Войцех КОВАЛЕВСКИ: «Донбасс Арена - это алмаз»
Экс-вратарь «Шахтёра» рассказал, что поляки довольны жребием на Евро-2012
Двухсоткилометровый крюк - не проблема, если речь идет о встрече с человеком, отлично знающим российский, украинский и польский футбол, снискавшим уважение болельщиков московского «Спартака», донецкого «Шахтера» и варшавской «Легии», а вдобавок комментирующим Лигу чемпионов на польском телевидении, оставаясь при этом действующим вратарем.
Мимо такого эксперта автоэкспедиция «СЭ» пройти не могла. А если точнее - проехать. И мы свернули с широкого тракта Варшава - Минск к литовской границе. Совсем недалеко от нее, в 70-тысячном городе Сувалки, нас ждал Войцех Ковалевски.
Внешне он мало изменился. Разве что немного похудел да мощно перебинтовал кисть правой руки.
- Это та самая травма, из-за которой вы сейчас не играете?
- Нет, это последствия утренней рыбалки.
- Рыба зубастая попалась?
- Нож острый! У меня есть кусок земли возле леса, там небольшой прудик. Ловил карпа и не уберегся.
- Что тогда травмировано в футбольном смысле?
- Спина. В январе приехал играть на Кипр, в «Анортосис» из Фамагусты. Провел один матч, потом начались боли. Сделал паузу - не помогло. Консультации, лечение, операция... Лопнул межпозвоночный диск, надо было частично удалять. Вроде бы стал восстанавливаться, в конце июля должен был выйти на поле. Но вдруг возник рецидив, потребовалась вторая операция. После нее киприоты прислали мне бумагу, в которой было написано, что их со мной больше ничего не связывает.
- Даже контракт?
- Они расторгли его в одностороннем порядке. Поэтому сейчас моим делом занимается арбитраж УЕФА.
- К спартаковскому спецу по лечению спины Лю Хуншену обращались?
- Лю - очень хороший доктор, но ездить к нему из Польши далековато.
- Каковы сегодня ваши перспективы?
- До конца года не тренируюсь - только восстанавливаюсь, наращиваю подвижность позвоночника. Согласно методике, больше дышу, чем мышцами работаю. В январе сделаю диагностику, тогда все и прояснится.
- Вам 34 года. Мысли не приходят - пора, мол, заканчивать?
- Врачи говорят: шансы вернуться - 50 на 50. Я мог бы и с этой болячкой выступать год-полтора. Но потом, вполне возможно, было бы еще хуже. В общем, думаю. И пытаюсь прийти в такое состояние, которое позволит мне хотя бы нормально жить. А там видно будет.
- Мы слышали, вы стали телекомментатором.
- Да, работаю на матчах Лиги чемпионов. Ведь в ней участвуют два российских клуба, которые отлично знаю. И оба продолжают борьбу. В Польше удивились тому, что ЦСКА выбрался из группы. А я сразу сказал: «Трабзонспор» точно не пройдет дальше. «Лилль» еще может, но не турки. А вышло вон оно как.
- Не тяжело ездить на каждый матч 300 километров в один конец?
- Если еду, то на неделю. В Варшаве работает врач, который ведет мою реабилитацию.
* * *
- Насколько заметно меняется Польша в последние месяцы перед Euro-2012?
- Пару недель назад вы позвонили и попросили показать вам Варшаву. Я согласился. А потому подумал: что я покажу, если за последние годы город изменился так, что в нем можно потеряться? Потому и пригласил вас в Сувалки. Очень много перемен. Дороги видели? Все думали, что они будут строиться лет восемь - десять, а нынче ведется чуть ли не общепольский дорожный ремонт. Есть подозрение, что до Euro не успеют. С китайской компанией, например, срывавшей все сроки, правительство недавно расторгло контракт. Но большинство польских дорог, конечно, к лету станут намного комфортнее.
Ну и стадионы вы видели. Я еще не на всех наших побывал. Зато в ноябре съездил в Донецк. «Донбасс Арена» - это алмаз. Думаю, ее признают лучшей ареной чемпионата Европы. С гостиницами чуть хуже. Говорят, Польша может не до конца удовлетворить запросы болельщиков. Да и в Донецке мне сказали, что не хватает примерно 3 тысячи гостиничных мест. Там хотят за счет договора с чартерными авиалиниями привозить болельщиков прямо на матчи из Киева и соседних городов.
При этом надо понимать, что чемпионат Европы длится всего месяц. А инфраструктура останется и потребует дальнейших вложений, чтобы не прийти в упадок. У нас в Сувалках тоже построили стадион и аквапарк. Но по бизнесу это не очень окупается - значит, городу придется нести расходы.
- Что за команда здесь играет?
- Второй дивизион. То есть, по сути, третий, как в России. Арена на 5 тысяч мест, одна трибуна под крышей. Сама команда частная, детей и стадион содержит мэрия.
- Какой бизнес позволяет содержать футбольный клуб в Сувалках его владельцам?
- Производство пластиковых окон, дверей. Очень популярный в Польше бизнес.
