Лучший перфоманс в истории? Погачар бьет все рекорды на Тур де Франс

Sport.ua подводит итоги второй недели «Большой петли» 2024 года

Гирмай движется к зеленой майке

На второй неделе нынешнего Тур де Франс спринтерские этапы не подарили нам таких исторических событий, как на первой, однако интересного все равно было много. Одной из главным сенсаций первой неделе мы называли отсутствие побед у Яспера Филипсена, который перед стартом Тура считался если не лучшим спринтером мира, то как минимум лучшим среди тех, кто вышел на старт нынешней «Большой петли».

И на второй неделе Филипсен наконец-то начал побеждать, выиграв два этапа - 10-й и 13-й. При чем выиграл в совершенно разном стиле. Победа Яспера на 10-м этапе была доминирующей и стала следствием идеальной, образцовой работы его команды, «Alpecin Deceninck».

Вторая победа была одержана при полном отсутствии развоза и исключительно на индивидуальных качествах бельгийца. 13-й этап получился неожиданно интенсивным и селективным из-за того, что «UAE Emirates» попытались делегировать в отрыв дня Адама Йейтса, и слишком много команд, начиная с «Visma Lease a Bike» и «Soudal Quick Step», были категорически против этого. В итоге к финишу от пелотона осталось лишь 70-80 человек, и в группе не было ряда топовых спринтеров, таких как Дилан Груневеген или Марк Кэвендиш.

«Alpecin Deceninck», видимо, не верила в то, что 13-й этап завершится спринтом, и отрядила в отрыв дня двух гонщиков, включая Матье Ван дер Пула. В итоге в развязке этапа рядом с Филипсеном не оказалось никого, но он победил благодаря впечатляюще длинному спринту, который Яспер открыл более чем за 300 метров до финиша. В предыдущих случаях у бельгийца возникали проблемы с позицией в те дни, когда «Alpecin Deceninck» не обеспечивали ему качественного развоза, но на 13-м этапе едва ли не впервые справился самостоятельно.

Во многом из-за того, что спринтовать пришлось из совсем небольшой группы. Как было сказано выше, на последний километр пелотон и так приехал в урезанном количестве из 70-80 человек. Вдобавок к этому примерно за 600 метров до финиша случился завал, который отрезал значительную часть даже этой, усеченной по количество гонщиков группы. И когда финишный спринт разыгрывается из группы всего в 20-30 человек, позиционная борьба не такая острая и жесткая, что и позволило Филипсену справиться без команды.

Несмотря на две победы за неделю, Ясперу не удалось отыграть практически ничего у Биньяма Гирмая в борьбе за зеленую майку, и сейчас гонщик «Intermarche Wanty» является явным фаворитом в спринтерском зачете. Тем более, что на третьей неделе этапов под спринтеров будет крайне мало - даже традиционного финишного этапа на Елисейских полях в Париже не будет.


Getty Images/Global Images Ukraine. Яспер Филипсен и Биньям Гирмай

После победы Филипсена на 10-м этапе казалось, что его наконец-то прорвало, и сейчас он начнет выигрывать пачками. Однако следующий спринтерский этап выиграл Гирмай, в то время как бельгиец финишировал только четвертым. Биньям очень стабилен, при этом собирает много очков на промежуточных финишах - отыграть у него 86 очков отставания на третьей неделе будет практически невозможно. 3 победы на этапах и зеленая майка - урожай, о котором Гирмай перед стартом Тура не мог даже мечтать.

На второй неделе наконец-то начал стабильно и активно участвовать в спринтах Воут Ван Арт, который явно набирает форму под Олимпиаду в Париже. Бельгиец признался, что после травмы ему пока что больше всего не хватает стабильности. Это не позволяет строить планы на несколько этапов вперед, потому что после этого ты просто можешь проснуться с утра совсем не с тем самочувствием, на которое рассчитывал.

Так или иначе, победы на этапе Ван Арт пока что не одержал, дважды заняв свое «любимое» второе место. При чем в первом случае, на 12-м этапе, он реально мог победить, однако Арно Демар зажал его у бортика на финишной прямой. За это француз получил релегацию, как и Марк Кэвендиш, который пересек финишную черту пятым. Судьи таки решили демонстративно проявить свою строгость в отношении британца, но не тогда, когда это действительно имело большое значение и требовало бы от судей большой смелости.

