Леся ЦУРЕНКО: «У нас в команде всегда веселье и смех»
Вторая ракетка Украины - о своей карьере и выступлениях за сборную страны
Вторая ракетка Украины рассказала о главной заводиле в сборной, почему хотела бы видеть своим тренером Мартину Хингис, об учебе-онлайн и четырех разбитых ракетках.
- Леся, в прошлом году вы впервые за два сезона не попали в основу на турнирах «Большого шлема» и покинули топ-100. В чем была причина?
- Очень сложный период... Я хорошо начала в Австралии в 2013-м, потом пошли еще результаты. А дальше потеряла уверенность. Все началось с матча Fed Cup против Канады, когда я проиграла три встречи и мы понизились в классе. У меня наступил серьезный кризис. Вообще не хотелось идти на корт. Я даже отказалась играть за сборную на Кубке Федерации. Я себе помочь никак не могла, не говоря уже о команде. Параллельно я решила поменять технику подачи и удара слева, а в моем возрасте (25 лет - Авт.) это уже не так легко. Потихоньку набиралась сил, снова появились результаты и вернулась уверенность. Сейчас во всем только прогрессирую.
- В среду как раз начинается Кубок Федерации. Уже год капитаном является Наталья Медведева. Что изменилось с ее приходом в сборную?
- С ее приходом у нас появились доктор, тренер по ОФП, сборы. Это классно. На Australian Open она нам подсказывала и помогала. Я не помню, когда такое было, чтобы капитан с нами ездил.
- У вас очень дружная вся сборная. Это помогает на турнирах?
- Конечно же. У нас никогда не было конфликтов в команде, только веселье и смех. Это нам очень помогает. В карты мы не играем - это мужское. Мой тренер Дима Бричек, Саша Долгополов и его физиотерапевт, например, проводят очень много времени за игрой в шахматы. А мы с девочками просто любим поболтать. Сразу скажу, что у нас заводила - Оля Савчук. Знайте все! Она фотографирует всех и любит публиковать это в соцсети. Я вообще ими не пользуюсь. Захожу крайне редко.
- Почему? Соцсети - это же модно.
- Я не по моде. Вот не люблю и все. Я очень оберегаю свою частную жизнь. Селфи тоже не делаю.
- А бывает ли дружба среди теннисисток?
- Помимо нашей сборной, я хорошо общаюсь с россиянками и сербками - Весной Долонц и Александрой Крунич. А топовые игроки даже в нашей столовой редко появляются и обособленно себя ведут, в основном сидят со своей командой. Они вообще мало времени на кортах проводят и общаются между собой. Скорее всего, это связано с их контрактными обязательствами. Им нужно ходить на вечеринки и приемы со спонсорами. Я не очень хорошо об этом знаю, потому что сама не на таком уровне.
- Среди топовых игроков стало популярно приглашать бывших теннисных звезд в качестве тренеров: у Федерера - Эдберг, у Маррея - Моресмо, у Джоковича - Беккер...
- Мне сложно себе представить, что, например, Эдберг может подсказать Федереру. Да и вообще, что можно подсказать игроку такого класса? Может, чисто психологически помочь. Ведь у этих спортсменов такой высокий уровень тенниса, что здесь играют роль психология и ментальность. Может быть, Федерер взял Эдберга, чтобы слета научиться играть... И даже не научиться, а усовершенствовать свою игру.
- А какую бы вы звезду хотели видеть своим тренером?
- В детстве для меня кумиром была Мартина Хингис. Но она сейчас вернулась в теннис - играет и пару, и микст, а также помогает игрокам академии Патрика Муратоглу.
- Чему бы она могла вас научить?
- Может быть, тактике. Мне нужно научиться правильно использовать тактику в правильный момент, а Хингис - очень умный игрок.
- Два года назад вы уже сотрудничали со знаменитой бельгийкой Жюстин Энен...
