КУКСЕНКОВ: «Я - не папенькин сынок!»
Победой на перекладине украинский гимнаст завершил выступление на Кубке Украины
- 07 марта 2008, 17:00
- |
- 778
- 0
Завершал соревнования самый зрелищный и эффектный вид мужского многоборья - перекладина. Высоко поднял планку своим выступлением Роман Зозуля. Ничего запредельного ветеран сборной не показал, но сделал все чисто, аккуратно и со вкусом. Правда, тренеры и коллеги не спешили поздравлять самого опытного участника турнира в Конча-Заспе. Все ждали выступления обладателя золота именно на этом снаряде на Кубке мира-2007 в Генте, абсолютного чемпиона Европы среди молодежи в Волосе-2006 Николая Куксенкова. Кстати, по мнению многих специалистов, если бы этот гимнаст выступал на прошлогоднем чемпионате мира в Штутгарте, нам бы сегодня не пришлось сокрушаться по поводу того, что украинская мужская команда не попала на Олимпиаду. Поздравление корреспондента «СЭ» с победой на коронной перекладине спортсмен принял с оговоркой:
НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО РИСКНУЛ
- Спасибо, конечно, но не все сегодня получилось, - самокритично заметил Николай Куксенков. - Я сделал комбинацию от начала до конца, но не смог выполнить все элементы в определенной очередности. Из-за того, что поменял порядок, базовая оценка понизилась на три десятые. Хотя и 6,6 - которые запланировал для этих соревнований, это тоже не все, что делаю на тренировках.
- Признайтесь, хотелось в последний день реабилитироваться за ошибку на перекладине во время многоборья?
- Да, ведь после пятого снаряда шел с большим отрывом на первом месте. И если бы на перекладине сделал «перелет ковача», выиграл бы многоборье. Естественно, расстроился, потому что в квалификации пропустил вперед только Романа Зозулю. Не то, что ему было приятно проигрывать, но он очень достойный соперник. А мне еще нужно набираться соревновательного опыта.
- Вы переболели гриппом накануне Кубка Украины. Почему все-таки решили участвовать в старте, который, по сути, не влияет ни на формирование команды для европейского первенства, ни, тем более, на распределение путевок в Пекин?
- Я действительно еще за неделю до соревнований лежал дома. Были проблемы и с кардиограммой, но начал потихоньку втягиваться в работу и решил выступать. Вообще, для любого гимнаста в этот период тяжело соревноваться. Все-таки мы еще не в форме, комбинации сырые к концу февраля. А выступать в таком состоянии опасно, велик риск получить травму. Кроме того, не хочется показывать себя с худшей стороны. Но сейчас не жалею, что рискнул принять участие в Кубке Украины. Чувствую, что на этом турнире начал входить в форму, и очень многое для себя смог почерпнуть. Плюсов оказалось больше чем минусов.
НА КОНЕ ДАЖЕ РАЗМИНАТЬСЯ БОЛЬНО
- Ведь Кубок Украины был первым вашим стартом после травмы и сопутствующей ей операции на руке?
- Да, последний раз я выходил на помост во время матчевой встречи Украины, России и США во Дворце спорта в Киеве. Я сначала держал гипс на правой кисти, затем - на левой. А потом, когда на тренировке делал соскок с брусьев, у меня оторвался щеловидный отросток со связкой. Его пришлось удалить, потому что к кости уже никак нельзя было пришить. Операцию сделали восьмого августа прошлого года, практически за месяц до чемпионата мира в Штутгарте.
- Врачи давали не очень оптимистичные прогнозы насчет сроков вашего восстановления...
-Да, но, на удивление, восстановиться удалось довольно быстро. Наверное, за счет огромного желания. Хотя полного объема на всех снарядах не выполняю до сих пор. На коне и сейчас работаю даже не в полсилы. У меня очень легкая комбинация на этом снаряде. Здесь делал ее практически без подготовки, на одном дыхании, потому что даже разминаться больно. Но пока нет возможности много работать на коне, подтягиваю другие снаряды. Когда выздоровею окончательно, догоню остальных и тогда подниму свою базовую оценку в многоборье.
ЭТО НУЖНО ОСОЗНАТЬ И ПЕРЕЖИТЬ
- После мирового первенства многие специалисты говорили, что судьба украинской команды могла сложиться иначе, если бы выступал Николай Куксенков. А как вы сами считаете, смогли бы что-то изменить?
- Нельзя ни в чем быть уверенным на сто процентов. Но, думаю, если бы я поехал туда, принес бы больше баллов нашей команде. Значит, таковым было стечение обстоятельств. Вспомните пример белорусской команды, которая стала чемпионом мира-2001, а через три года не попала на Олимпиаду в Афины. Такое может случиться с каждым, это нужно осознать, пережить, и, главное, не повторять ошибок.
- Кто сообщил вам «приятную» новость о том, что украинская команда не попала на Олимпиаду?
