Блеск и нищета итальянского прокуратора
Обозреватель Sport.ua попытался осмыслить роль Коллины в украинском футболе
Sport.ua, размышляя о неожиданном, но все же закономерном уходе из ФФУ куратора украинского судейства Пьерлуиджи Коллины, пытается осмыслить его роль в развитии отечественного футбола.
Уход куратора судейского корпуса Украины Пьерлуиджи Коллины из ФФУ получился неожиданным, и, в общем-то, тихим. Его не сказанное публично «аривидерчи» очень смахивает на то, как уходит мода на что-либо. Она, эта склочная и взбалмошная госпожа, всегда приходит с криком, но ее уход – всегда такой же тихий и почти незаметный, как и односторонний демарш знаменитого итальянца.
От всеобщей любви – к общему равнодушию
Семь лет назад, когда в извилистых коридорах Дома футбола впервые появился импозантный синьор Коллина, эффект от этого появления сравнивали, разве что, с возможностью Моуринью возглавить один из отечественных клубов. Назначение самого известного в мире футбольного судьи на одну из ведущих должностей в не считающейся элитой футбольного мира Украине действительно было похоже на разорвавшуюся бомбу. Однако за прошедшие с того момента годы облик Коллины как безукоризненного европейского функционера, непререкаемого авторитета и истины в последней инстанции существенно измельчал. Подпортился. Стерся. Куратор все больше превращался в обычного, хотя и эксклюзивного, винтика нашей футбольной системы. В последние месяцы и дни пребывания итальянца на должности в Украине о нем попросту начали подзабывать. Если не сказать больше. Посему его расставание с ФФУ на английский манер и вышло таким, что далеко не все услышали грохот затворяющейся за экс-куратором двери.
Почему же так произошло? Почему не оправдались надежды, связанные с реформированием украинского футбольного судейства? Почему непререкаемый авторитет Коллины так и не смог «растопить лед» в нашем арбитраже? На эти и иные простые на первый взгляд, но весьма сложные по своей сути вопросы по определению не может быть односложных ответов. Возможно, с течением времени всем желающим удастся определить истинный масштаб работы итальянца в Украине, ведь большое видится преимущественно на расстоянии. Однако и сейчас, по прошествии лишь нескольких дней после информации об уходе куратора (кстати, до сих пор не подтвержденной официально), уже можно сделать кое-какие нетривиальные выводы. И ответить на кое-какие острые вопросы.
Я устал, я ухожу
Почему-то кажется, что причину демарша «Фантомаса» не следует искать в финансовой или моральной плоскости. Мол, итальянец раздосадовался регулярно появляющимися в украинской прессе сообщениями о своей баснословной зарплате, поэтому решил уйти, не бередя душу и глаза живущей в нищете страны. Это вряд ли. Вряд ли он решился на такой шаг и по той причине, что якобы не увидел настоящих результатов своей работы. Наверняка все тривиальнее. Видится, что Коллина просто устал от нашей страны, от нашего футбола. Если раньше, в первые годы работы в ФФУ, он ощущал себя оскароносным актером в провинциальной труппе, которому буквально заглядывают в рот, ловя каждое слово, а его появление на «Пресс-клубах» порой походило на «Явление Христа народу», то в последнее время, по слухам, итальянец перестал получать адреналин от своего нечастого посещения украинского «театра». Да и украинский «загал», как футбольный, так и политический, потеряли к нему интерес. А это самое страшное, что могло произойти в данной ситуации, если говорить конкретно об этом колоритном персонаже. Ему нужна была «сцена», благородные и благодарные слушатели, нужны кулисы и закулисье. Он получал удовольствие, проповедуя, словно Библию, футбольный закон. У тех, кто хоть единожды побывал на его «Пресс-клубах», долго не покидало ощущение, что ему все это просто в кайф. От своей роли, своей значимости. Своего величия, в конце концов. Он мог часами рассуждать о жизни и своей роли в футболе, превращая в монолог нудные вопросы журналистов о его зарплате и наказаниях судей за ошибки. Он ставил на место всех – от нерадивых и безродных журналистов до бывших судей, футболистов и первых лиц нашего футбола.
Казалось, он искренне веровал в свою великую миссию в Украине. Но тут – в стране война, апатия, потеря интереса к жизни вообще и футболу в частности. Когда простой футбольный болельщик (да и не простой тоже) все больше задумывался о хлебе насущном, а не об ошибках условного Вакса в условном матче «Шахтер» — «Динамо», когда все украинское общество стало мыслить немного иными, преимущественно далекими от спорта критериями и категориями, повсеместный спрос на фигуру такого калибра, как Коллина, резко упал. Он перестал быть интересен широкой публике. Оскароносный актер уже не чувствовал должного пиетета и среди своего ближайшего окружения в ФФУ. Тем более, что последнее его окружение на Черепановой горе – отнюдь не то, которое являлось страстным поклонником и инициатором приглашения «Прокуратора». Продолжать находиться в этом тотальном нигилизме и пофигизме Коллина просто не захотел. К тому же, ангажемент в ФИФА и УЕФА, где он занимает видные посты, действительно не позволяет ему по полной окунаться в наши футбольные проблемы.
