Второй титул Вингегора и разговоры о допинге. Итоги Тур де Франс-2023
Sport.ua подводит итоги «Большой петли» 2023 года
- 23 июля 2023, 22:08
- |
- 26 сентября 2023, 00:17
- 4507
- 6
Второй подряд титул Вингегора
Первые две недели Тур де Франс-2023 радовали зрителей не только зрелищной борьбой на каждом отдельном этапе, но и максимальным напряжением борьбы на желтую майку: ко второму дню отдыха Йонаса Вингегора и Тадея Погачара разделяло всего 10 секунд. Все были в предвкушении столь же равной и напряженной дуэли между ними и на третьей неделе, и прикидывали даже варианты борьбы за победу на Елисейских полях в Париже.
Однако реальность оказалась гораздо более суровой: за первые два дня после второго дня отдыха Вингегор увеличил свое преимущество над Погачаром с 10 секунд до 7 минут и 35 секунд. Борьба за победу на этом была завершена, и все, на что хватило словенца - это забить гол престижа в виде победы на 20-м этапе.
Что произошло в те два дня - понять сложно. Сначала Вингегор выдал просто неземной перфоманс на разделке, но об этом мы поговорим отдельно. На следующий день в горах на пути к Куршевелю Погачар поймал глубокий кризис. Да, в начале того этапа Тадей упал и ехал с разбитым коленом, но насколько сильно это повлияло на его состояние - сказать сложно. К чести капитана «UAE Emirates», сам он после финиша оправданий не искал и о колене не сказал ни слова.
Вингегор, почувствовав слабость главного соперника, бросился его добивать и нарастил свое преимущество в общем зачете до неприличного. Второй подряд титул Вингегора на Туре, на этот раз - с еще большим преимуществом. Их дуэль с Погачаром - вероятно, лучшее, что случалось с Тур де Франс в современную эпоху, но зрительские симпатии в этом дуэте распределены очень неравномерно.
Лидер «Jumbo Visma» все активнее приобретает репутацию скучного и роботообразного чемпиона а-ля Крис Фрум, да и после той самой шокирующей разделки на него посыпались обвинения в допинге. Обь этом мы также поговорим отдельно. Так или иначе, Вингегор превратился в идеальную машину по добывании побед на Туре - он прокачивает именно те навыки, которые нужны для успеха на «Большой петле», едет максимально прагматично и совершенно не распыляется на другие гонки. Ничего плохого в этом нет, но контраст с Погачаром очень разительный.
Также многим болельщикам не понравилось то, что на последнем горном этапе Вингегор фактически добровольно отказался от борьбы за гороховую майку, отдав ее Джулио Чикконе. И это тоже проявление расчетливости: подобного рода «Каннибалы», которые стараются выиграть все, до чего руки дотягиваются, очень нравятся зрителям, но не очень - коллегам по пелотону. И в таком виде спорта, как велоспорт, портить отношения с большинством коллег не рекомендуется.
В борьбе за третье место на подиуме сильнейшим оказался Адам Йейтс - вряд ли кто-то мог бы подумать о таком перед стартом Тура. Двумя главными его соперниками выглядели Джей Хиндли и Карлос Родригес, однако оба друг за другом самоустранились, получив повреждения в завалах. Родригес после падения в начале 20-го этапа вообще выглядел довольно страшно, но снова доказал свою несгибаемую волю и более чем достойно доехал до финиша - думаю, никто не будет критиковать его за то, что он при таких обстоятельствах уступил четвертое место другому брату-близнецу, Саймону Йейтсу.
Одним из открытий нынешнего Тура стал Феликс Галль, который выиграл королевский горный этап до Куршевеля и финишировал восьмым в общем зачете. И это при том, что вначале Галль и сам не планировал идти на общий зачет, и добровольно отдал 5 минут на втором этапе, чтобы иметь больше шансов отбираться в отрывы. Без тех пяти минут он бы вообще всерьез боролся с Адамом Йейтсом за место на подиуме! Восхождение Галля на такой высокий уровень началось в июне на Туре Швейцарии, а до этого он никогда даже близко не выступал на таком уровне. Очень своевременный прорыв австрийца, учитывая, что у записного капитана «Ag2r Citroen», Бена О'Коннора, в общем зачете в этом году ничего не получилось, и он стал одним из главных разочарований Тура.
