Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
4967
14

Что осталось после Евро

Почему оправдались не все ожидания от футбольного чемпионата

Что осталось после Евро

Украинцы надеялись, что благодаря чемпионату Европы по футболу о нас узнает мир, приедут толпы туристов, а в страну потекут инвестиции. Спустя год Фокус проанализировал 7 главных ожиданий от Евро-2012 и выяснил, почему оправдались не все из них

Чемпионат Европы по футболу стоил Украине $5,5 млрд. Стадионы обошлись в $800 млн, инфраструктура — в $4,5 млрд. Организаторы подчёркивали: эти деньги будут работать не только с 8 июня по 1 июля 2012 года. Стране обещали аэропорты, гостиницы, дороги и поток иностранных туристов. Оптимистично были настроены и граждане: 75% респондентов телефонного опроса, проведённого Институтом Горшенина сразу после чемпионата, были уверены в улучшении репутации Украины за рубежом. Но следующий год показал, что на самом деле мало что изменилось.

Имидж — ничто

Надежда: улучшится имидж страны за рубежом
Реальность: Украину в зарубежных СМИ упоминают редко, в основном в негативном контексте. Футбольного чемпионата оказалось недостаточно, чтобы перекрыть поток новостей о политических преследованиях и коррупции

Маловлиятельная, непопулярная и политически нестабильная страна проигравшей «оранжевой революции» с высокими инвестиционными рисками и коррупцией во всех органах власти. Плюсы — красивые женщины, дешёвые проститутки и грядущее Евро-2012. Так писали о нашей стране накануне чемпионата. Это выяснило PR-агентство Bohush Communications, промониторившее новости об Украине, опубликованные в 12 странах мира с 2000 по 2010 год.

Что пишут сегодня? «Ситуация не улучшилась — однозначно», — заявляет президент Bohush Communication Денис Богуш. «Несмотря на успешное проведение Евро-2012, Украина в глазах мирового сообщества выглядит даже хуже, чем до турнира», — говорит Елена Деревянко, вице-президент Украинской PR-лиги и совладелица агентства PR-Service. Во время чемпионата это агентство проводило неформальный опрос иностранных журналистов. «Общее впечатление было чисто бытовым: страна не самая богатая, проблемная, со странной властью, но очень дружелюбная, гостеприимная и красивая», — рассказывает о результатах опроса Деревянко.

Для большинства европейцев Украина так и осталась белым пятном на карте. Богуш отмечает, что если за два месяца до Евро-2012 наблюдался резкий всплеск интереса к нашей стране, то после чемпионата о ней забыли. «Количество публикаций в заграничных СМИ резко уменьшилось. Об Украине перестали говорить», — резюмирует Денис.

Бедно, но красиво


Украина глазами иностранцев, которые ни разу в ней не были
Мария, Чехия

В Чехии большинство украинцев — уборщики или рабочие. Поэтому многие чехи думают, что Украина — бедная страна. Говорят, что в Украине красивая природа, много живописных мест. Но лично я знаю только о сложной политической ситуации, о которой читала в СМИ.

Ангелики, Греция

При слове «Украина» в голову приходит три образа: Россия, светловолосые девушки с косами, как у Юлии Тимошенко, и голод в сталинскую эпоху. Но я видела красивые фотографии из Киева, да и из опыта общения у меня хорошие впечатления об украинцах.

Трудности перелёта


Надежда: в Украину хлынут иностранные туристы
Реальность: турпоток из-за рубежа уменьшается. Иностранцев отпугивают дорогие авиабилеты, некачественный сервис, языковой барьер и отсутствие информации об Украине

Датчанин Йоханнес Андерсен оправдал надежды отечественных чиновников: он приезжал в Украину на Евро-2012 и теперь рекомендует посетить её своим друзьям. «Но, учитывая новости, которые приходят из вашей страны, о коррупции, политических преследованиях, мафии, делать это становится всё сложнее, — признаётся он. — Многим кажется, что Украина — отсталая страна».

Самого Йоханнеса неприятно удивило, что «Укрзализныця» перед Евро-2012 так и не пустила дополнительные поезда к польской границе. Плюс языковой барьер. «В стране, где по-английски почти никто не говорит, турист чувствует себя как ребёнок: полностью зависит от того, как его встретят и обслужат, — говорит Андерсен. — А Украина — не место для детей, это страна, живущая по законам джунглей». Поездку к нам датчанин сравнивает с путешествием во времени в 1950-е годы.

