Сергей ВАЛЯЕВ: «Хочу повторить с Металлистом 1925 путь Маркевича»
Главный тренер харьковского клуба надеется вывести команду на европейский уровень
Главный тренер «Металлиста 1925» Сергей Валяев подвел итоги минувшего сезона и поделился ожиданиями от выступлений команды в Первой лиге Украины.
- Сергей Валентинович, вы провели с командой четыре игры, вышли в Первую лигу при родных болельщиках. В каком состоянии приняли команду, психологическом и физическом, прежде всего? Знали, на что идете?
- Если в нескольких матчах до моего прихода результат был отрицательный, скорей всего, что психологическое состояние было не очень хорошее. Но то, что я видел по тренировкам потом, их отношение мне понравилось. Я ведь, будучи тренером команды «Металлист Юниор», ходил на игры и видел, что есть достаточно хороший подбор исполнителей. Я думал, что проблемы лежат в плоскости психологии, может, действительно, на ребят довлел результат, что надо как можно быстрей решить задачу, плюс пошла полоса неудачных игр. Первым делом придя в команду, я попытался снять напряжение, объяснить ребятам, что не надо зацикливаться на результате, а сосредоточиться больше на игре. Я видел свою задачу в том, чтобы найти подход к каждому футболисту.
- Начали вы с не самой лучшей игры и ничейного результата, затем улучшилось качество игры, но команда проиграла. Что думали после тех двух матчей?
- Я вспоминаю свое состояние, когда я первый раз в качестве тренера зашел в эту раздевалку, где я провел много лет как футболист. Волнительный был момент, мне почему-то казалось, что после всех наших бесед ребята должны играть совершенно иначе. Мы три дня на базе с ребятами разговаривали, тренировочный процесс был хороший, по тактике говорили. Я рассчитывал, что все-таки мы должны были обыграть «Реал Фарму», даже при той игре, которая была... Этот несчастный случай - автогол. Но все же не было огня, желания, я ребятам об этом говорил. Во втором матче, вы правильно сказали, результата не было, но игра, которую мы продемонстрировали, вселила в меня оптимизм, в том плане, что я видел изменения в лучшую сторону. Команда двигалась хорошо, были моменты, несмотря на счет ребята играли до конца, игроки не опустили руки, бились и сражались. Это вселило в меня уверенность, что в следующих играх фортуна нам улыбнется.
- Апогеем сезона стала домашняя игра с «Николаевом-2». Как провели неделю перед «финалом чемпионата мира»?
- Мы старались особо не акцентировать на этом внимание, просто ребята все взрослые и все понимают. Мы не хотели переборщить с настроем. Разобрали нашу игру в Никополе, посмотрели матчи предстоящего соперника. Первые пару дней я взбодрил ребят и настроил, а в заключительные три дня до матча мы уже не акцентировали внимание на сопернике и задачах, а работали в обычном режиме и готовились к игре.
- После победы выдохнули с облегчением?!
- Да, бессонные ночи, аппетита не было, было такое, это правда. Я даже ребятам сказал, играйте, пока играется, потому что тренерская судьба - это совершенно другое. Когда ты играешь, то выходишь на поле и отвечаешь за свою игру, а когда ты тренер, то отвечаешь за слаженную работу всего коллектива. Да, выдохнули, задачу решили. Много было завязано на этой игре, перспективы клуба. Я поблагодарил ребят за игру. Все равно, что бы кто ни говорил, если до футболиста не достучаться, то работать очень сложно любому тренеру. Все идет от сознания футболиста, слава Богу, нам удалось донести до ребят важность этой игры.
- Анализировали ли матчи команды, проведенные при предыдущих тренерах Александре Призетко и Александре Иванове?
- Да, конечно, скажу больше, я сделал свою турнирную таблицу нашей команды после зимнего перерыва. Я уже об этом говорил, что команда со всеми условиями, игроками, хорошим стадионом, базой, она находилась на восьмой-девятой позиции, меньше нас очков было только у трех команд. Я, честно говоря ужаснулся. Когда я посчитал эти очки, понял, на каком месте мы должны находится сейчас. Мне говорили, что я принял команду на втором месте, а я принял команду на восьмом месте. Конечно, я приходил на игры, смотрел игры, и при Призетко, и при Иванове. Я знал футболистов и имел общую картину. Конечно, когда ты приходишь в команду, ты должен понимать, что футболист может, а что нет. Составить картинку с трибуны - это одно, а видеть футболиста каждый день в тренировочном процессе, знать, чем живет и дышит, совсем другое. Чтобы детально во всем разобраться, времени было мало.
