Бразильский эксперимент. Как донецкий Шахтер стал раем для южноамериканцев
Издание The Athletic восхищается трансферной политикой «горняков»
«Это уже давно вопрос веры» – говорит Жозе Боту.
Глава селекционного отдела в «Шахтере» отвечает за скаутов, суммы отступных агентов и контракты – и не только. Именно ответственен за поддержание одной из самых уникальных и стабильных трансферных стратегий в мире.
Если начать разговор о «Шахтере», то первым в голову лезут такие имена, как Фернандиньо, Элано, Дуглас Коста, Виллиан, Луис Адриано или Тайсон. Не удивительно: с 2002 года «горняки» подписали не меньше 34 бразильцев. Добавим к этому списку Эдуардо да Силву – натурализованного хорвата – и цифра поднимется до 35. Это около двух южноамериканцев в год на протяжении двух десятилетий.
Это удивительно, как ни посмотри. Уже давно мы с интересом и удивлением наблюдаем за тем, как украинская команда превращается в далекий бразильский штат, но чем дольше, тем больше здесь верят в эту стратегию. «Сначала все было просто, мы просто экспериментировали, – говорит Боту. – Бразильцы оказывались тут случайно, но чем дальше, тем больше становилось понятно, что «простая идея» превратилась в клубную политику».
Сейчас в «Шахтере» 13 бразильцев. В Лиге чемпионов на поле чаще выходили именно южноамериканцы, а не украинцы – ну, если это считая за бразильцев Марлоса и Жуниора Мораеса, которые получили украинское гражданство. Мало кто поспорит с тем, что в Европе попросту нет более «бразильского» клуба.
Но как так получилось? Кто это все придумал, и к чему это привело? Об этом расскажут непосредственные участники эксперимента.
***
Первым донецким бразильцем стал Брандао – молодой нападающий из «Ирати». Он оказался здесь в 2002 году. Ход был рисковый – все-таки футболист был необстрелянный. Он сам удивился: «Я вообще ничего о клубе не знал, – говорит он в интервью The Athletic. – Я понятия не имел, что из себя представляет Украина и ее культура. Я просто хотел поиграть в футбол в Европе».
По версии, которую игрок сам любит рассказывать, он привлек скаутов невероятной техникой, и тем самым ненароком стал зачинщиком революции. Но на самом деле все было немного иначе. Брандао едва ли тянул на роль первооткрывателя. Он не стал героем в новой стране, а его игру кроме как «неловкой» не назовешь. С ним «горняки» играли в утилитарный и не очень привлекательный футбол. Говоря словами журналиста, вообще не прослеживалось никакой «бразильской магии».
Читайте также: Брандао: нетипичный бразилец, которого сразу называли «деревом»
На самом деле эта история началась в 2004. Владелец «Шахтера» миллиардер Ринат Ахметов уже давно хотел поднять команду на самый верх. Но после первого чемпионства в 2002 году стабильности не наблюдалось: тренеры сменяли друг друга, а какого-то плана не было. Так появилась идея думать далеко наперед. Ахметов собрал всех и рассказал о своих идеях относительно будущего клуба. Он вложил в «горняков» огромные суммы и нанял гендиректора Сергея Палкина, который должен был модернизировать организацию.
Последним пунктом было назначение подходящего тренера, и им стал Мирча Луческу. Ахметов надеялся, что румынский специалист преобразит коллектив и научит его играть красиво. «Президент и я мечтали, чтобы каждый матч «Шахтера» был настоящим шоу. Мы хотели завлекать зрителей. Так и появилась идея подписывать бразильцев. Если бы мы думали о чем-то другом, мы могли бы подписывать аргентинцев и уругвайцев. Но только бразильцы играют так эффектно».
Мигель Кардозу провел в Донецке четыре года. Сначала он был координатором молодежки, а затем – помощником главного тренера.