В этом году, по прогнозам Госагентства по туризму и курортам, Украину посетит всего 900 тыс. иностранцев — наименьшее количество за последние пять лет. «С каждым годом турпоток уменьшается в среднем на 10–15%. И даже Евро-2012 не смог изменить эту тенденцию», — вздыхает Ольга Галабала, совладелица турфирмы «Уникальная Украина».

Туроператоры выделяют три основные проблемы, тормозящие развитие въездного туризма. Главная — дорогие билеты на самолёт. Европейцы привыкли путешествовать по Европе за 30–50 евро, а перелёт в Украину стоит в десять раз дороже. Вторая проблема — визы. К Украине проявляют интерес арабские и азиатские страны, которые, по информации Госагентства по туризму и курортам, могут дать до 2 млн туристов в год. А визы дорогие. Например, китайцу украинская виза обойдётся в $87, срочная — в $175. В другие европейские страны визы дешевле.

Кроме того, иностранных туристов сдерживает дефицит информации о стране. «Когда мы спросили в Госагентстве о стратегии развития туризма, нам ответили, что намерены провести инвентаризацию туристических объектов. Совершенно совковый подход», — возмущается Ольга Галабала. По оценкам туроператоров, даже при существующей инфраструктуре Украина может принять до 10 млн туристов в год. В сравнении с европейскими странами это мизер. К примеру, во Франции годовое количество туристов достигает 79 млн человек при населении страны в 65 млн.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Несистемный подход

Надежда: в Украине улучшится качество дорог
Реальность: от Евро-2012 остались качественные трассы Киев – Чоп и Киев – Харьков, а это лишь 2% дорожной сети Украины. Но выплаты по кредитам, взятым на реконструкцию, делают невозможным строительство новых дорог — в ближайшие годы возможен лишь ямочный ремонт

В мае президент киевского автомотоклуба Сергей Малик за 13 дней объехал всю Украину на мотоцикле. «Почти 8 тыс. км дорог, и большая часть в выбоинах», — констатирует он. По его мнению, отечественным дорожникам не хватает системного подхода: некоторые дороги относительно целы десятилетиями, некоторые разбиты уже через год после ремонта. «В соседней Польше таких проблем нет», — говорит Малик о государстве – партнёре Украины по Евро-2012.

По данным Укравтодора, на реконструкцию и строительство дорог к Евро-2012 было потрачено около 15 млрд грн. за четыре года. Для отрасли деньги мизерные: за них удалось привести в порядок 1615 км автотрасс — примерно 2% дорожной сети Украины. В основном ремонт коснулся маршрутов футбольных фанов: трасс Киев – Чоп и Киев – Харьков. «Особенность Украины в том, что без таких мероприятий развитие инфраструктуры невозможно, — рассуждает эксперт Института Горшенина Владимир Застава. — У власти нет мотива столько делать, а у общества — требовать».

На ремонт автотрасс к чемпионату привлекались кредиты, выплата которых стала непосильным бременем для дорожников. «60% денег, выделенных в госбюджете-2013 на финансирование потребностей Укравтодора, пойдёт на выплаты процентов», — объясняет директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. Непосредственно на дороги в нынешнем году будет потрачено 3,2 млрд грн. Для сравнения: в 2012 году эта сумма составила 6,95 млрд грн.

Новые качественные автотрассы, подобные дороге Киев – Чоп, в Украине появятся не скоро. По оценкам Укравтодора, для развития дорожной сети требуется 40 млрд грн. ежегодно. Таких денег в госбюджете нет, поэтому в конце мая глава Укравтодора Евгений Прусенко заявил, что его ведомству придётся отказаться от строительства новых трасс в пользу ремонта существующих. «Иначе мы рискуем потерять всю сеть дорог», — заключает Прусенко.