- Думаем, не столь популярный, как ее футбольная сборная. Расскажите, что у вас за команда и с чем ее едят?
- Сильные стороны сборной Польши - вратари и нападение. Щенсны и Фабьяньки играют в «Арсенале», форвард Левандовски выступает за дортмундскую «Боруссию». В атаке есть еще Брожек. В центре поля Межеевски. Другое дело - центр обороны. Это уязвимая зона. Защитники наши тяжелые, не очень подвижные.
На самом деле сборная Польши - большая загадка для всех. Есть неплохие игроки - но нет сплоченности и жесткого каркаса. Вроде бы были нормальные игры, казалось, футболисты начинают друг друга понимать. Но наши соперники, в том числе и топ-уровня, не выступали в оптимальном составе.
- Мы не поставим вас в неловкое положение, если спросим: главный тренер сборной Польши Францишек Смуда - сильное ее звено?
- ( после паузы.) Это не Дик Адвокат. Я с ним работал, когда играл в «Легии», но... Надо знать, что выбор тренера сборной был фактически выбором болельщиков. Вы в курсе, как увольняли Лео Бенхаккера? Закончился отборочный матч к ЧМ-2010, Польша проиграла словенцам 0:3. Голландец и президент федерации Гжегож Лято дают два разных телеинтервью у кромки поля, в трех метрах друг от друга. Бенхаккер говорит о матче, а Лято - о том, что отправил тренера в отставку. Все это слышит переводчик, который тут же переспрашивает Лео, в курсе ли он? Немая сцена.
На пресс-конференции Бенхаккер был вне себя. Сказал, что его еще никогда не увольняли по телевизору. Наша футбольная федерация вообще втянута в несколько громких скандалов. Не исключаю, что, если сборная не победит греков в первой игре, случится демонстрация, направленная против руководителей польского футбола. Что-то похожее, кстати, случалось и раньше. Некоторые шаги наших футбольных боссов получили негативный резонанс. Министр спорта Иоанна Муха уже пыталась каким-то образом повлиять на ситуацию, но ФИФА, как вы знаете, резко против вмешательства государства в футбольные дела.
- Вы имеете в виду обвинения в коррупции, выдвинутые Мухой в адрес Лято?
- И их тоже. Кто-то записал разговор, касающийся строительства новой штаб-квартиры федерации. Речь шла о взятках, все это попало в СМИ, и началось брожение. А тут новый скандал: накануне предпоследней игры сборной Польши федерация стала внедрять новый логотип на футболки. Об этом все знали, но никто не думал, что логотип будет размещен на майках вместо, а не вместе с польским национальным символом - гербовым орлом. Взрыв получился серьезный. Во время игры болельщики не поддерживали команду, а кричали без остановки: «Где орел?!» После этого правительство приняло решение: орел должен присутствовать на экипировке польских сборных по всем видам спорта.
В общем, обстановка непростая. Еще более ее осложняет отсутствие симпатий большинства к президенту федерации Гжегожу Лято. Люди ждут перемен, появления более молодых руководителей. А нынешние противятся, не хотят уступать свое место. Лято сейчас старается особо не светиться в прессе. А в календаре до января пауза. Может, за это время страсти немного стихнут.
- Как же Лято стал главой федерации?
- Футбольная политика. Шла борьба за голоса региональных депутатов, и Лято ее выиграл.
- Чем занимается еще одна влиятельная польская футбольная фигура - Збигнев Бонек?
- Не знаю, могу ли я позволить себе такое сравнение, но по взглядам на футбол Бонек - это уровень Бенхаккера. Его уважают за опыт и заслуги. Бонек был вице-президентом федерации и серьезно изменил польский футбол. В наш чемпионат пришли спонсоры, телевидение, порядка больше стало. Он тоже участвовал в выборах, но проиграл Лято. Живет в Италии.
- Критикует футбольную власть?
- Трезво оценивает происходящее, излагает свои взгляды.
* * *
- Каким образом Краков выпал из числа польских городов, принимающих Euro?
- Не знаю. Вроде бы на тот момент, когда все решалось, Краков уже реконструировал свой стадион. И было точно известно, что новая арена не впишется в требования УЕФА, а менять что-то было поздно. Но это всего лишь версия. А Краков, конечно, самый красивый польский город. Недаром во время Euro там решили базироваться голландцы, англичане и итальянцы.
- А что говорят в Польше про сборную России?
- Что полякам повезло со жребием. Смуда сказал: «С этими командами можно играть». Хотя играть можно со всеми, но не у всех при этом выигрывать. Меня тоже спрашивали, как эксперта по российскому футболу. Ответил, что хочу видеть в четвертьфинале Польшу и Россию, но не знаю, что по этому поводу думают Греция и Чехия. Группа очень ровная - тем и страшна. При этом сугубо футбольной аналитики почти нет, оценки в основном эмоциональные. Все знают, что Россия играла в полуфинале Euro-2008. Но что у нее сейчас за команда в сравнении с командой Хиддинка?
- И что же?