«Луческу обожал бразильцев, – рассказывает он. – Ему нравится их видение игры. А президенту нравился их стиль. У «Шахтера» есть предпочтительный стиль игры, который разделяли и тренеры, даже после Луческу (Паулу Фонсека и Луиш Каштру)».
«Это – основа всего. Президент четко дал понять, что лучше, чтобы команда играла хорошо и проиграла, чем играла плохо и выиграла. Частично это все идеи Луческу, но сам президент всегда сам так смотрел на вещи».
Для того, чтобы запустить проект, Луческу обратился к старому знакомому, которого он знал еще с «Галатасарая». Это был франко-алжирский агент Франк Хенуда, оформивший сделку по троим бразильцам, включая Марио Жардела. Он работал с французскими клубами и командами из Среднего Востока, но лучше всего он разбирался в Бразилии – он был женат на бразильянке и разговаривал на португальском.
На самом деле его история поражает: экс-представитель туроператора Club Méditerranée, он сдружился с игроками «ПСЖ», пока работал в частном парижском клубе. Затем он вернулся в Бразилию и открыл там ночной клуб, в котором произошла его случайная встреча с чемпионом мира Жаирзиньо. И завертелось…
Именно с ним Луческу поделился своей идеей. Ему нужны были молодые и техничные футболисты, которые бы выросли в звезд в Донецке. «Луческу верил, что сможет их поднатаскать и научить тактике, – рассказывал Хенуда. – Что же касается техники и скорости… либо ты все умеешь с самого начала, либо уже ничего не поделать. Мы сосредоточились на футболистах от 18 до 20 лет. По нашим представлениям, им потребовалось бы около шести месяцев на адаптацию к Европе. Мы думали, что играть они будут лет пять, после чего их можно будет выгодно продать».
Перед тем, как скаутский отдел «Шахтера» разросся, Хенуда был главным источником информации в Бразилии. «Для того, чтобы такое провернуть, нужно жить в Бразилии. Там политика везде. Главное – это личное знакомство с президентами клубов».
У Хенуды были контакты, и среди бразильских агентов он пользовался хорошей репутацией. «Он умен, – считает один из его знакомых. – При нем опыт и знание бразильского рынка, и он умеет присмотреться к таланту. При этом он избегает какой-то славы и все держит в тайне».
Когда Луческу начал работать, в его основе был только один бразилец – Матузалем. Но при помощи Хенуды команду пополнили две звезды чемпионата Бразилии – Жадсон (21) и Фернандиньо (20). Элано, которому недавно исполнилось 23, вскоре к ним присоединился.
«Мы внимательно следили за бразильской лигой. Наш президент изучал трансферную политику клубов вроде «Барселоны» и «Милана». Как результат, к нам перешли лучшие футболисты того сезона» – говорил Луческу тогда.
К началу третьего сезона румына в клубе «Шахтер» пополнился еще тремя бразильцами – Луисом Адриано, Виллианом и Илсиньо. В том году «горняки» отпраздновали третье за четыре года чемпионство. К тому моменту уже стало ясно, что в Украине появился новый местный гранд. А вот Европа по-настоящему узнала о «горняках» в 2009 году, когда те отпраздновали победу в Кубке УЕФА.
Будет неправильно, впрочем, называть все эти победы только бразильскими. Таланта хватало: несменный хорватский капитан Дарио Срна, румынский защитник Разван Рац и местный парень Дмитрий Чигринский вмиг стали звездами того сезона.
На стадии плей-офф бразильцы забили 12 из 14 голов «Шахтера». Спросите сотню фанатов клуба, и почти все они назовут лучшим моментом клуба дикие отмечания Жадсона после победного мяча Илсиньо. «И где «Динамо»? Где? – вопил он на весь стадион.