Вингегор выдал лучшую разделку на Туре в 21-м веке
Разделка в исполнении Йонаса Вингегора произвела воистину шокирующее впечатление, и сильное выступление Тадея Погачара его лишь усилило. Когда словенец прошел первую отсечку, казалось, что проехать этот отрезок еще быстрее просто невозможно. Но затем Вингегор буквально смел результат капитана «UAE Emirates» на первой отсечке, и повторял это на каждой следующей, лишь наращивая свое преимущество. Это выглядело так, будто бы Усэйн Болт пробежал стометровку за 9,58 секунды, но финишировал вторым потому, что нашелся человек, который пробежал за 9,4 секунды.
График распределения средней скорости гонщиков на 16-м этапе очень ярко иллюстрирует, насколько выше общего уровня был Погачар, но насколько слабее Вингегора он при этом оказался:
Автор данного материала видел либо в прямом эфире, либо в записи все Тур де Франс начиная с 1990 года, и может припомнить лишь четыре разделки на «Большой петле» за этот исторический период, которые дарили бы сопоставимый по феноменальности перфоманс в исполнении победителя. Многие, конечно же, сразу вспомнили Тур-2020 и финальную разделку на Планш де Бель Фий, на которой Тадей Погачар сенсационно выхватил желтую майку из рук Приможа Роглича, выиграв у него 1 минуту и 56 секунд.
С точки зрения драматизма та гонка была выдающейся, но все же Роглич тогда сам выдал довольно слабый результат и занял лишь пятое место. У второго места Погачар тогда выиграл тоже очень много (1 минуту и 21 секунду). Но, во-первых, та разделка была в полтора раза длиннее, да и по рельефу заметно сложнее. В той гонке 3-летней давности Тадей оказался на голову сильнее всего пелотона. В этот раз тоже, но Вингегор оказался еще на голову сильнее самого словенца - это феноменальность, умноженная на два.
Если же покопаться в более далеких страницах истории, то нельзя не вспомнить победу Мигеля Индурайна в 1992 году на пути ко своей второй подряд победе на Туре на разделке в Люксембурге, где он выиграл 3 минуты у финишировавшего вторым Армана Де лас Куэваса. Но сделал он это на дистанции в 65 км - почти в три раза больше, чем на 16-м этапе нынешнего Тура.
Еще вспоминаются две эпичные победы Яна Ульриха. В 1997 году на пути ко своей первой и единственной победе на «Большой петле» он выиграл разделку в Сент-Этьенне также с преимуществом в более чем 3 минуты над вторым местом. Та разделка была немного короче, чем у Индурайна в 1992 году (55 км), но при этом далеко не равнинной по рельефу. Фактор рельефа привел к тому, что второе место тогда занял великий горняк, но далеко не выдающийся раздельщик Ришар Виранк.
Выдающихся раздельщиков не было в соперниках ни у Индурайна в 1992 году, ни у Ульриха в 1997. А вот в 2003 году на 47-километровой дистанции между Гайяком и Кап Декуверт легендарный немец привез 1 минуту и 36 секунд самому Лэнсу Армстронгу. По цифрам не так впечатляюще, но фактор уровня соперника заметно усиливал эмоциональное восприятие того перфоманса Ульриха.
Если же говорить строго языком цифр, то на 16-м этапе нынешнего Тура Вингегор выигрывал у Погачара в среднем 4,38 секунды на километр. Это второй лучший результат в истории Тура. Больше (5,33 с/км) у второго места выиграл только легендарный Жак Анкетиль на Туре 1961 года. У третьего места капитан «Jumbo Visma» выиграл 7,63 с/км, и этот показатель в истории «Большой петли» аналогов, вероятно, не имеет.
Кто-то может сказать, что показатель выигрыша времени на 1 км дистанции не учитывает рельефа разделки - сложные по рельефу гонки, как та, которую выиграл Вингегор, дают больше селективности и возможность выигрывать больше времени на единицу дистанции. И это замечание по-своему справедливо.