- И для вас, и для многих молодых футболистов Первая лига станет новым этапом в карьере. Поделитесь ожиданиями...
- Сложно сейчас говорить, время покажет. Как мы будем чувствовать себя в Первой лиге? Я думаю, ничего страшного там нет, разберемся и справимся. Хорошо подготовимся на сборах, будем тщательно разбирать соперников и, как любил говорить Мирон Богданович Маркевич, нас должна интересовать наша игра. Да, возможно, будет мало времени, чтобы наиграть состав, будут новые люди. Но ничего страшного, чем сложней, тем интересней работать.
- Есть такая поговорка «Чтобы стать хорошим тренером, нужно убить в себе футболиста». Удалось ли вам сейчас полностью переключиться на тренерскую работу?
- Да, потихонечку «убиваю». «Прибил» немножко, сейчас вот «добиваю» (улыбается). Я был игроком, я, если ребятам и привожу какие-то примеры, то с личного опыта, дабы не быть голословным. Многие есть вещи, которые я, будучи футболистом, делал неправильно, все мы люди и все мы не святые. Я уже сейчас понимаю, что, если бы у меня был футболист Сергей Валяев, то к нему санкции и применил бы наверняка. Я достаточно характерным футболистом был, мог и поговорить, мог тренеру высказать свою позицию. Сейчас, после небольшого тренерского опыта, я понимаю, что есть вещи, которые можно делать, а есть, которые нельзя. Перестраиваться нужно, я стараюсь это делать, со временем будем двигаться вперед в этом направлении.
- Хотели бы видеть в команде одиннадцать Сергеев Валяевых?
- Ну, одиннадцать точно нет, ведь кто-то должен отбирать, созидать, направлять, но от парочки не оказался бы, чтобы в отборе хорошо играли.
- Все знают, насколько требовательными вы были к себе в бытность карьеры футболиста. Сейчас все эти качества остались?
- Да, я очень требовательный. Но всегда я в первую очередь требователен к себе. Играем вничью с «Реал Фармой» или проигрываем «Никополю», я задаю вопрос, почему это произошло, что мы сделали не так, провожу анализ тренировочного процесса, с футболистами больше общаюсь. Я анализирую и очень скрупулезно ко всему подхожу, начинаю, в первую очередь, с себя. Это правда, каким я был футболистом, таким я стараюсь быть и тренером, в принципе, я в жизни такой человек, к любому делу стараюсь подходить основательно.
- Два трофея вы заработали с командой «Металлист Юниор», выиграв чемпионаты города и области. Давайте вспомним эти полтора года, чего удалось достичь и стала ли финальная игра против «Волчанска» апогеем этого периода карьеры?
- Я скажу, даже сейчас, приходя на игры «юниора», сердце радуется. Смотря на те результаты, что они показывают, понимаю, что я имею к этому отношение. Этих футболистов набирал я, игра у них хорошая. Ребята играют с самоотдачей, желанием. Что было за эти полтора года? Много чего, прошло очень много футболистов перед глазами, очень много ситуаций, событий, хорошие и плохие игры. Значит, мы были на правильном пути, раз сначала выиграли первенство города, а затем и области, обыграв очень хорошие команды. Я считаю, что мою работу должны оценивать люди со стороны, работу тренера оценивает результат. Мне кажется, он достаточно неплохой. В «Юниоре» есть ребята, которые при должном отношении к делу, при желании и правильном восприятии того, что говорит тренер, могут вырасти в хороших футболистов.
- Если бы позволял регламент, на матч с «Судостроителем» повезти бы «Металлист Юниор»?
- Да, я могу даже сказать по людям. Я хотел, чтобы поехали Сулаев, Ермошенко и Мазун, у меня были такие мысли, но потом мне объяснили, что регламент этого не позволяет. Но первое, что подумал, надо поощрить ребят за их отношение и труд, дать шанс почувствовать, что такое Вторая лига, тем более, игра уже ничего не решала.
- Какие были эмоции после возвращения на базу в Высоком?