- Это был больше смотр, чем тренировки. Я тогда лечила плечо, а Жюстин приходила на мои тренировки, чтобы посмотреть на технику и исправить какие-то изъяны, которые приводят к боли. Никаких комментариев по технике я от нее не получала. Мы иногда встречались, и она старалась поддержать меня только морально. Она очень приятный человек.
- После всех этих событий в Украине стали к вам как-то по-другому относиться?
- Нигде я не замечала разницы в отношении к нам. Только в Канаде подходили, интересовались, поддерживали. Да и в целом турнир там мне очень запомнился. Это был 100-тысячник ITF в мае, который по уровню ничем не отличался от турнира WTA. Было много зрителей, я играла на центральном корте, нас объявлял ведущий, у нас брали интервью. Я получала удовольствие от каждой минуты там. У нас была возможность поселиться или в отель, или к какой-то семье в дом. Я выбрала последнее. Хозяйка была с подругой. Мне было очень интересно с ними пообщаться. Вот бывает так, что селишься к кому-то и не хочется с людьми пересекаться, а там мне было приятно находиться. Когда я хотела спать, то меня спокойно отпускали. По окончании турнира мне сделали хорошую экскурсию. Наверное, потому я дошла аж до финала.
- Готовы пожертвовать из-за войны дружбой с россиянами?
- С российскими теннисистами у нас вообще никогда не возникало никаких конфликтов из-за этой ситуации. Я знаю, что в России есть какая-то пропаганда, но мы между собой ничего не обсуждаем. Теннисный мир - он же совсем другой. Люди путешествуют, смотрят на другую реальность и не воспринимают ту информацию, которую им пытаются навязать в России.
- Вы играли два года назад на центральном корте Australian Open против Каролин Возняцки. Чем все-таки отличается выступление на таких аренах?
- Хочется играть по-другому. Ты понимаешь, что на тебя смотрят люди, а это очень влияет. Когда я зашла вовнутрь стадиона, то поняла: что-то будет не так. Там нет ветра, и полкорта закрывает тень от солнца. За меня тогда хорошо болели, хоть и не сильно знали.
- Когда проигрываете, ракетки не бьете?
- Две ракеты вылетели в детстве на подаче и случайно разбились. В сознательной жизни разбила тоже две - на тренировке выпали из рук. Я к ним отношусь очень бережно.
- А какой у вас любимый турнир?
- Все в Австралии. Думала, не поехать в Брисбен и остаться дома на этот Новый год, но нет. Меня туда прямо тянет (смеется). Там хорошие люди, красивая природа, необычная архитектура. В Мельбурне настолько здорово сочетаются небоскребы и парки, где бегают десятки людей, которые всегда очень счастливо выглядят. Вот молодцы они. Я наслаждаюсь такой обстановкой.
- Куда бы хотели переехать жить?
- Мне нравится Киев, Канада и ближайшее к ней побережье США. Я люблю четыре сезона, как у нас. Майами, да, красивое место, но там же можно с ума сойти - влажность, жара целый год...
- Вы так и не окончили инфиз. Какое бы образование хотели получить по окончании карьеры?
- Можно попробовать все-таки его окончить, но я настолько редко бываю в Киеве, что представить учебу хотя бы на заочном отделении мне сложно. Я не могу пропустить турнир «Большого шлема» из-за сессии. WTA пытаются организовать для игроков онлайн-обучение. Но я такого не понимаю. Я привыкла к нашей системе, где приходишь в школу, садишься за парту, слушаешь, контрольные пишешь. Мне вот очень нравилось так учиться в школе. А тут тебе онлайн-обучение, где ты сразу же находишь ответы в интернете. Я люблю архитектуру, я даже рисовала когда-то хорошо. Но чтобы стать нормальным специалистом, нужно очень много времени.
- Получается ли у вас сейчас зарабатывать на своей игре?
- У меня уже нет спонсоров. Сейчас полностью обеспечиваю себя за счет призовых (за январь - $42 225, за карьеру - $920 242 - Авт.), но не всегда на все хватает. Еще многое нужно осилить.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Легенда бокса выделил Джека Демпси
Причина обращения – спорный эпизод в матче с «Александрией»