Очень стабилен в спринтах на второй неделе был Паскаль Аккерманн, который трижды занял третье место. Много лет в отношении немца говорилось о том, что по чистой мощности и скоростям он - один из сильнейших спринтеров мира, и проблема у него с позиционной борьбой. Однако на нынешнем Туре все получается ровно наоборот: гонщик «Israel Premier Tech» раз за разом оказывается на идеальной позиции (при чем, зачастую - без командной помощи), но банально не хватает скоростей.

На 13-м этапе очень серьезно был настроен на победу Арно Де Ли, который вместе со своей командой, «Lotto Dstny», пытались сделать гонку еще более селективной. Чемпион Бельгии явно чувствовал себя очень хорошо в тот день, но из-за упомянутого выше завала на последнем километре дистанции оказался отсечен от верхушки пелотона и побороться за свою дебютную победу на «Большой петле» не смог.

В итогах первой недели мы отмечали прогресс Фабио Якобсена, который выглядел уже не настолько катастрофически плохо, как на Джиро д'Италия. Однако уже на 12-м этапе нидерландский спринтер «DSM Firmenich» не потянул темпа в пелотоне и бесславно сошел с гонки. Черная полоса в карьере Якобсена уж очень затянулась.

Ставка «Red Bull Bora» на Роглича не сработала

После первой недели Тур де Франс мы радостно отмечали отсутствие больших завалов в пелотоне и тот факт, что впервые за много лет по итогам первой недели «Большой петли» никто из топ-фаворитов общего зачета не сошел из-за падений.

Однако чего не случилось на первой неделе, то произошло на второй. И сошел именно тот, от кого этого можно было ожидать в первую очередь - Примож Роглич, наиболее «падучий» среди современной элиты генеральщиков.

При чем, словенец упал дважды подряд. Сначала - на спуске примерно за 2 км до финиша горного 11-го этапа до Ле Лиорана. На этом он потерял примерно полминуты относительно Ремко Эвенпула, с которым ехал в одной группе. После финиша судьи применили к Рогличу «правило 3 км» и дали ему время Эвенпула. Применять такое правило на горном этапе - довольно странная логика, однако таков регламент: «правило 3 км» применяется на всех групповых этапах, кроме финишей в гору. Тут скорее надо думать над тем, чтобы вносить изменения в эти правила. Тем более, что в случае с Рогличем он был целиком и полностью сам виноват в своем падении, а не просто влетел в кого-то из гонщиков, кто упал перед ним.

Впрочем, уже на следующий день словенец попал в завал примерно за 12 км до финиша, проиграл 2 минуты и 27 секунд пелотону и в общем зачете опустился с четвертого места на шестое. Повреждения Роглича оказались довольно серьезными, и на следующий день на старт 13-го этапа он не вышел.


Getty Images/Global Images Ukraine. Примож Роглич

Сход словенца стал настоящей катастрофой для его команды, «Red Bull Bora», которая сделала на него ставку олл-ин на нынешнем Туре. Тем более, что в день отдыха сошел и Александр Власов, который сломал лодыжку в результате падения на девятом этапе. Из звезд остается только Джей Хиндли, который уже проигрывает слишком много в общем зачете, да и просто-напросто приехал на Тур в далеко не оптимальной форме.

Безусловно, «Red Bull Bora» можно только пожалеть. Однако нельзя не отметить, что ставка олл-ин на настолько подверженного падениям гонщика как Роглич, изначально выглядела сомнительной затеей. Затеей, которая, к слову, и атмосферу в команде точно не улучшила. Тот же Хиндли похож на человека, который из-за отсутствия свободы действий просто приехал на Тур с недостаточной мотивацией и выглядит бледной тенью самого себя. К тому же, Роглич теперь собирается выступить на Вуэльте, где статус капитана обещали одному из открытий нынешнего сезона, Флориану Липовитцу. Еще один потенциальный конфликт в команде.

