивой девушке, поднимаю бокал. Она подходит (а я уже мысленно строю планы на вечер) и говорит: «Выпьем за ваше здоровье, дядюшка Окан». Вот так и приходит старость», – смеется собеседник. «Лучшим Гран-при за все время была прошлогодняя гонка, когда Льюис Хэмилтон оформил седьмое чемпионство. Это была потрясающая гонка. Одна из лучших, которые я видел. И недаром ее болельщики назвали лучшей».
«На мой взгляд, трек на «Истанбул Парк» – один из лучших. Трасса была построена в 2005 году, но она не устарела. «Истанбул Парк», как и много других гоночных трасс «Формулы-1», проектировал Герман Тильке. Но ее преимущество в том, что она не является медленной: на некоторых участках болиды развивают скорость больше 300 км/ч», – нахваливает «Истанбул Парк» эксперт. «При этом трасса безопасная, нет участков, где можно вылететь в ограждение, например. Это очень важно».
Cтарт гонки под дождем
– Как считаете, кто имеет большие шансы на победу? – спросил я еще перед стартом квалификации.
– Победит тот, кто сумеет преодолеть дождь. Сегодня погода еще нормальная. Хоть и шел дождь утром, но трасса сухая. А во время гонки обещают дождь. И это будет настоящая битва, как в прошлом году. Мой прогноз: на старте будет несколько столкновений. Вот увидите! Лично я ожидаю сюрпризы. Думаю, что ни Ред Булл, ни Мерседес не будут на верхней ступени подиума. Может, кто-то из Макларена победит или Феррари. Хэмилтон, конечно, хорош, но у него будет 10 позиций штрафа и преодолеть их будет непросто.
***
Семикратный чемпион мира в итоге показал лучшее время во время квалификации, которая из-за дождя, который то начинался, то затихал утром в субботу, вышла немного хаотичной. Перед стартом квалификации дождь прекратился и трассу успели немного просушить, поэтому выбор, переходить ли на промежуточную резину, перед пилотами не стоял. Триумфовали оба пилота Мерседеса – Хэмилтон и Боттас, но поскольку Льюису меняли детали мотора, место в первом стартовом ряду занял Валттери, а Льюис откатился за пределы топ-10.
Стоит отметить, что во время квалификации на трибунах собралось около 30 тысяч зрителей, что, учитывая дождь и то, что не все трибуны находятся под крышей, весьма неплохо. Билеты на три дня стоили от 400 до 4000 лир (курс лиры к гривне 1 к 3), а на трибунах, в частности, удалось заметить и украинский флаг. Очевидно, что украинские фаны Формулы-1 добрались до Стамбула, чтобы вживую увидеть последний европейский Гран-при сезона. При этом, нужно отметить, что сам «Истанбул парк» находится в азиатской части Стамбула – на самой окраине города. Поэтому в субботу утром дорога из европейской части, где находился наш отель, заняла около двух часов. А в воскресенье и вовсе пришлось выезжать в девять утра – за шесть (!) часов до гонки. «Ожидается приезд президента Турции Реджепа Эрдогана и еще около 100 000 зрителей. Дороги будут перекрыты задолго до старта гонки», – объяснил наш гид.
Из-за Эрдогана, который до места проведения этапа так и не добрался, иностранным журналистам, среди которых был и корреспондент Sport.ua, пришлось не только рано вставать, но и специально сдавать ПЦР-тест. Что ж поделать: таковы коронавирусные реалии.
Тест, несмотря на сертификат вакцинации, конечно, я сдал, а сном пришлось пожертвовать – уж очень хотелось посмотреть поединок Фьюри – Уайлдер. Доспать удалось во время поездки воскресным траффиком Стамбула. А что вы хотели: 16 миллионов жителей официально проживает в мегаполисе (говорят, что еще миллиона 4 живет неофициально), который не спит даже ночью.
***
В день Гран-при болельщики на трибунах стали собираться с самого утра. Не только, чтобы добраться без пробок, но и для того, чтобы ощутить особенную атмосферу гонки. Болельщики, которые приезжали на автомобилях, прямо на дороге проходили несколько уровней контроля: безопасность, соvid-19. От ближайшей станции метро были организованы автобусные маршруты, но непосредственно возле самой арены, где на мосту потоки людей соединялись перед фан-зоной, было столпотворение людей. Об этой проблеме говорят и местные журналисты, видят ее и члены FIA. Писали об этом в соцсетях, к слову, и украинцы, посетившие гонку.
Однако, если говорить в целом, организация заслуживает высокой оценки. Отдельно нужно сказать про фан-зону, где фаны Формулы-1 могли скоротать время в фан-шопах, перекусить и тематически развлечься. Попав туда, сразу понимаешь: гонка – это главное развлечение уик-энда, но не единственное.
Sport.ua
О ценах. Если поесть можно было за адекватные деньги, то цены на сувениры, скажу откровенно, кусались. Самый популярный атрибут среди болельщиков – бейсболки с символикой команд – уходили как горячие пирожки за 600 лир (примерно 1800 гривен, Прим. С.Ц.).
Sport.ua
Sport.ua
Футболки, куртки, понятное дело, стоили еще дороже. Пожалуй, самой большой популярностью пользовалась атрибутика Феррари. Фанов в красной форме в фан-зоне было больше всего, что и неудивительно: Феррари имеет много фанов во всем мире.
Sport.ua А вот девушки из фан-клуба. Перед гонкой у них отличное настроение.
Интерактивные развлечения для фанов были бесплатными и, понятно, пользовались не меньшей популярностью, чем фан-шопы. Выстояв в очереди, можно было поупражняться на симуляторе гоночного болида, посоревноваться вместе с друзьями в Гран-при Турции в компьютерной игре или запечатлеть себя вместе с любимыми пилотами на цифровой фотографии.
Пересказывать перипетии гонки, пожалуй, нет смысла – с этим отлично справился коллега Зинченко здесь. Пожалуй, гонка не вышла настолько захватывающей, как в прошлом году, но тогда на кону стояло чемпионство и Хэмилтон его оформил. Отмечу первую в сезоне победу Боттаса, который, похоже, поздновато включился в борьбу, и рокировку Ферстаппена и Хэмилтона в общем зачете. Но отрыв между ними всего шесть очков, а это значит, что все самое интересное ждет впереди.
***
После гонки с коллегами снова пообщались с Оканом Алтаном. «Мне гонка, несмотря ни на что, понравилась. Да, возможно, получилась не такой зрелищной, как в прошлом году, но и молодые пилоты ее лучше изучили, меньше рисковали. Да, согласен, что мой прогноз не зашел, но я счастлив, что обошлось без аварий. Из гонщиков мне понравился Сайнс-младший. Он вырос в классного пилота. Хотел бы, чтобы таким стал и Мик Шумахер. Леклер, кстати, был неплох. Как и в прошлом году, он стал четвертым, но мог побороться и за подиум».
Кроме того, Алтан рассказал, что между FIA и организаторами Гран-При Турции ведутся переговоры о подписании десятилетнего контракта. «Всем известны преимущества нашего Гран-При, но есть и некоторые недостатки, прежде всего, с входами для болельщиков. Но это все исправимо. Уверен, что в следующем году в Стамбуле снова будет гонка. И, возможно, она снова будет лучшей в сезоне», – подмигнул, прощаясь, Окан.
Сергей ЦЫБА из Стамбула
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В саудовском Эр-Рияде состоялось боксерское мегашоу
Виталий Миколенко может переехать в столицу Италии
Изюминка гонки - истеричный разговор превозмогателя со своими инженерами) а придет Рассел, вообще понесется)