- Я был на море, плавал, разрабатывал руку. По телевизору посмотреть удалось далеко не все, только отдельные финалы. Но я переписывался с отцом, который судил соревнования в Штутгарте. Он сообщил, что мы перед последним потоком идем на десятом месте, но еще не выступали гимнасты Германии, Кореи и Испании. Одну из этих команд нам нужно было опередить, чтобы стать двенадцатыми. Мы не смогли и оказались за бортом Олимпиады. Какой была моя реакция... Нет, я не подумал о том, чтобы попрощаться с гимнастикой или уехать в цирк. Мне восемнадцать лет и у меня в спорте еще все впереди. Не будет катастрофой, если я не поеду в Пекин. И вообще, я считаю, что обязательно нужно мечтать об Олимпиаде. Но ни в коем случае нельзя зацикливаться на ней. Ведь очень часто именно то, чего больше всего хочется, не получается.
СЛЕДИЛ ЗА ТЕМ, КАК ТРЕНИРОВАЛСЯ БЕРЕШ
- Не считаете, что в сложившейся ситуации выгоднее сосредоточиться на каком-то одном снаряде, и не распылять силы на все шесть?
- В многоборье гораздо проще попасть в финал. В отдельных видах конкуренция выше и выиграть там медаль соответственно сложнее. Разве что только при определенном раскладе и ошибках соперников. Конечно, физически тяжело пройти все шесть снарядов, в то время как кто-то другой настраивается только на один. Делать только одно упражнение легче, но, не могу сказать, что лучше.
- На перекладине во время внутренних соревнований вы не раз завоевывали приз Александра Береша. Скажите, комбинация титулованного украинского гимнаста на этом снаряде сегодня была бы конкурентоспособна?
- Если сравнивать со мной, то о классе исполнения не может быть и речи. Береш - это тот гимнаст, на которого нужно равняться, он мой кумир. Его приз для меня - стимул больше тренироваться. У меня дома висит очень много фотографий Береша. Когда был маленький, внимательно следил за тем, как он тренируется. Александр все время был веселый, мы с ним даже пару раз играли на батуте. Он и запомнился мне приятным человеком, который умел внести в команду позитивные эмоции. Со стороны это выглядело очень здорово и заводило. Хотя в одиннадцать лет мало что понимал, мне уже тогда хотелось стать таким, как он.
В БЕЛЬГИИ НЕ НА КОГО БЫЛО РАВНЯТЬСЯ
- В твоей спортивной карьере был бельгийский период, не было ли соблазна поменять гражданство?
- Бельгийцы - националисты похлеще французов. Поэтому даже мысли о смене гражданства не возникало. В школе чувствовал себя не в своей тарелке и сталкивался с разными неприятными моментами. Там учились и «черные», и азиаты, русских вокруг не очень уважали, могли пальцем показывать или вести разговоры в стиле «зачем сюда приехал».
Приходилось постоять за себя. В Бельгии мы жили с 2002 года по 2006-й. Моя сестра провела там около года, потом уехала в Москву и поступила на факультет журналистики в МГУ. Сейчас работает на телевидении. А я, как видите, стал, гимнастом.
- Но на бельгийском помосте вы могли стать номером один, а здесь постоянно приходится доказывать свое право на место в сборной?
- В Бельгии я действительно был самым лучшим, поскольку там гимнастика не очень сильно развита. Но как раз это меня и угнетало больше всего, потому что мне не с кого было брать пример. Я очень хотел вернуться домой, ведь здесь есть возможность равняться на таких гимнастов как Зозуля, Гончаров. Лично меня соперничество только подхлестывает. Я считаю, что конкуренция обязательно должна присутствовать, но только без оттенка злости.
Я САМ ВЫБРАЛ СВОЙ ПУТЬ
- Когда твои родители гимнасты, это больше помогает, потому что тебя уже заочно знают, или мешает - ведь нужно соответствовать фамилии?
- Этот вопрос мне часто задают. Я сам выбрал свой путь. Недавно пересматривал старые кассеты. Мне было пять лет, когда вместе с другими детьми пришел на отбор в секцию гимнастики, все подтянулись на перекладине по пять - шесть раз, а я - одиннадцать. Я выделялся, был игривый, активный. Родители решили направить мою энергию в определенное русло и развивать способности, но отец не заставлял вставать утром и идти на тренировку, и тем более, меня никто не удерживал в спорте. То, что хочу быть гимнастом, понял, когда у меня самого стало что-то получаться. Я начинал, как все - с побед на национальных первенствах по второму разряду, уже потом попал в молодежную сборную и выиграл в многоборье чемпионат Европы-2006. Сейчас тренируюсь в основном составе, готовлюсь к Олимпиаде.
- Но согласитесь, отец - тренер, это все равно, что отец - учитель в школе?
- Люди, которые думают, что я папенькин сыночек, ошибаются. Я по-хорошему злой спортсмен. В зале стараюсь вести себя сдержанно, и хладнокровно повторять те элементы, которые почему-то не получаются. Конечно, я не обращаюсь к отцу не по имени отчеству. Но и отношения у нас не на уровне. Я плачу, папа - утешает. Мы работаем как одна команда, папа помогает мне воплощать мои мысли.
- Как оцениваете свои шансы завоевать одну из двух украинских путевок на Олимпиаду?
- Если будет все идти так хорошо, как сейчас, я буду набирать объемы и усложняться, то шансы велики. Но гимнастика - это непредсказуемый вид спорта: сегодня ты на пике, а завтра - можешь получить травму. Планировать нельзя, но готовиться и стремиться просто необходимо.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»