«Говорит и показывает Тбилиси!»
Грузинская земля всегда была богата на таланты
- 26 ноября 2008, 14:48
- |
- 2220
- 3
Глуховато-торжественный голос телекомментатора Котэ Махарадзе заставлял сильнее биться сердца болельщиков в предвкушении давно ожидаемого футбольного концерта с виртуозными исполнителями и всезнающим, остроумным конферансье.
Истинные любители футбола знали, что в исполнении тбилисских динамовцев они не увидят ни «волжской защепки» (помните куйбышевские «Крылышки»?), ни «глухого бетона», ни «игры в кость». Искусные дриблеры, страстные игроки, настоящие футбольные рыцари! Впрочем, может быть, именно отсутствие прагматизма и жёстких схем помешало тбилисцам стать на долгие годы такими же законодателями мод в советском футболе, какими были их киевские одноклубники.
Они не раз становились призёрами, дважды становились чемпионами, но от них всегда ждали большего. Кавказ и Закавказье дали стране и «Нефчи» (бронза, 1966 г.), и «Арарат» (золото и кубок СССР, 1973 г.), и «Спартак-Алания» (чемпион России в 1995 году) из Владикавказа. Одно время было на виду и «Торпедо» Кутаиси, когда там играл один из лучших бомбардиров - Херхадзе. Но звёзды этих команд вспыхивали и гасли, а динамовцы из столицы Грузии никогда не опускались ниже ими же установленного спортивного уровня и всегда были грозными соперниками для лидеров.
Природа щедро одарила эту землю и её обитателей. Снежные горы и черноморские пляжи, чайные плантации и рудники Ткибули и Ткварчели, источники Боржоми и золото цитрусовых садов... И, конечно, - футбол, ставший такой же достопримечательностью этого края, как хванчкара, лобио и распевное мужское многоголосье. Играть здесь начали давно, ещё до революции. Помните прекрасный добрый фильм «Первые ласточки» о зарождении грузинского футбола?
Мне вспоминаются кривые, пыльные улицы городов и посёлков, где черноволосые мальчишки, так похожие на южноамериканцев, демонстрировали виртуозную технику владения мячом. Вместо ворот - два кирпича, «три корнера - пеналь» и «только по воздуху, не касаясь земли». Играли в футбол и в горных селениях, но реже - здесь с детства привыкали к тяжёлому крестьянскому труду.
Поти, Батуми, Сухуми, Рустави, Цхинвали, Самтредиа, Телави «ковали» кадры для Тбилиси, в крайнем случае - для Кутаиси. В главной команде республики играли, кроме грузин, осетины, абхазцы, греки, но почти никогда - легионеры из-за её пределов. Во всяком случае, я такого не помню. Крайне редко и грузинские футболисты отправлялись на поиски счастья в другие края. И зачастую возвращались назад, как прославленный московский торпедовец Слава Метревели, который, уже будучи заслуженным мастером спорта, чемпионом Европы, - снова надел футболку тбилисского клуба. Лишь Анзор Кавазашвили, сменив московское «Торпедо» на «Спартак», так и остался москвичом.
Последние годы поломали эту традицию. Ещё до распада СССР федерация футбола Грузии решила проводить отдельный чемпионат. И не желавшие вариться в «собственном соку» лучшие игроки республики потянулись в ближнее зарубежье. Даже в киевском «Динамо», где со времён А.Зазроева (а это добрых 35 лет) не было закавказских игроков, появился защитник А.Цвейба.
Сейчас же дела и вовсе плохи. Зарплата профессиональных футболистов смехотворно мала, хотя уровень футбола по-прежнему высок. Посещаемость стадионов, особенно Центрального в Тбилиси, резко упала. Страна переживает один из тяжелейших периодов своей истории.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла», - поэт, потрясённый красотой края, не мог предвидеть, сколь пророческими окажутся эти строчки. Сколько страданий вместили в себя эти последние годы, сколько горя и слёз. Разгон демонстрации сапёрными лопатками, обретение независимости, правление Гамсахурдии и гражданская война, конфликт в Южной Осетии и отделение Абхазии, возвращение «на престол» Шеварднадзе и покушение на него, «цветная революция» и победа Саакашвили... и многое, многое другое, чего с лихвой хватило бы на десяток таких небольших республик. В краю, где веротерпимость и уважение к другим нациям считались частью национального характера, невесть откуда появилось деление на «коренных» и «некоренных». И вот уже шахматистка Нана Иоселиани, вчерашняя гордость Грузии, оказывается в чужаках.