Однако если брать по проценту выигранного времени у второго или у третьего мест, то победа Вингегора была самой доминирующей на Туре с 1991 года. У второго места датчанин выиграл 5%, опередив результаты упомянутых выше победных разделок Ульриха в 1997 году и Индурайна в 1992 году. Если же измерять разрывы между первым и третьим местом, то тут преимущество вообще огромное: 8,7% против 5,7% у того же Индурайна над Де лас Куэвасом в 1994 году.
Все эти цифры и факты лишь доказывают, что разделка в исполнении Вингегора была однозначно лучшей на Туре в 21-м веке. Датчанин и раньше славился своей силой как раздельщик, но то, что он выдал во вторник, было поистине шокирующим и, без преувеличения, эпохальным событием. У каждого великого чемпиона есть свои победы, которые становятся для него эмблематичными. И трудно представить себе, что должен еще сотворить в своей карьере Вингегор, чтобы переплюнуть свой космический перфоманс на 16-м этапе нынешнего Тура.
Безусловно, в разделках, тем более таких разнообразных в плане рельефа, нельзя не принимать во внимание фактор экипировки. Что касается одежды, то здесь ни у Вингегора, ни у Погачара не было и не могло быть преимущества друг над другом, а тем более над соперниками. Дело в том, что оба ехали в призовых майках (желтой и белой соответственно), которые им предоставляет технический спонсор Тура - на данный момент это итальянская компания «Santini».
Они изготовляются в стандартных размерах (S, M, L и т.д.), после чего накануне старта вручную подгоняются под тело конкретного спортсмена. Но, как бы ни старался стафф, этот костюм всегда будет уступать в своих аэродинамических качествах тем командным костюмам, которые на протяжении многих месяцев разрабатывались, кастомизировались под конкретного гонщика, на разработку и тестирование которых ушло огромное количество времени и денег (один день в аэродинамической трубе стоит примерно 2000 евро).
А вот фактор велосипеда свою роль сыграть мог. Погачар, как и многие другие гонщики, выехал на разделочной «рогатке», и перед подъемом менял его на обычный шоссейный для групповых гонок - менее аэродинамичный, но более легкий и удобный. У Вингегора же разделочный велосипед был более легкий, из-за чего он по идее должен был терять время на спусках и равнине, но это позволило ему рискнуть и не менять велосипед перед подъемом. Но даже по самым смелым раскладам это принесло датчанину лишних 10-15 секунд, и не меняет картины в целом.
Был ли допинг? 2020 год как водораздел
Такие перфомансы как у Вингегора в разделке, не могли не вызвать волну разговоров на тему допинга - атмосфера в велокоммьюнити очень напоминала ту, которую мы видели 10 лет назад во время первого победного Тур де Франс Криса Фрума. Часть людей начала обвинять капитана «Jumbo Visma» в применении запрещенных препаратов, и понять этих людей можно: история взаимоотношений велоспорта с допингом настолько богата, что говорить о презумпции невиновности здесь неуместно.
С другой стороны, списывать все на допинг - это максимальное упрощение всей ситуации, этим можно объяснить абсолютно любой результат, который не вписывается в твою картину велосипедного мира. Это как в футболе: если не нечего сказать - говори о психологии, о недооценке соперника, о том, что «глазки не горели» или игроки перегорели. Это всегда проще, чем анализировать тактику команд или выступление отдельных игроков.
Тем не менее, принимать какую-то из двух крайних точек зрения я не буду. Хотя стоит признать, что результат Вингегора был на грани, а то и за гранью возможностей «чистого» человеческого организма.
Но этот кейс - отличный повод поговорить о том, что глобально происходит с велоспортом в последние годы. После бурных и тяжелых 2006-2008 годов, когда количество допинг-скандалов просто зашкаливало, средние скорости в гонках заметно упали в сравнении с 90-ми и началом 21-го века. И это явление подавалось как самое очевидное доказательство эффективности борьбы с допингом.