- Я скажу, что многие вещи, происходящие в моей жизни, как в хорошем плане, так и в плохом, я не думал, что могут быть. Когда впервые зашел в раздевалку на стадионе, я смотрел на кресло Мирона Богдановича, я боялся на него сесть, было не по себе. Я еще не выиграл ничего и садиться туда... Я, кстати, когда были на прощальном матче Саши Горяинова, сказал Мирону Богдановичу об этом, он посмеялся и сказал, мол, да ладно, заканчивай, ничего страшного. Вообще, это какой-то сюрреализм, эта база, номер Маркевича, в который я в свое время заходил, стадион, раздевалка, место главного тренера. Потом в автобусе я еду на месте главного тренера, это все настолько непривычно и необычно, мне до сих пор кажется, что это сон.
- Когда впервые попали на базу «Металлиста», какой это был год и что тут было?
- Я приехал в 2005-м году из «Днепра», приехал на базу, еще был старый корпус до ремонта. Жили мы по четыре человека в номере. Старая база, тренажерный зал старенький, поля. Как вспоминал Мирон Маркевич, мышки бегали. Это правда, видел их и я. Задачей тех футболистов, которые тогда приехали в команду, было напомнить о себе. Я в «Днепре» не играл, о многих футболистах забыли, кто-то после травм, кто-то недооценен. Для нас не важно было, какая база, где нам жить и условия контрактов. У нас была работа, нас взяли, в нас поверили и у нас было желание отблагодарить клуб за доверие. У нас была очень хорошая мотивация, подобрался хороший коллектив тогда, воспоминания самые положительные.
- Считаете себя учеником Мирона Маркевича?
- Вы знаете, что любой футболист, игравшим под началом кого-либо из тренеров, что-то берет лучшее у него. Понятное дело, я работал с Грозным, Федоренко, Кучеревским, с Мирон Богдановичем, со многими тренерами. Конечно, от каждого из них я что-то почерпнул для себя, но есть моменты которые я понимаю по-своему. Но конечно, не наложить отпечаток работа с вышеперечисленными тренерами, на меня не могла. Я у них что-то заимствовал, брал и анализировал, и старался взять лучшее.
- Хотели бы пройти с «Металлистом 1925» тот путь, который Мирон Маркевич в свое время прошел с канувшим в лету «Металлистом»?
- Тут даже говорить не о чем. Да, хотел бы! Ситуации в чем-то схожи, тогда пришел и все по сути только начиналось, строился новый клуб, развивался. Сейчас приблизительно такая же ситуация с «Металлистом 1925»: аматоры, Вторая лига и теперь уже и Первая. Да, хочется быть причастным к развитию истории клуба. После игры с «Николаевом-2» я поблагодарил ребят и сказал: «Вы написали историю этого клуба, выйдя со Второй лиги в Первую». Конечно, хочется развития и мне, как тренеру. Хотелось бы выйти на хороший европейский уровень, который был у того «Металлиста».
- Вы один из немногих тренеров, который после матча может подойти к болельщикам и поблагодарить их за поддержку. Насколько они для вас важны?
- Я это делаю не потому, что так надо. Я живу и действую так, как велит моя душа. Тогда у меня был такой порыв, я должен был подойти и поговорить с ребятами. Пошли туда наши футболисты, после поражений зачастую между игроками и фанатами возникают трения, и я подумал, что должен подойти. Мне хотелось, во-первых, поблагодарить болельщиков, что приехали и поддерживали, а во-вторых сказать, чтобы не держали зла на ребят, потому что мне, как тренеру, их упрекнуть не в чем. Это все душевные моменты и порывы, для меня болельщики очень важны. Когда на прощальном матче Горяинова, я вышел на поле и увидел тысячи людей на трибунах... Я потом говорил своим ребятам, дело не в деньгах. Когда ты выходишь на поле этого стадиона, ты должен душой играть для болельщиков, благодарить их за то, что они приходят тебя поддержать. Они пришли, приехали, тратят свои время и деньги. Это должно быть душевное единение, футболисты должны играть для них, ведь они болеют за нас. Для меня болельщики очень важны, когда трибуны полные, играть плохо невозможно, должна быть максимальная самоотдача, ты должен бежать вперед. Единение болельщиков и команды очень важно.
- Неожиданно, когда на ВИПе после матча с «Николаевом-2» болельщики решили вас подбрасывать?
- Да, неожиданно, один мой знакомый болельщик потащил меня в толпу, было приятно и я был очень тронут. И когда болельщики скандировали мои имя и фамилию, и когда подбрасывали. Было очень приятно, я и в Фейсбуке всех поблагодарил!
Подписывайтесь на канал >>> SPORT.UA в YOUTUBE
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Также в четвертьфинал женской ЛЧ пробились Челси, Реал и Лион
Доменико Тедеско не понимает, как можно быть довольным жребием