«Мы приложили максимальные усилия, чтобы взять тот титул, – говорит Илсиньо. – Мы знали, что в украинском футболе нет противостояния принципиальнее, чем «Шахтер» – «Динамо». И теперь бразильцы сами часть истории клуба. Мы оставили там свой след. Люди все еще помнят ту команду»,
Но больше триумфов в еврокубках не было. Ахметов уже давно грезит Лигой чемпионов, но пока что мечты не сбылись. Впрочем, после заветного кубка президент принялся тратить еще больше, и в последующие годы в Донецк прилетели Алекс Тейшейра, Дуглас Коста. Алан Патрик, Дентиньо и Тайсон. Даже Илсиньо, покинувший команду в 2010 году, удивился: «Когда я вернулся [в 2012], наша группа стала в два раза больше».
Были успешные и не очень успешные сделки. Фред и Марлос принесли успех, а вот Веллингтон Нем и Бернард местными звездами не стали. После начала военных действий на Донбассе «Шахтер» был вынужден переехать, а работа селекционного отдела замедлилась. Но сейчас клуб, разместившийся в Киеве, может похвастаться новой волной талантов. Маркос Антонио, Тете и Додо уже привлекают к себе интерес. Боту, перешедший из «Бенфики» в 2018, уверен, что менять ничего не надо.
Читайте также: Топ-десять бразильцев в истории чемпионатов Украины
«Гранды могут купить кого угодно, но я искренне верю в успех нашей политики. Мы покупаем молодых талантов. «Шахтер» не может на равных противостоять «Манчестер Сити» или «ПСЖ» – средств нет. Поэтому мы находим игроков до того, как о них прознают другие. Уверен, что через два-три года четыре или пять наших футболистов перейдут в ведущие лиги».
***
Стиль – всему голова. Во всяком случае, в «Шахтере». По этой причине приобретаются прежде всего бразильские полузащитники и нападающие, а вот вратари и защитники тут зачастую из Украины и других стран Европы. Тут, конечно, вмешивается и ограничение на легионеров. Кто знает, без него «Шахтер» вполне мог бы стать ещё более бразильским.
Боту признается, что ограничение многое меняет, но отмечает, что есть и другие причины: «здесь легче вырастить защитника. Украинская футбольная школа подарила миру немало отличных игроков на этих позициях. Ну а бразильцы известны прежде всего техникой, спонтанностью и любовью к яркой игре»,
Никто не спорит с тем, что бразильцы и правда только рады атаковать и атаковать, но есть у них и другое качество – непривередливость. «Мы могли бы найти игроков для нас в Португалии, Франции или Испании, но подписать мы можем либо середняков, либо кто-то из низших дивизионов. Оттуда в чемпионат Украины ехать не хотят – зачем идти на понижение? Они уже в Европе».
Сейчас Хенуда уже не так активен. У Боту есть один постоянный скаут в Сан-Паулу, и он сам нередко путешествует по Бразилии.
За последние годы подход к покупкам слегка изменился. Раньше «Шахтер» подписывал игроков основы, но теперь готов раскошелиться даже на совсем молодых и не раскрытых талантов. Тете – самый яркий пример новой тактики. Как и Фернандо и Витао.
***
Виллианом интересовался «Лион» и «ПСЖ». Дуглас Коста мог оказаться в «Манчестер Юнайтед». Алекс Тейшейра был в планах «Интера». Майкон получал предложения от «Наполи» и английских клубов. Но все они выбрали «Шахтёр».
С точки зрения спорта, их поведение нелогично. Как признавался сам Кардозу, «украинская лига мало что предлагает топ-футболистам». Есть и другие причины не спешить с покупкой билета в направлении Украины: холодная зима, чужая культура, языковой барьер. Но почему бразильцы продолжают сюда ехать?
Сначала убедить их было нелегко. «На мне была тяжелая задача объяснить наш проект, – рассказывал Хенуда в 2015. – Игроки боялись идти на такой шаг и исчезать с радаров европейских клубов».
