Человек на своем месте

75-летний юбилей отметил старейшина столичного «Будивельника» Виталий Ковянов

Роль Виталия Ковянова в развитии отечественного баскетбола и, в частности, в становлении столичной команды «Строитель» («Будивельник») трудно переоценить. Личность широко известная, хотя особых титулов на международной арене не завоевал. В команде его любили, уважали, доверяли, хотя и называли ворчуном, потому что частенько упрекал товарищей за огрехи, чем вызывал недовольство. Однако именно к нему обращались всякий раз за помощью, он умел подставить плечо, дать дельный совет.

Ответственность, дисциплина, требовательность к себе, борьба на площадке до последнего быстро вывели самого Виталия на роль лидера команды. Кроме того, именно Виталию Николаевичу должны быть благодарны многие игроки СКИФа и «Будивельника». Он обладал необыкновенными организаторскими способностями, мог переубедить, уговорить талантливых игроков-новичков переехать в Киев. И посей день юбиляр на коне - в свои 75 он проректор Национального университета физического воспитания и спорта, невероятно бодр, активен. Порядок в его департаменте как всегда на высоте.

Командир-трудоголик

Однокашники Ковянова подтвердят, что он всегда на площадке был командиром: и когда выступал за школьную команду, и за студенческий СКИФ, и за сборную СССР на Всемирной универсиаде. Благодаря своему старанию и трудолюбию он быстро овладел техникой ведения мяча, легко ориентировался в игровой ситуации, умело использовал новые приемы, обманные движения и при этом подсказывал товарищам, где и как лучше распорядиться мячом или обыграть соперника. Несмотря на достаточно высокий рост (192 см), своего ученика первый тренер Афанасий Кузьмич Петров поставил первым номером, на позицию разыгрывающего. Однако неугомонный парень удивительным образом успевал везде и на любой позиции боролся за каждый мяч, как будто решалась судьба не простой, в общем-то, игры, а вопрос жизни. В 1953 году, таком далеком уже для нынешнего поколения мальчишек-баскетболистов, Виталий в составе сборной Украины выиграл свой первый серьезный приз на Всесоюзной спартакиаде школьников - тогда одном из престижнейших турниров страны. Это был солидный успех.

Менеджер по кадрам

Намного позже, в СКИФе, а потом и в «Будивельнике» Виталий Ковянов вне площадки выполнял роль менеджера по кадровым вопросам, как бы сейчас сказали. Он по поручению тренера выезжал в другие города, села, поселки, где появлялся интересный игрок, подающий надежды новичок (а слухами, как известно, земля полнится) и проводил, что называется, обработку, предлагая место в столичной команде. И, надо отметить, у Ковянова это лихо получалось. Первым, кого он сосватал, был Николай Баглей - без преувеличения в будущем звезда номер один отечественного баскетбола. А состоялось это еще в школьные годы. Коля, на пару лет младше Ковянова, невероятно быстро самостоятельно овладел азами баскетбола, тренируясь просто во дворе, прикрепляя кольцо от бочки где-угодно. Увидев как-то непринужденную самобытную игру новичка, Виталий тут же предложил самородку перейти в свою школу для усиления команды (честно говоря, Николай не блистал знаниями по общеобразовательным предметам и его оставляли на второй год). А вот на площадке Баглею действительно не было равных. Потянул за собой Ковянов Баглея и дальше в институт физкультуры (в школу тренеров при инфизе брали после семи классов), где вместе выступали за студенческую команду под руководством Владимира Шаблинского. В разные годы благодаря организаторскому таланту Виталия Ковянова в киевский «Будивельник» пришли Анатолий Поливода (олимпийский чемпион 1972 года), Сергей Коваленко (олимпийский чемпион 1972 года), Александр Сальников (двукратный бронзовый призер ОИ - 1976 и 1980 гг), Василий Окипняк, Владимир Мартынов - все гордость и украшение столичного клуба и сборных Украины и СССР.

Заботливые няньки

В СКИФе Виталия Ковянова выбрали капитаном, он являлся правой рукой тренера. Кроме игры, для него не существовало ничего. До самозабвения влюбленный в баскетбол, Виталий и от товарищей требовал такой же отдачи. Он руководил игрой с первой до последней минуты. Его выкрики на площадке носили всегда конструктивный характер, а вне площадки он скорее напоминал не строгого командира, а заботливую няньку. И если Владимира Шаблинского все его воспитанники называли папа, то Виталий Ковянов по праву заслужил от одноклубников прозвище мама. Когда Шаблинский устраивал так называемый разбор полетов (и даже после побед многим игрокам доставалось по полной), то именно общение с Виталием успокаивало ребят.

Он наравне со всеми нес физические и психологические нагрузки (а в команде новатора Шаблинского просто так, спустя рукава, не отыграешь) и всегда находил для каждого дружеский совет и оказывал поддержку. Ковянов видел, что не все могут овладеть новыми техническими приемами и тактическими схемами, быстро устают, нервничают. Особенно тяжело некоторым давались, например, рваный ритм игры, скоростной прорыв, зонный прессинг. Виталий сам терпеливо с новичками разучивал тренерские новинки, анализировал ошибки. Тогда, в начале 50-х, студенты инфиза были закаленными молодыми людьми, пережившими войну, умеющими трудиться. Ленивых и капризных звезд тогда в командах не существовало. Желание учиться было велико. А главным стимулирующим фактором являлись стипендия, талоны на питание и место в общежитии, других поощрений для игроков не существовало.