В любом случае, Роглича жалко. Последняя реальная попытка выиграть Тур де Франс завершилась ничем. Конечно, выступления словенца на первой неделе говорили о том, что вряд ли бы ему удалось побороться за желтую майку, однако 11-й этап, в концовке которого случилось первое из двух его падений, был для него сильнейшим на нынешнем Туре.

Так или иначе, Роглич - яркий пример того, насколько важной является та база в умении управлять велосипедом, которая закладывается у будущих велогонщиков в детские годы. И к каким проблемам приводит отсутствие этой базы у людей, которые начинают заниматься велоспортом в очень позднем возрасте. Даже если эти люди приходят в велоспорт из вида спорта, где координация и реакция являются ключевыми факторами успеха, как в прыжках на лыжах с трамплина, откуда и пришел в велоспорт словенец.

Эвенпул уверенно едет на подиум

Уже после первой недели нынешнего Тура я хвалил Ремко Эвенпула, который заметно превосходил ожидания. После второй недели это впечатление еще заметно усилилось. Все же на первой неделе был лишь один высокогорный этап, да и тот на очень ранней стадии гонки - условия, при которых проблемы бельгийца с восстановлением не успели вылезти наружу.

Однако ко второму дню отдыха Эвенпул успел пройти испытание связкой из двух подряд тяжелейших пиренейских этапов, и прошел этот тест просто блестяще. Лидер «Soudal Quick Step» сейчас уверенно идет третьим в общем зачете и уверенно лидирует в молодежной классификации. И лишь какой-то кризисный день может пошатнуть позиции бельгийца - он сейчас выглядит безоговорочным человеком №3 по силе в пелотоне.

Безусловно, можно поговорить о том, что Эвенпул за два дня в Пиренеях проиграл Погачару суммарно четыре минуты, пропустил на второе место в общем зачете Вингегора, но все это следствие просто космического уровня, который выдают словенец и датчанин. Сам Ремко сейчас находится, безусловно, в лучшей форме в своей карьере, и выглядит намного сильнее, чем на победной Вуэльте-2022.


Getty Images/Global Images Ukraine. Ремко Эвенпул

Стоит отметить, что в составе «Soudal Quick Step» приятно поражает не только Эвенпул, но и его главный помощник в горах, Микель Ланда. 34-летний баск, которого многие уже успели записать в категорию «сбитых летчиков», переживает свою вторую молодость. Благодаря четвертому месту на финише 15-го этапа Ланда вышел на пятое место в общем зачете, обойдя капитана «Ineos Grenadiers» Карлоса Родригеса.

Это вполне сопоставимо с лучшими перфомансами в карьере Ланды на Гран турах - Джиро д'Италия-2015 и Туре-2017, где он, будучи, как и сейчас, в статусе второго номера в команде, занимал третье и четвертое места соответственно. Однако уровень соперников на нынешнем Туре просто на голову выше того, что мы видели на тех гонках, поэтому утверждение о том, что Ланда сейчас находится в лучшей форме в своей жизни, вполне имеет право на жизнь.

«Ineos Grenadiers» снова останется без подиума?

Самая богатая команда мира, «Ineos Grenadiers», близка к тому, чтобы второй год подряд остаться без подиума общего зачета на Тур де Франс. Британский коллектив на нынешней «Большой петле» выглядит не лучшим образом. Том Пидкок по ходу второй недели подхватил коронавирус и сошел с гонки, до этого успев потерять все шансы в общем зачете. Думаю, уже сейчас вопрос относительно перспектив британца как генеральщика можно закрывать, хотя попытки Тома цепляться за генеральную классификацию еще в прошлом году казались бесполезной затеей.

На июньском Туре Швейцарии казалось, что Эган Берналь постепенно подбирается ко своим пиковым кондициям, которых мы не видели от колумбийца со времен его страшной травмы в начале 2022 года. На Тур де Франс Берналь выглядел уже заметно бледнее, а на 15-м этапе и вовсе словил глубокий кризис. Чемпион Тура-2019 выпал из пелотона еще в середине дистанции, и на финише проиграл более 42 минут. Со всеми надеждами на общий зачет можно прощаться. У Герэйнта Томаса этих надежд и не было изначально. Более того, сама целесообразность участия 38-летнего ветерана в Туре после Джиро д'Италия вызывает много вопросов.