«Донецк – это не Киев. Он отдален. Когда мы начали работу, это был невзрачный город. Тут был всего один отель. В аэропорту багаж складывался прямо на взлетной полосе, рядом со старыми военными самолетами. Куда уж там до Парижа, Милана или Севильи. Я убеждал первых рекрутов следующим образом: сначала я заснял на видео передовой тренировочный центр. Затем, летом, я наделал снимков красивейшей площади рядом с гостиницей «Донбасс Палас», когда вокруг цвели розы. Наснимал крутых ресторанов. Я показывал им эти фотографии и рассказывал, что жить они будут в маленьком городке, который обязательно понравится их семьям. Не забывал я и тренера-бразилофила. Затем я упоминал фиксированную зарплату и щедрые премии».
«Я помню, как убеждали Бернарда, – говорит Кардозу. – Он сомневался, но ему заказали частный самолет в Донецк. Домой он возвращался уже с подписанным контрактом. Ему понравилось, что он увидел, и какие деньги ему предложили».
Зарплата остается самым привлекательным аспектом – особенно для тех, кому едва платят в молодежке. «Их предложение было очень хорошим, – признается Пабло Буэно, агент Тете. – Начальная зарплата примерно равнялась тому, что получали звезды «Гремио».
Но были и другие, менее очевидные факторы. «Они говорили, что у Тете появится шанс заявить о себе на весь мир. Ему рассказали, как в клубе всегда доверяли молодым. За ним только оставалось воспользоваться шансом. Интерес был, причем со стороны больших клубов. Но я сказал, что туда надо соваться только в статусе известного игрока. Если ты – молодой талант в историческом клубе, тебе не будут сразу доверяться. Он выбрал «Шахтер», потому что тот обещал дать ему возможность блеснуть».
Сампайо, ответственный за молодежку «Палмейраса», продал Витао. Он добавляет, что помогает и атакующая суть команды. «Они привыкают к темпу европейского футбола и играют в свое удовольствие. Они контролируют мяч и финтят. У них есть свобода красоваться. Это нравится бразильцам».
Помогает и то, что тренировка проходит на португальском. Началось это еще с Луческу, который говорил на ломанном языке («странная смесь португальского с испанским и итальянским» по словам смеющегося Илсиньо), и у которого был бразильский помощник Антонио Карлос Заго. Фонсека и Каштру продолжили традицию. Украинцам же помогает переводчик.
За пределами футбольного поля работа продолжается. Клуб настаивает, чтобы все работники «Шахтера» изучали португальский, и чтобы семьи игроков вели себя приветливо. В Донецке бразильцы жили неподалеку, а в Киеве они и вовсе делят один дом. «Все отлично ладят» – говорит агент одного из игроков.
«Я здесь почти восемь лет, – рассказывает опытный защитник Исмаили. – Те, кто в клубе долго, делятся своим опытом и помогают с бытовыми вопросами. Точно так же со мной делились советами Фернандиньо, Дуглас Коста и Илсиньо».
Но не стоит думать, что все бразильцы дружны. Говорят, что Тете не ладит с игроками постарше. Не помогло интервью Тайсона из Бразилии, который отметил, что Тете не тянет на нового Косту. Так начался скандал: молодой футболист и его агент обвиняли ветерана команды в зависти и заявляли, что в Украине все обсуждают только Тете.
Бывало и так, что недовольными оставались украинцы, которых из основы выбивали «наприехавшие». Особенно это было заметно в эпоху Луческу. Александр Зинченко из «Манчестер Сити» и Руслан Малиновский из «Аталанты» были вынуждены переехать, потому что в родном чемпионате им не доверяли.
«Может, дело в том, что украинцы стоят меньше бразильцев, – спекулировал Артем Федецкий, которому почти не давали играть в «Шахтере». – Если бы не лимит, в команде вообще бы украинцев не было».
Брандао, проведший в клубе семь лет, понимает, о чем он: «Украинцы завидовали, это да. Даже когда я пришел. Им казалось, что бразильцы не так носились и не так пахали, как они. Это естественно: представьте, что вы пришли из молодежки, но ваше место отбирает бразилец. Я всегда пытался в такие моменты объяснить, что мы хотим только помочь. Со временем приходит понимание. Сейчас всё нормально, но вначале было сложнее».