Поговаривают, что формальной причиной добровольной отставки Коллины стало нежелание футбольных клубов существенно увеличивать зарплаты судьям. И рокировка арбитров в матче Суперкубка-2017. Мол, мэтр обиделся, что его инициативу спустили на тормозах, что к его мнению не прислушиваются, и решил убраться восвояси. Однако другие источники утверждают, что Коллина уже давно искал повод, чтобы уйти, и что он намеренно выступил с предложением об увеличении судейского гонорара, зная, что его не поддержат. Скорее всего, итальянец искал хотя бы малейшую зацепку, чтобы уйти. И нашел.
Перевернутая страница
Наверное, громко плакать по этому поводу вряд ли нужно. Хотя и радоваться особо тоже нечему. Каковой бы не оказалась на выходе роль этого незаурядного человека в перестройке украинского футбола, его значение не нужно преуменьшать. Приход лучшего рефери всех времен в наше провинциальное футбольное хозяйство очень поднял авторитет Украины и ФФУ накануне Евро-2012. И с этим не поспоришь. А если еще учесть, как наши северные соседи по этому поводу от зависти вошли в ступор, попросту копируя наш опыт, то этот «трансфер» вполне можно считать удачным. Хотя бы с имиджевой точки зрения. К тому же, некоторые позитивные сдвиги от появления на наших «теренах» такого маститого специалиста действительно имели место быть. Коллина уменьшил возрастной судейский ценз, и на футбольном поле перестали появляться типажи эпохи позднего Татуляна. Судейский штат был значительно сокращен. Появилась национальная школа арбитров. Система подготовки наших рефери стала действительно системой, а не сплошным «бухаловом» в турецких отелях. Наши арбитры перестали за свои деньги покупать амуницию и флажки. Хотя в этом случае «плюсик» нужно ставить скорее в пользу наших и без того не бедных арбитров, нежели в пользу общего блага, то бишь футбола.
Ну и, наконец, Коллина был настоящим авторитетом (во всяком случае, на первых порах) для руководителей ведущих футбольных клубов страны. В отличие от своих предшественников. Вспомните, хотя бы, как назначали на должность «папередника» дона Пьерлуиджи – Вадима Шевченко, которого долго искали в дебрях футбольного храма, а когда нашли, тот не мог связать и пары слов. То ли он неожиданности, то ли по жизни такой.
Но, как и в любом большом деле, запоминается всегда последнее. А это украинское последнее стало для Коллины настоящим пятном на мундире. Побороть, преодолеть, искоренить коррупцию в украинском судействе Коллина не смог. Не сумел. Может, и не захотел – кому какой эпитет больше по душе. Практически во всех эпизодах судейских проколов куратор вставал на защиту своих подчиненных, акцентируя внимание на человеческом факторе, а не на предумышленном деянии. В первые месяцы своего пребывания в Доме футбола Коллина задекларировал задачу – подготовить украинскую судейскую бригаду к Евро-2012, но с этой задачей так и не справился. За время его кураторства украинские рефери так и не сумели пробиться в обойму элит-судей. С годами аргументация куратора все ослабевала, мельчала, превращаясь все больше в пафос. И общие фразы. Когда некоторые владельцы клубов (Слободян, Рабинович, Коломойский) прямо намекали куратору на факт судейской нечистоплотности, он не находил ничего другого, как ответить типа «сам дурак».
Несмотря на внешние изменения в подготовке отечественных «людей в черном», система эта как была непрозрачной до Коллины, так и осталась закрытой во время его каденции. Получить судейский свисток, а с ним – и заявку на безбедную старость – могли позволить себе лишь избранные. Преимущественно родственники бывших рефери. Но это Коллину волновало мало. Он стал элементом системы, одной из ее слагаемых, попросту растворился в ней, плывя за течением, поэтому ожидать от него оппозиционной риторики было бы, по крайнем мере, наивно. Куратор просто играл свою роль, ни за что фактически не отвечая, получая взамен неплохой гонорар и бурные с продолжительными аплодисменты.
Но все когда-то в этой жизни заканчивается. Запал Коллины иссяк, слушатели перестали заглядывать в рот, от бывшего работодателя в Доме футбола не осталось и следа, как и предпосылок к новому контракту – сотрудничество подошло к концу. Оно не получилось ни позитивным, ни негативным. Оно просто было, как страница истории.
Давайте просто не заморачиваться на данную тему лишний раз. Хотя бы потому, что главные ее фигуранты и не думали этого делать. Нужно просто перевернуть эту страницу. И шагать дальше. Без надежды на чужих мессий.
Валерий ВАСИЛЕНКО
Фото Getty Images
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Пенсионеры настроены заполучить Лаутаро Мартинеса из миланского Интера
Манчестер Сити снова не выиграл
Ветер в спину, в руки флаг.
Сказок разных были тыщи
Результаты - полный шлак