Getty Images/Global Images Ukraine. Карлос Родригес

А вот кто был главной надеждой «Ineos Grenadiers», так это Карлос Родригес. На первой неделе на этапе через Галибье он в очередной раз проявил себя как великолепный мастер скоростного спуска. Но вот его горный ход до уровня призера общего зачета пока что откровенно не дотягивает. Как уже было сказано выше, по итогам 15-го этапа Родригес пропустил на четвертое место в общем зачете своего соотечественника Ланду.

Сейчас Родригес может рассчитывать на попадание в топ-3 только в случае того самого пресловутого кризиса в исполнении Ремко Эвенпула на третьей неделе, хотя многие ждали его уже в Пиренеях. Но даже в случае, если бельгийца таки накроет усталость, Родригесу еще нужно будет как-то обойти Ланду, у которого восстановление всегда считалось сильной стороной.

Безусловно, можно рассчитывать на то, что с возрастом этот компонент у баска просел, тем более, что основания для такого мнения тоже есть. Но все это не отменяет очевидного факта: попасть на подиум Тур де Франс Родригес может только благодаря неудачам прямых конкурентов, которым он уступает в классе. Уровень, который немного не соответствует амбициями самой богатой команды мирового велоспорта. Безусловно, испанцу всего 23 года, и он еще может заметно прибавить. Но пока что можно констатировать, что до уровня капитана такой финансово могущественной команды как «Ineos Grenadiers» он немного не дотягивает.

Погачар отправил Вингегора в нокдаун в Пиренеях. Или в нокаут?

На первой неделе нынешнего Тур де Франс Тадей Погачар впервые проявил свою силу и превосходство над Йонасом Вингегором. На второй неделе словенец нанес очень мощный удар по своему главному сопернику и стал намного ближе к историческому дублю Джиро+Тур.

Хотя начиналась неделя не так однозначно. Ожидалось, что 11-й среднегорный этап до Ле Лиоран станет «проходным» с точки зрения общего зачета, а победу разыграет отрыв дня. Но Погачар был против. Его команда, «UAE Emirates», задала очень высокий темп и подготовила почву для атаки Тадея. И словенец в нее пошел на перевале Па де Пейроль за 31 км до финиша. В отличие от того, что мы видели на первой неделе, в этот раз Вингегор не стал резко на нее реагировать и попытался добрать ровным темпом, поначалу работая в паре с Приможем Рогличем, которого датчанин позже скинул. На вершине Па де Пейроль разрыв между двумя дуэлянтами составлял всего 7-8 секунд. Еще немного - и датчанин добрал бы Погачара, но в этот момент начался спуск, по итогам которого преимущество желтой майки выросло до более чем 30 секунд.

Отыграть такое было намного сложнее, но на следующем подъеме Мандель-сан-Жюльен Вингегор начал постепенно и методично сокращать разрыв, и перед самой вершиной настиг лидера. После этого они вместе прошли заключительный холм и в парном спринте разыграли победу на этапе. Безоговорочным фаворитом спринта был Погачар, но очень неожиданно Вингегор с первой позиции опередил своего соперника.

Не ответив резко на атаку словенца, капитан «Visma Lease a Bike» продемонстрировал свое превосходство в горном ходе на более длинной дистанции, а затем оказался сильнее Погачара даже в спринте, который казался исконной территорией словенца. Впечатляющая демонстрация силы в исполнении Вингегора, и очень болезненный психологический удар под дых лидеру «UAE Emirates».

После такого казалось, что Вингегор явно набирает форму по ходу Тура и на связке из двух подряд тяжелейших пиренейских этапов в конце второй недели начнет отыгрывать свое отставание в общем зачете. Однако в реальности все получилось совсем не так. На 14-м этапе на финальном подъеме на Пла д'Адэ в атаку пошел именно Погачар. Как и на 11-м этапе, Вингегор не стал резко отвечать на рывок словенца, и сделал ставку на то, чтобы добрать соперника ровным темпом. Только в этот раз план не сработал. Поначалу датчанин стабильно держался на расстоянии в 8-10 секунд, однако на более силовых и пологих участках подъема ближе к финишу начал довольно резко отставать, и на финише проиграл желтой майке 39 секунд. Своя доля заслуги в этом принадлежит Адаму Йейтсу: Погачар заранее отправил его в атаку, и, после того, как словенец сбросил Вингегора, Адам очень качественно отработал на своего капитана.