Однако в последние годы скорости снова резко взлетели в космос. Раз за разом мы видим ураганные средние скорости на равнинных этапах и разделках (вспоминаем Филиппо Ганну на Тиррено-Адриатико-2020) или читаем о том, что был побит (или почти побит) рекорд какого-нибудь подъема на Гран турах, хотя еще лет 5 назад о таком никто и подумать не мог. Даже после той самой разделки Вингегора мы увидели подтверждение этой тенденции: на 19-м этапе средняя скорость составила 49,1 км/час - пятый результат в истории Тура. И это на этапе с суммарным набором высоты более 1900 метров, под конец третьей недели Тура!
Для меня очевидно, что водоразделом стал локдаун 2020 года. Именно после него скорости резко повысились. В то время, как все ожидали, что после многих месяцев простоя гонщики будут недоподготовленными и скорости будут низкими, все получилось ровно наоборот.
Getty Images/Global Images Ukraine
Особенно это бросалось в глаза на Джиро-2020, которая по составу участников была откровенно скромной, но на ней гонщики побили рекорд восхождения на легендарный Пассо делло Стельвио со стороны Трафои и проехали Пьянкавалло на полторы минуты быстрее, чем в 2017 году. Великий Винченцо Нибали недоумевал: три года назад он проехал эту гору с практически идентичным результатом, но тогда на равных боролся со звездами уровня Найро Кинтаны или Тома Дюмулена, а теперь безнадежно проигрывает Вилко Келдерману, Джею Хиндли и Тао Геогеган Харту - при всем уважении к ним, гонщикам все же не такого калибра.
Тогда объяснить это допингом выглядело довольно обоснованным. Локдаун ограничивал возможности для передвижения не только гонщикам, но и сотрудникам антидопинговых служб. И, оставшись дома без какого-либо антидопингового контроля, гонщики могли вытворять со своим организмом при помощи фармакологии все что угодно. Однако, если бы причина была в этом, то вскоре после отмены локдауна скорости в гонках должны были нормализироваться и вернуться к уровню доковидных времен. Но этого не произошло.
Обратную теорию, которая объясняла такой прогресс при помощи легальных средств, выдвинул генеральный менеджер команды «Bora Hansgrohe» Ральф Денк. Он заявил, что локдаун продемонстрировал: работа дома на велостанке - более эффективный способ тренировок и подготовки к главным гонкам по сравнению с традиционной подводкой с тренировками на дорогах, высокогорными тренировочными сборами и участием в подготовительных гонках. Но и эта теория не прошла проверку временем: кардинального изменения в тренировочном процессе и подходе к построению спортсменами гоночного календаря на сезон мы не увидели.
Что-то в мире велоспорта изменилось, и изменилось резко. Хочется надеяться, что причины прорыва лежат в области инновационных тренировочных методик, а не в фармакологической сфере. И тот факт, что за эти годы велоспорт стремительно «помолодел», гонщики очень рано выходят на пик карьеры, позволяет верить в первую версию.
Если же правильный второй вариант, то мы узнаем об этом в лучшем случае спустя годы. Ведь главной причиной засилия допинга в спорте является не коррупционная составляющая, а тот факт, что методология обнаружения допинга обычно на несколько лет отстает в развитии от методологии разработки запрещенных препаратов.
И допинговые скандалы массово возникают либо в те редкие моменты, когда антидопинговым службам удается преодолеть это отставание в несколько лет, либо чисто случайно: например, у врача какой-нибудь велокоманды при обыске найдут запрещенные препараты, как это было с командой «Festina» во время Тур де Франс-1998, что и породило первый по-настоящему массовый допинг-скандал в истории велоспорта.
Не исключено и то, что правды мы не узнаем никогда. Вполне вероятно, что бурные 2006-2008 годы испугали велосипедные власти и убедили их в мысли о том, что репутационные и финансовые потери от таких массовых допинг-скандалов слишком большие. И что намного проще эти скандалы заминать и делать вид, что ничего не происходит, как это принято в большинстве других топовых видов спорта.
Тадей Погачар: что дальше?
Несмотря на второе подряд поражение от Йонаса Вингегора на Тур де Франс, статус Тадея Погачара как лучшего велогонщика мира ни у кого сомнений по-прежнему не вызывает. Но вопросы относительно того, в каком направлении будет развиваться карьера великолепного словенца, появились.