Подрезали крылья


Надежда: авиаперевозки станут доступнее
Реальность: новые аэропорты пустуют. Их масштабы существенно превышают реальные потребности, а государство защищает интересы монополистов авиарынка, не пуская в Украину бюджетные авиакомпании

Четыре города, принимавших чемпионат, обновили аэропорты. Но заслуга Евро-2012 здесь меньше, чем принято говорить. Например, проект строительства терминала D в киевском аэропорту Борисполь появился ещё в 2005 году — за два года до принятия решения о проведении турнира в Украине. «А завершение строительства в информационном пространстве проходило под знаком Евро потому, что именно этот терминал должен был использоваться как основной для обслуживания болельщиков», — объясняет пресс-секретарь аэропорта Борисполь Оксана Ожигова. Новый терминал строили не на средства госбюджета. «Финансирование осуществлялось за счёт собственных ресурсов и кредитов, которые предприятие обслуживает самостоятельно», — говорит Ожигова.

Сейчас Борисполь, способный принимать 25 млн пассажиров в год, загружен в среднем на треть. В бизнес-плане предприятия заложен рост пассажиропотока на 10% в год. «В терминал D приходит авиакомпания «Международные авиалинии Украины», и в пиковые часы его загрузка будет достигать 90%», — сообщили в пресс-службе аэропорта. А полная загрузка всех терминалов ожидается через 10–15 лет.

В Харькове компания DCH Александра Ярославского вложила в реконструкцию комплекса аэровокзала $107 млн, государство — вдвое больше. Владелец DCH арендовал аэропорт на 49 лет, инвестиции рассчитывает окупить через 17–20 лет. Воздушные ворота Харькова — самые скромные из всех, встречавших гостей Евро-2012: аэропорт рассчитан на 2 млн пассажиров в год.

А вот аэропорты в Донецке и Львове не желает арендовать ни одна коммерческая структура. Смета авиаузла в Донецке составила 2,8 млрд грн. При реальной загрузке в 1 млн пассажиров в год аэропорт рассчитан на 10 млн человек. Сложнее ситуация во Львове. В постройку аэропорта им. Данилы Галицкого государство вложило около 4,6 млрд грн. Теперь аэропорт может ежегодно обслуживать до 17 млн пассажиров, но в этом году им вряд ли воспользуются больше 600 тыс. пассажиров.

Строительство гигантских аэропортов имело бы смысл, если бы государство поддерживало развитие авиаперевозок. «Отечественные чиновники просто не пускают в страну лоукосты, — говорит Ольга Галабала из турфирмы «Уникальная Украина». — А аэропорты простаивают. Наших знакомых, которые работают во львовском аэропорту, заставляют экономить электричество, включая компьютеры всего на несколько часов в день». В качестве примера Ольга приводит переговоры о нужном для украинской туриндустрии рейсе Киев – Шанхай, которые длятся уже больше года. «Авиаперевозчика целенаправленно не пускают в Украину», — возмущается она.

Номер не пройдёт


Надежда: в Украине появятся недорогие отели
Реальность: средняя цена гостиничного номера в Киеве — 120 евро, что в 1,5 раза выше, чем во многих европейских городах. Инвесторы строили элитные отели: их срок окупаемости сравним с недорогими гостиницами, но отель класса люкс предпочтителен с точки зрения имиджа и статуса

Пятизвёздочный Fairmont Grand Hotel Kyiv открылся в марте 2012 года и стал первым отелем этой сети в Восточной Европе. Но футбол тут ни при чём. «Проект реализовывался в течение пяти лет, когда о проведении Евро-2012 в Украине ещё никто не подозревал. Наши действия — результат взвешенного анализа рынка», — рассказывает генеральный менеджер отеля Кристоф Ганстер.

Вряд ли собственники других гостиниц действовали иначе: большая часть открытых накануне чемпионата отелей была запланирована ещё до 2008 года, а построена к 2012-му. «Их строительство или реконструкция из-за кризиса была отложена на 3–4 года, — объясняет Александр Соколов из Pro-Consulting. — Привязка к Евро не более чем маркетинговый ход». Кроме того, за год до чемпионата в Украине был введён льготный налоговый режим для строительства отелей, и возводить их стало значительно дешевле, чем и воспользовались Леонид Юрушев, Александр Ярославский и другие состоятельные граждане.