В «Visma Lease a Bike» посчитали, что причиной проигрыша их лидера стала резкость рывка Погачара - мол, именно благодаря ему словенец заработал то небольшое преимущество, которое удалось развить. На следующий день нидерландская команда решила изменить тактику: они с самого начала 15-го этапа задали в пелотоне очень высокий темп, пытаясь измотать лидера общего зачета, дабы лишить его свежести и резкости рывка, после чего свести все к чистому противостоянию горных ходов двух дуэлянтов.


Getty Images/Global Images Ukraine. Тадей Погачар и Йонас Вингегор

Уже в самом начале финального подъема на Плато де Бейль в пелотоне осталось менее 10 человек, один за другим начали выпадать даже капитаны команд - селекция была очень серьезной. После этого Вингегор пошел в атаку, но сбросить Погачара не удалось. Более того: провисев более 5 км на колесе у датчанина, капитан «UAE Emirates» за 5,4 км до финиша и сам пошел в атаку. Вингегор, который до этого отчаянно пытался сбросить соперника ровным темпом, измотал себя, и начал отставать очень быстро. На финише его проигрыш составил 1 минуту и 8 секунд.

Можно ли говорить о том, что тактическая задумка «Visma Lease a Bike» не сработала? Нет. Команда действительно сумела довести развязку этапа до противостояния горных ходов Вингегора и Погачара. Просто в этом компоненте словенец оказался сильнее. Придумать что-то более удачное в такой ситуации было бы просто невозможно.

На второй день отдыха Погачар ушел с преимуществом в 3 минуты и 9 секунд над своим соперником. Очень серьезная заявка на победу? Конечно. Выбросит ли Вингегор после такого белый флаг? Думаю, нет. В «Visma Lease a Bike» прекрасно помнят о предрасположенности Погачара к кризисным дням, а также о том, что Тадей приехал на Тур с победной Джиро д'Италия в ногах. Вингегор и его команда еще верят в то, что на третьей неделе усталость таки накроет словенца, и будут проверять его на тяжелейших альпийских этапах. Что из этого получится? Сказать сложно. Логика и анализ выступлений Погачара в предыдущие годы говорят о том, что его кризис не исключен. Но пока что Тадей просто феноменально силен и совсем не похож на человека, который в ближайшие дни окажется в кризисе.

Погачар выдал лучший горный перфоманс в истории?

То, что сотворил Погачар в прошедший уик-энд, по-настоящему шокирует, особенно, если смотреть на цифры. В субботу он побил рекорд подъема на Пла д'Адэ, его воскресный перфоманс на Плато де Бейль был еще лучшим. Финальный подъем длиной в 15,8 км со средним градиентом в 7,9% он прошел за 39 минут и 50 секунд: средняя скорость - 23,87 км/час, средняя оценочная мощность - 6,9 Ватта/кг.

Дабы оценить масштаб перфоманса Погачара. До этого рекорд восхождения на Плато де Бейль составлял 43 минуты и 20 секунд и был установлен в 1998 году легендарным Марко Пантани - человеком, который считается лучшим горняком в истории велоспорта. Погачар превзошел рекорд «Пирата» на три с половиной минуты! Просто космос.

Мощность в 6,9 Ватта/кг на 40 минут подъема - это по цифрам лучший горный перфоманс в истории велоспорта, рядом с которым стоят только лучшие выступления того же Пантани. Например, на победном восхождении на Альп д'Уэз в 1997 году «Пират» выдал 6,88 Ватт/кг на 36 минут и 50 секунд работы.

Здесь стоит понимать, что все эти оценки примерные, и не учитывают такие факторы, как аэродинамика (тот же Погачар на Плато де Бейль вышел с колеса у Вингегора лишь за 5 км до финиша), скорость и направление ветра, а также качество велосипедов, на которых выступали разные гонщики: понятно, что велосипеды, на которых выступал тот же Пантани, заметно уступали современным в плане веса, аэродинамики и комфорта. Поэтому - по цифрам проезд Погачаром Плато де Бейль был лучшим в истории велоспорта. Был ли лучшим по содержанию? Здесь уже трудно ответить однозначно, но точно одним из лучших, на уровне с лучшими результатами Пантани и других легенд прошлого.