Но вернёмся к футболу, во времена, когда тбилисские динамовцы в 1964 году впервые стали чемпионами СССР, выиграв в дополнительном ташкентском матче у .московского «Торпедо» 4:1. Тогда отличился Илья Датунашвили. Лучший бомбардир первенства вколотил 3 гола в ворота соперников, однако в сборную страны так и не попал - слишком много ярких личностей играло тогда в ней: Яшин, Воронин, Хусаинов, Сабо, Численко, Шестернёв... Но какая же сборная Союза без грузин!
Начало традиции положил Борис Соломонович Пайчадзе (не уверен, правда, грузин ли он, хотя это и не принципиально), о котором я много слышал, но никогда не видел на поле. Зато я застал великолепного Славу Метревели; видел знаменитый «финт Месхи», когда неуловимым движением тела он уходил от опекуна (его сын, тоже Михаил, в точности повторял финт, играя через двадцать лет после отца); видел, как намертво стоят в воротах С.Котрикадзе и Р.Урушадзе; как играют семейные дуэты - братья Сичинава, братья Нодия, братья Мачаидзе...
Как все южане, грузинские мальчишки не любили играть в защите, но именно защитники стали долгожителями сборной СССР: Г.Чохели, Р.Датунашвили, А.Чивадзе, А.Цвейба и, конечно же, М.Хурцилава, который особо запомнился по матчу со сборной Венгрии в 1968 году. Тогда нужна была победа не менее чем 3:0, и усилиями А.Бышовца, Э.Стрельцова и М.Хурцилавы она была достигнута. Вместе с А.Шестернёвым Муртаз долгие годы цементировал центр обороны сборной.
Однако наивысший успех пришёл в команду в конце 70-х - начале 80-х годов, когда клуб возглавил Нодар Ахалкаци. Мудрый стратег, он привил горячим южным спортсменам чувство коллективизма, сбалансировал все линии команды. Именно в эти годы тбилисцы вновь взяли золото чемпионата и добились успеха в Кубке обладателей кубков европейских стран, повторив успех киевлян.
Когда подошёл к финалу решающий матч с обладателем Кубка ГДР (счёт игры - 2:1), Котэ Махарадзе сказал: «Представляю, что сейчас творится в Тбилиси!». Это было воистину событие общенародного значения. Даже посетивший тогда Грузию Л.И. Брежнев поздравил её народ с завоеванием европейского кубка.
Четыре раза игроки этой команды признавались лучшими футболистами сезона: Р.Шенгелия (дважды), Д.Кипиани, А.Чивадзе. Не уступали им и Г.Гавашели, В.Гуцаев, В.Дараселия, С.Сулаквелидзе... впрочем, вся команда была сильна. Лично мне особенно нравился Давид Кипиани. И не только потому, что был отличным футболистом, прекрасно действовал в полузащите. Образованный, свободно говорящий по-английски, играющий на фортепиано (что, признаюсь, довольно редко для футболиста), он и на поле, и в жизни производил впечатление сдержанного, интеллигентного, а, главное, порядочного человека. Грубость, дрязги, мат - это было не его! Даже когда В.Лобановский не поставил Давида, лучшего в то время полузащитника, в состав сборной, он не стал выяснять отношения и «капать» на тренера в прессе.
И ушёл он из спорта красиво, не дожидаясь, когда за него это сделают тренеры. Ушёл в расцвете сил, хотя вполне мог «постучать мяч» ещё пару годков. Пересел на тренерскую скамейку, благо опыта и мудрости ему было не занимать. «Настоящий мужчина!», - так сказали бы о нём старики Сванетии, откуда, судя по фамилии, происходит род Кипиани. Так я сказал бы и о большинстве его одноклубников, игравших в разные времена в тбилисской команде. В наши дни наибольшего успеха добился бывший защитник тбилисского и киевского «Динамо» Каха Каладзе. В составе «Милана» он дважды побеждал в Лиге Чемпионов, выигрывал с командой «скудетто». Правда, спортивная слава стала причиной трагедии. На его родине бандиты похитили брата лидера национальной сборной и даже получив выкуп убили его.
Большие надежды возлагали болельщики на иностранных тренеров, в частности на немецкого специалиста Клауса Топпмёллера, но пока уровень сборной не дотягивает до европейского, хотя играя в зарубежных клубах игроки национальной команды показывают неплохой футбол.
И все же я надеюсь, что самобытный грузинский футбол, имеющий давние традиции, не заглохнет за Большим Кавказским хребтом и заблистает вновь на международной арене. Во всяком случае, мне бы этого очень хотелось.
Борис КАРАСИН, газета «ВВС»