Снайпер-дальнобойщик

Ковянова не менее других истощали тренировки, мучили травмы, болезни (особенно радикулит). Но он всякий раз находил силы вернуться в строй. В конце 60-х Виталий тяжело заболел, все думали, что на площадку он уже не выйдет. Но на зимнем чемпионате, проходившем в Киеве, он снова был в составе «Будивельника». Одна из встреч с каунасским «Жальгирисом» имела для киевлян принципиальное значение. Тогда Виталия в стартовую пятерку не поставили, он еще не окреп после болезни. Игра складывалась в сторону литовцев, наши нервничали. Шаблинский то и дело поглядывал в сторону Ковянова, не решаясь все же ввести его в бой. Однако вскоре именно его появление на площадке изменило ход встречи. Шесть из восьми метких попаданий с дальней дистанции решили судьбу поединка (тогда еще трехочковых бросков не было). Победная разница в 12 очков сделала Ковянова настоящим героем матча. К сожалению, Виталию так и не удалось надеть майку сборной CCCР хотя он того и заслуживал. В то время лучше него никто не владел дальними бросками. Кроме того, ему лихо удавались неожиданные для соперника подкаты, когда, присев под самые ноги визави, распластавшись подобно крабу, Виталий своими длинными руками мастерски отбирал мяч. Кстати, его так и прозвали Краб, уж больно здорово получался у Ковянова этот неожиданный проход. Умение мастера-дальнобойщика он подтверждал не раз. Так, во время спарринг-матча СКИФа и сборной Союза перед Олимпиадой в Токио 1964 года Ковянов попал в цель двенадцать раз подряд. Но чиновники из Москвы так и не оценили по достоинству талант украинца.

Засланный казачок

Свои снайперские качества Виталий продемонстрировал и в игре с командой «Всех звезд» из США, приезжавшей в Киев в том же 1964 году. Американцы тогда побывали в Москве, Тбилиси, Риге, Каунасе, где побеждали местные команды, славящиеся на весь Союз. Встречу со сборной Украины, в которой играли мастера из «Будивельника» (СКИФ переименовали в 1961 году), ждали с нетерпением и волнением. В принципе, все понимали, что наши проиграют заокеанским ассам, но и сдаваться без боя тоже ведь не пристало. Хотелось и себя показать должным образом.

Честно говоря, американцы, видать, рассчитывали на легкий успех в Киеве и недооценили нашу команду. Разницу в 10 очков они удерживали практически все время, но, как оказалось, не были готовы к той резкой смене событий, которую внезапно предложили киевляне. За считанные секунды Николай Баглей, Виталий Ковянов, Владимир Стремоухов, Альберт Вальтин и Вадим Гладун отчаянно начали сокращать разрыв. За 15 секунд до финальной сирены Стремоухов здорово исполнил свой коронный бросок крюком одной рукой с отклонением корпуса назад и тем самым сравнял счет. Зал просто взорвался шквалом аплодисментов в адрес киевлян. Гости начали розыгрыш. Во время ввода мяча в игру вдруг неожиданно из-за спины соперника перехват сделал Вадим Гладун, молниеносно бросившись к щиту. Американцам ничего не оставалось как фолить. После подобного трюкачества Гладун, естественно, был перевозбужден и мог промахнуться с линии штрафных. Однако по правилам бросок мог выполнить только он. Наши, откровенно растерялись. Даже тренер Владимир Шаблинский не мог ничего посоветовать. Ситуацию хладнокровно оценил капитан Виталий Ковянов, он как ни в чем не бывало вышел вместо Гладуна на линию штрафных, в суматохе и накале страстей судьи не заметили подмены. Лишь врач американцев все время подпрыгивал с места, стараясь призвать арбитров. Однако его возгласов никто не слышал. Ковянов хладнокровно отстрелялся и вывел команду вперед. Трибуны ревели. У американцев оставалось 8 секунд на ответную атаку. Набрать два очка за отведенное время для них было сущим пустяком. Но в безобидной ситуации они просто на ровном месте потеряли мяч. Киев еще долго шумел и радовался победе. Сейчас, спустя полвека, мы не будем строги к участникам тех событий и виновнику подлога. Юбиляр вспоминает свою шалость с улыбкой. Да чего не сделаешь в молодости.

После окончания спортивной карьеры Виталий Ковянов работал некоторое время тренером «Будивельника», возглавлял женский клуб «Динамо». Но тренерская судьба ему не улыбалась. Свое призвание он нашел на родной кафедре спортивных игр в инфизе, где проработал более 20 лет. В 1996 году стал проректором НУФВС по коммерческой и хозяйственной деятельности.

Благородная седина, стройная осанка, молодцеватая походка, зычный голос, как когда-то на площадке, никак не выдают возраст этого человека. Он как никто находится на своем месте, среди молодых, талантливых, энергичных спортсменов, каковым был не так давно сам.


Анатолий ВОЛОШИН, Анна ШПАК, газета «Команда»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 02 января 2025, 08:22 12

Лондонцам советуют сохранить украинца