Такие выступления Погачара не могли не вызвать новую порцию разговоров о допинге и о том, как резко выросли скорости в последние годы. Об этом я уже рассуждал ровно год назад, подводя итоги Тур де Франс-2023, поэтому повторяться не имеет смысла. Тем более, что никаких громких допинговых скандалов или сенсационных инсайдерских сливов на тему допинга в велоспорте с тех пор не было.

Однако кое-что добавить все же стоит. Да, уже писалось о том, что очень четким водоразделом, после которого скорости в мировом велоспорте резко взлетели, стал локдаун 2020 года. И наиболее простым и очевидным выводом является утверждение о том, что с того момента гонщики начали употреблять какой-то новый революционный препарат (запрещенный или нет - это уже другой вопрос).

Однако динамика роста скоростей с 2020 года заставляет очень сильно засомневаться в этом утверждении. Суть в том, что появление какого-то нового препарата, как это было в начале 90-х с эритропоэтином (ЭПО) дает мощный, но одноразовый скачок скоростей в пелотоне, после чего скорости более-менее фиксируются на этом, качественно новом уровне.

Но сейчас все по-другому. После 2020 года был совершен не разовый скачок скоростей, а запущен процесс, в ходе которого результаты гонщиков заметно улучшаются из года в год. Даже за последний год тот же Погачар совершил колоссальный скачок в уровне. Лучше всего это иллюстрирует график, который сравнивает его выступление на Плато де Бейль с лучшими горняцкими перфомансами 2023 года в исполнении как самого Тадея, так и других топ-гонщиков:

До каких пор будет продолжаться этот рост скоростей в геометрической прогрессии? Когда скорости упрутся в какой-то новый потолок? Сказать сложно. Но пока что динамика такая, что складывается впечатление, будто бы потолка возможностей у нынешнего поколения гонщиков просто не существует.

Безусловно, найдутся желающие обвинить Погачара в применении допинга. Однако хочется сказать следующее. Во-первых, в современную информационную эпоху в таком закрытом и маленьком комьюнити, как мировой пелотон, очень трудно хоть сколь-нибудь продолжительное время сохранять какое-то ноу-хау - легальное или нет - в методике подготовки. Каждый год гонщики и стафф переходят из одной команды другую и могут делиться знаниями со своими новыми коллективами.

Поэтому - не надо искать простые ответы на сложные вопросы. Погачар - действительно выдающийся гонщик, который побеждает благодаря своему неземному таланту, никакого революционного и эксклюзивного преимущества в методике подготовки над конкурентами у него нет и быть не может. Хотя то, что такие результаты Тадей выдает с победной Джиро д'Италия в ногах, безусловно, впечатляет.

Во-вторых - космические перфомансы сейчас выдает не только он, а и его соперники во главе с Йонасом Вингегором. На Плато де Бейль датчанин, несмотря на проигрыш в более чем минуту, также выдал невероятный результат, который также вошел в число сильнейших горных перфомансов в истории велоспорта. Все это воспринимались примерно так же, как шокирующая разделка в исполнении самого Вингегора на прошлогоднем Туре. Тогда Погачар проехал выдающуюся гонку, но был разгромно бит своим главным соперником, который выдал еще более впечатляющее выступление. На Плато де Бейль было примерно то же самое, только в этот раз два дуэлянта поменялись ролями.

Даже Ремко Эвенпул, который финишировал на Плато де Бейль третьим с отставанием в 2 минуты и 51 секунду от Погачара, превзошел рекорд Пантани образца 1998 года!


climbing-records.com

Лучшее доказательство тому, что в космос сейчас улетел уровень подготовки не только одного-двух лучших гонщиков мира, а всего пелотона. На наших глазах в мировом велоспорте проходят невероятно интересные, исторические по своим масштабам процессы.

Олег Дидух Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 17 декабря 2024, 06:50 25

Звезду «Челси» могут дисквалифицировать на срок до 4 лет

Комментарии