В декабре 2012-го, по данным Минэкономразвития, в Украине работала 1551 гостиница — на 153 больше, чем годом ранее. Большая часть новых отелей появилась в Киеве и Львове, Харькове и Донецке. Сегодня в этих четырёх городах несложно найти номер класса 4 или 5 звёзд. Появляются и отели среднего сегмента: Ramada Encore, Holiday Inn, Ibis. Стоимость номера в них стартует с 75 евро в сутки, заполняемость достигает 45%.

Однако сегмент бюджетных гостиниц — самых востребованных туристами и командированными — почти не развивается. «Номеров, эквивалентных уровню 2–3 звезды, всё ещё не хватает», — констатирует исполнительный директор Ассоциации малых отелей и апартаментов Украины Антон Матияш. По его словам, с точки зрения бизнеса окупаемость и дорогой, и недорогой гостиницы одинакова — 5–7 лет. «Но рынок не насыщен, и вот уже 10 лет инвесторы предпочитали элитные проекты, которые давали дополнительную ценность — статус, имидж», — объясняет Матияш. Благодаря чемпионату этот сегмент заполнен, и теперь, возможно, инвесторы обратят внимание на недорогие отели.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Только цветочки

Надежда: Украина сможет принять другие масштабные турниры
Реальность: страна может бороться за право принять часть матчей Евро-2020 — инфраструктура для этого готова

Ещё до начала Евро-2012 Украина получила право организовать баскетбольный чемпионат Европы-2015. Турнир примут шесть городов — Киев, Львов, Донецк, Харьков, Одесса и Днепропетровск. Благодаря футбольному чемпионату основная спортивная инфраструктура городов сформирована, и правительство обещает потратить всего $1 млрд на окончательную подготовку. А строительством арен, которые обойдутся в $300 млн, планируют заняться частные инвесторы.

В 2015-м Украина может получить право на проведение другого грандиозного соревнования —
зимней Олимпиады-2022. Игры собираются провести во Львове, Славском и Тысовце. По предварительным подсчётам, на олимпийское строительство придётся выделить $10 млрд, но расходы наверняка возрастут. Пример Сочи показателен — россияне тоже собирались подготовить город за $12 млрд, а сейчас смета перевалила за $50 млрд и продолжает расти. Для Украины такие траты непосильны.

Чего не скажешь о проведении чемпионата Европы по футболу в 2020 году, который пройдёт в 13 странах. Федерация футбола Украины собирается подать заявку. И если выиграет, один из городов получит право принять четыре матча основного раунда или три решающих поединка. Имея готовые стадионы и инфраструктуру, страна наконец сможет заработать на проведении чемпионата.

Все на стадион


Надежда: в стране повысится интерес к футболу
Реальность: посещаемость матчей чемпионата Украины выросла, но не из-за Евро-2012.
В первенстве усилилась конкуренция, что привлекло внимание болельщиков к ключевым матчам. А вот желающих поступить в детские футбольные секции на волне чемпионата Европы действительно стало больше

Чемпионат Украины по футболу 2012–2013 годов стал самым посещаемым в своей истории. В среднем на каждый матч приходили 12 400 зрителей. Шесть лет назад, до победы Украины в тендере на проведение Евро-2012, посещаемость едва превышала 9000. Прирост на 37% —
неплохой показатель. Другие европейские страны, принимавшие последние чемпионаты мира и Европы, показывали примерно такие же результаты.

Главная причина роста интереса — новые арены. Но ожидалось, что само проведение Евро, ажиотаж вокруг футбола заметно отразятся на росте количества болельщиков. Однако футбольного бума не произошло. Сезон 2012–2013 годов превзошёл прошлый чемпионат лишь на 9%. И даже эту цифру можно объяснить другими факторами. Одесский «Черноморец», луганская «Заря» и киевское «Динамо», показавшие самый большой рост болельщиков (60%, 48% и 25% соответственно), в этом сезоне отыграли все матчи на новых аренах. Причём одесситы и луганчане выступили успешно, что привлекло ещё больше болельщиков. Качеством игры и хорошими результатами можно объяснить рост посещаемости матчей донецкого «Металлурга», «Металлиста» и «Днепра». Стабильно набирает «Шахтёр» благодаря хорошей маркетинговой работе с болельщиками. Другими словами, нет ни одного клуба, к которому неожиданно и сам по себе возрос бы зрительский интерес. Более того, из-за разногласий с властями «Карпаты» не используют потенциал «Арены Львов», которая обошлась налогоплательщикам в 3 млрд грн. и каждый день расходует ещё несколько десятков тысяч из госбюджета. А испытывавшие финансовые трудности «Таврия», «Волынь», «Кривбасс» и «Арсенал» заметно ухудшили свои показатели на трибунах.