Да, обеим поражениям можно найти оправдание. В прошлом году говорилось о переоценке Погачаром своих сил, о падении на спуске на королевском пиренейском этапе до Отакама. В этом году оправданий не меньше: скомканная подготовка к Туру из-за сломанного в апреле запястья, падение на старте фатального для словенца 17-го этапа. Но при этом Вингегор выглядел настолько сильно, что есть большие сомнения в том, что капитан «UAE Emirates» смог бы его обыграть, даже если бы против него не было указанных выше обстоятельств.
Похоже, для того, чтобы выиграть Тур, Погачару нужен маршрут с брусчаткой, гравием и прочими вещами, которые отходят от канонов «Большой петли» и позволяют Тадею реализовать его преимущество в виде поразительного универсализма. И то, что Погачару все это нужно, говорит о том, что в дуэли с Вингегором он превратился в явного аутсайдера, которому не приходится рассчитывать на победу при помощи гор и разделок - тех факторов, которые традиционно считаются ключевыми для итогового успеха на Гран турах.
Погачар превращается в такого себе «Алехандро Вальверде на максималках». Легендарный испанец также был королем однодневок, но на Гран турах для побед ему не хватало всего понемногу: горного хода, разделки, восстановления. Во всех этих компонентах, похоже, уступает и Погачар Вингегору.
Конечно, если и называть словенца «Вальверде на максималках», то на очень больших максималках. Во-первых, Погачар намного более универсален, и способен выигрывать намного более широкий диапазон однодневок, чем великий испанец.
Getty Images/Global Images Ukraine
Во-вторых, и как супермногодневщик он значительно сильнее. Все описанные выше слабости Погачара проявляются только на фоне такого монстра, как Вингегор. На любом Гран туре, где датчанин не планирует появляться, Погачар будет выглядеть как волк, ворвавшийся в курятник - всех остальных генеральщиков словенец очень заметно превосходит по классу. А это значит, что он способен пачками выигрывать Джиро и Вуэльты. Вальверде же этого делать не мог - количество многодневщиков, которое превосходило его по силе, всегда было заметно больше одного человека.
Из этого всего рождается закономерный вопрос: что делать Погачару дальше? Не менять ничего в своей тренировочной методике и гоночном календаре и все равно надеяться победить Вингегора? Или же пытаться перестроиться, выстроив всю свою гоночную программу вокруг Тура и засушиваться под горы, снижая свои шансы выигрывать Монументы?
Безусловно, для велоспорта лучше, чтобы Погачар оставался таким, каков он есть, и дарил нам шоу дольше, чем три недели в году. Но лучше ли это для самого Погачара и для его команды, «UAE Emirates»? Насчет команды - тут многое может зависеть от развития Хуана Аюсо как многодневщика и потенциальной ставки «UAE Emirates» на Туре. Еще одной проблемой для Погачара является тот факт, что гоночная программа «Джиро+Вуэльта» очень плохо сочетается с весенней классической кампанией, в отличие от Тур де Франс.
Также за последние два Тура очень бросилась в глаза предрасположенность словенца к кризисным дням. В прошлом году он проиграл много на Коль ду Гранон и Отакаме, в этом году - на первом пиренейском этапе до Ларуна и на пути к Куршевелю через Коль де ла Лоз во вторник. А предрасположенность к кризисным дням - это проблема, которую многодневщику решить труднее всего.
Как улучшить свой горный ход - очевидно: сбрасывать вес и проводить множество горных сборов. Хочешь лучше ехать разделку? Наоборот, больше работай над темповой выносливостью и набирай килограммы мышечной массы. А вот рецепта борьбы с кризисными днями нет - прежде всего потому, что в тренировочных условиях ты никогда не сможешь воссоздать нагрузку Гран туров. А даже если попытаться это сделать - то получится контрпродуктивно из-за чрезвычайной интенсивности.
Вопросов по поводу будущего Погачара достаточно. Словенец по праву считается одним из самых талантливых велогонщиков в истории, и никто в этом не усомнился даже после поражения на нынешнем Туре. Но Тадей, наверно, впервые в карьере побывал в по-настоящему тяжелом нокауте, и будет очень интересно понаблюдать за тем, какие решения он будет принимать для того, чтобы это не повторилось.