Тренеры тоже не всегда понимали философию «горняков». Когда экс-тренера киевского «Динамо» Александра Хацкевича спросили, хотел бы он тренировать «Шахтер», тот отказался: «Шахтер» больше не украинская команда, а бразильская».
Кого-то отпугивает «португальскость» состава и штаба, а кому-то она мешает освоиться в Украине. Многие бразильцы и не спешат привыкать к местной культуре. Только некоторые, вроде Фернандиньо, осознанно попытались выучить русский. За это их фанаты полюбили еще больше.
«Марлос и Мораес выучили язык, все-таки они – натурализованные украинцы. Тайсон тоже хорошо разговаривает. А другие – вроде меня – могут едва что-то разобрать» – рассказывает Исмаили.
Не все фанаты разделяют подобную интернациональность их команды. «Немного странно, когда украинские футболисты вроде Тараса Степаненко изучают португальский для того, чтобы легче было работать с тренерами. Это не обязательно, это сам Степаненко решил, но ситуация далека от идеала» – считает один из фанатов.
***
После победы в Кубке УЕФА «Шахтер» четыре раза доходил до стадии плей-офф Лиги чемпионов и дважды проходил в полуфинал Лиги Европы. На их счету множество чемпионских титулов. Но всё же лучше всего у клуба получается зарабатывать.
Несколько игроков принесли Ахметову огромные дивиденды. Фернандиньо, которого купили за восемь млн, был продан «Сити» за 40 млн евро. Виллиан, который стоил 14 млн евро, ушел за 35 млн евро. Дуглас Коста стоит шесть млн, а был продан за 30. Тейшейра и вовсе перешел в «Цзянсу Сунин» за 50 млн – это на 44 млн больше, чем он обошелся «горнякам».
Безусловно, помогает тот факт, что с ресурсами Ахметова «Шахтер» совсем не спешит кого-то продавать. Кто-то, вроде Тайсона, Марлоса или Исмаили, и вовсе не хотели уходить. Сейчас же в составе уже есть целый ряд талантливых бразильцев, готовых заявить о себе в Лиге чемпионов. Есть мало сомнений в том, что они вновь докажут то, что система «Шахтера» продолжает работать.
Перевод Денис КОШЕЛЕВ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Именитый ринг-анонсер увидел в поединке ничью
За весну и осень этого года форвард «Динамо» забил 17 мячей
2. И даже не смотря на переездный характер жизни клуба, все равно - у наших - все условия лучше, чем у игроков других клубов.
П.С. И еще - по поводу "бомжей"! Шахтер своими победами и достижениями в Европе - работает и на имидж Украины, как страны футбольной и богатой футбольными традициями и талантами, причем в отличие от Динамо является представителем СОВЕРШЕНО ИНОГО футбольного стиля (как в Испании Реал, Барселона и Атлетико, например), также доказывающего свою конкурентоспособность на европейском футбольном рынке. А те, кто подобно Вам его за что-то "шпыняют"... - да Вам, как видно, просто "плевать" на то, например, как мы выглядим в еврокубках, насколько интересны наши футболисты в ведущих европейских лигах, ЕСЛИ это не Ваш любимый клуб. Т.е. как патриот УКРАИНЫ - Вы ОГРАНИЧЕННЫ! А как будущий гражданин Европы (ну, или Евросоюза - если у Украины все же выйдет туда вступить) - Вы МАРГИНАЛ.
Примерно так эту фразу и произносит Франков
Это про кого он интеренсо, неужели про Кривцова Наша футбольная школа только привозов и кастоломов подарить миру может. И вопще игра в защите это абсолютно не наш конек, я бы реально может где то бы начал по чуть чуть ставить украинцев в атаке, но центральные защитники нужно обязательно где за границей покупать, наши топ уровень не тянут.
От этого выигрывает Шахтер...
Но проигрывает сбораная Украины...
Но и мы не лыком шиты