Оценить влияние Евро-2012 на интерес к украинскому футболу позволяют и телевизионные рейтинги. Согласно данным официальных трансляторов чемпионата Украины — каналов «Футбол» и «2+2», доля телезрителей чемпионата Украины по сравнению с прошлым сезоном возросла на 18% и 27%. Но телевизионщики не связывают это с Евро-2012. «В чемпионате улучшилась конкуренция, и в ключевых поединках аудитория заметно увеличилась, а проходные игры так и остались малоинтересны зрителю», — объясняет руководитель управления спортивных проектов группы компаний «1+1» Степан Щербачёв.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Зато выросла популярность футбола среди детворы. С прошлой осени в детских футбольных школах ажиотаж. «Число желающих заниматься увеличилось примерно вдвое, — говорит и. о. директора Академии «Шахтёра» Александр Фундерат. — И я связываю это с чемпионатом Европы. Успехи «Шахтёра» тоже сказываются, но наша команда уже давно показывает хорошие результаты, а такого бума среди детей ещё не было». В школе «Динамо» подтверждают наплыв юных футболистов. «Если во время набора 2011 года приходило в день по 250 детей, то прошлой осенью бывало и по 500», — гордится старший тренер Александр Ищенко. Для того чтобы принять как можно больше детей, «Динамо» открыло несколько филиалов школы в Киеве.

Фокус

Евро-2012
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 14
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Habarovskiy
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
Habarovskiy
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
AlfShumway
хто хоче бачити лише чорне - побачить його. я не говорю, що все біле, зовсім не так. але стаття якась однобока. хочеться чи вибратись з України геть в європу, чи у відкрите вікно. а так не буває!
Dron
После Евро осталось много евро в карманах организаторов Евро.
Bandera.Lev
після ЄВРО залишилося КУЧА державних боргів, за які не одне покоління УКРАЇНЦІВ буде РОЗРАХОВУВАТИСЯ!
ODESSA-MAMA2012
Мне интересно- неужели до Евро не было понятно, что именно так и будет?
Henriklarsson
не дай боже ещё и проведение олимпиады выиграть, будет нам покращення по самое немогу
ManUtd
куда же мы катимся?!(((
wwiisect
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
lasua
Обещали принца на белом коне,а получили алкаша Ивана в фуфайке и рваных носках- это про ту инфраструктуру, которую нам обещали. А по стране так дорога- это не автобан,а направление, в котором движутся автомобили по бездорожью
csardas
Как говорил незабвенный профессор (не путать с проФФесором) "Разруха у вас в головах".
lasua
скажем так- перед Евро в Киеве перестелили половину улиц. Уже к осени половина из них была в ямах. А сейчас ежедневно киевговноавтодор создает многокиллометровые пробки в самых оживленных участках города. Окружная- это вообще пипец. Иглавное асфальт ложат лишь когда дождь и лужи(грубое нарушение технологии асфальтоукладки). В новом терминале краска внутри помещения тоже к осени лущится начала. Куча мелких пустых отелей. Иностранци в основном когда матчи еврокубков. В общем после грандиозного шухера и разворовывания денег мы остались с огромными долгами по кредитам и поездами Хюндай, которые я вообще не вижу, постоянно катаясь через переезды.
kryvorizkyj_thir
поки будуть в Україні пєнькобіжці межигірські,так звані пакращувателі,кровосісі азарови,баньдюки ахматови,палкіни-недодєлкіни-любітєлі абєднаного чємпіаната,запродаці журналюги,спорт.юа без укрмови,снд,тс...ррускій мірр..і всяка подібна хрінь нічого не зміниться!! ЛИШЕ СКИНУВШИ ЦЕ ГАНЕБНЕ ЯРМО,РАЗОМ З ЄС УКРАЇНА БУДЕ МЕГА ДЕРЖАВА!!!час змін незабаром!
kiruxa_y
прочитал эту статью на фокусе ... читать теперь тут что ли ))