- Для меня это совершенно разные сборные. Россия - фаворит группы, но ей нельзя ехать в Польшу с чувством собственного превосходства. И забывать о том, что все будет зависеть от первой игры. Кто выиграет, тот сразу получит спокойствие и возможность сделать глубокий вдох. Есть у вас и кадровые проблемы. Травма Акинфеева, например, который в ЦСКА - больше чем половина команды. При нем Березуцкие и Игнашевич играют совсем по-другому.
- Видели его столкновение с Веллитоном?
- Да, болельщики сразу сообщили через «фейсбук». В самой травме Веллитон не виноват. Но то, что он сознательно прыгал на Акинфеева, сомнений не вызывает. Могло обойтись синяком, а случился перелом. И Веллитон за свою систематическую грубость не имел права избежать наказания. У меня также было с Гьяном из «Сатурна». Одного, другого вратаря стукнул, потом меня травмировал. Говорили: «Он так играет». Но если вратарь станет ломать ноги форвардам, ему тоже можно взять эту фразу за оправдание?
* * *
- Поговорим о польских болельщиках. Нужно ли их бояться - и если да, то как с ними разминуться?
- Самые страшные на стадионы вряд ли попадут. Очень жесткая система продажи билетов. Я, например, до сих пор ими не обзавелся. Регистрация на сайте, потом две жеребьевки... Кроме того, службы безопасности, уверен, уже ведут опасные группировки и знают, как им противостоять. Да и на новых стадионах уровень безопасности резко возрастет. Когда «Спартак» играл с «Легией», фанатские потоки грамотно развели. После игры московские болельщики обижались лишь на то, что не всех пустили на стадион.
- Потому что не все смогли до него дойти?
- Об этом тоже надо предупредить приезжих. Контролировать пьяных будут жестко.
- Можно ли сравнить российских и польских болельщиков по выбросу эмоций?
- Менее управляемые все-таки польские. За счет того, что они очень хорошо организованы. И вот еще что. Когда играл в Донецке, видел перед финалом Кубка: болельщик «Шахтера» идет, обнявшись с болельщиком «Динамо». И в России что-то похожее можно увидеть. В Польше - никогда. Если фанат «Легии» обнимает фаната «Полонии», значит, он вот-вот его задушит.
- Самое время поговорить о «Спартаке». Каким он вам видится со стороны?
- Могу судить только по матчам с «Легией». По первой игре было видно, что варшавяне для «Спартака» слабый раздражитель. А по второй - что команда бросила играть после того, как повела 2:0. Это вопросы воспитания и ответственности. Мне кажется, в «Спартаке» проблемы с костяком, со стержнем. Игроки есть - ось не выстраивается.
- Сталкивались с тем, что роль лидера команды берет на себя тренер, не деля ее с игроками?
- Ни разу. Авторитетный тренер нужен всегда и всем, но он не выходит на поле. Там должны быть свои авторитеты. Пусть не обижаются болельщики «Спартака», но именно сложившийся костяк много лет держит ЦСКА в лидерах. Очень важен и баланс между легионерами и россиянами, особенно выросшими в этой команде. Это я вам как бывший спартаковский легионер говорю.
- Чемпионат Польши - чистый чемпионат?
- После того как от футбола отодвинули соответствующих персонажей, стал намного чище. Помню, как пришел в «Корону» из Кельце. Мне сказали: «Аккуратнее, против них ведется дело о коррупции». Я к президенту клуба: «На что, спрашиваю, рассчитывать?» - «Все будет нормально, мы чисты». А через два месяца команда была наказана и вылетела из лиги.
- Кто стоял во главе очистительного процесса - федерация или полиция?
- Полиция. И прокуратура.
- Какие три польских блюда должны обязательно попробовать российские болельщики?
- Флачки - это такой суп с говяжьими потрохами. Бигос - тушенную капусту с мясом. И татар - сырой мясной фарш с сырым яйцом, мелко покрошенными луком и огурцом. Его подают шариками, едят с хлебом. Помню, Бенхаккер в сборной косился: как они сырое мясо едят? Да не по два шарика - некоторые и по пять убирали. Еще голенку добавлю - это свиная рулька. И картаччо.
- А это что?
- Литовские цеппелины представляете? Картошка - а внутри мясо.
- Теперь о напитках.
- Из алкоголя - пиво и водка, ничего нового. Остальное на свой вкус.
- Мы вас не просто так спрашивали. Вы ведь, нам сказали, ресторатор, держите в Сувалках свой бар.
- Так и есть. А поедемте, покажу.
И мы поехали. Посмотрели заведение, которое называется Brama, то есть «Ворота». Ковалевски сейчас в поиске концепции бара, думает, что новое и привлекательное предложить жителям своего города. А пока бар работает в режиме ночного клуба с просмотром футбола, танцполом, напитками и легкими закусками, но без серьезной кухни.
Пану Войцеху нужен хороший повар. Никто не желает покашеварить в Сувалках?
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Бавария» обыграла «Аугсбург» и укрепила лидерство в Бундеслиге
Клаудио Раньери заявил, что у украинца все хорошо