«Попытаемся сократить путь к пьедесталу»
Танцевальный дуэт Анна Задорожнюк и Сергей Вербило - о чемпионате Украины, судействе и многом другом
- 22 декабря 2007, 17:00
- |
- 1817
- 0
Церемония награждения победителей и призеров национального первенства по фигурному катанию проходила на следующий день после финала в танцах на льду. Практически все дуэты вышли на пьедестал в нарядах произвольной программы - лишь Анна Задорожнюк и Сергей Вербило сделали выбор в пользу образов из оригинального танца. Как оказалось, не случайно.
Переодевшись (долго находится в костюмах на холодной «Льдинке» просто опасно для здоровья), фигуристы рассказали корреспонденту «СЭ» и о причинах своего выбора, и о загадочном судействе на чемпионате Украины, и о своей первой награде в серии «Гран-при», завоеванной в Москве.
- Когда стало известно, что в оригинальной программе в этом году будут использоваться танцы народов мира, мы ни на секунду не сомневались, что выберем «Гопак» - начинает разговор Анна Задорожнюк.
- А выйти в народных костюмах на награждение предложил я, - добавляет Сергей Вербило. - Во мне присутствует патриотический стержень. Я просто обязан был принять свою медаль в сорочке и шароварах.
- Украинская народная музыка в этом сезоне пользуется спросом в фигурном катании...
Вербило: - Да, но наша программа самая лучшая. Другие пары могут выбирать любые танцы, в том числе и украинские, но украинцы-то мы. Как уже сказала Аня, мы сразу сделали выбор в пользу «Гопака». Больше думали над постановкой произвольной программы. Николай Морозов в прошлом году вообще пугал нас, что, мол, заставит катать «Робокопа». При этом предложил несколько вариантов, среди которых были и латиноамериканский танец, и Вивальди, и Паганини. Но самым удачным оказался «Нострадамус». Его изображаю я. Аня - мое прекрасное видение.
- Насколько важна была для вас победа в чемпионате Украины?
Вербило: - В техническом и тактическом плане исход национального первенства не влияет ни на что. Но плохо, когда чувствуешь, что можешь и теоретически должен выигрывать, а тебе не дают.
Задорожнюк: - Судьба путевки на чемпионат мира все равно будет решаться на чемпионате Европы. А туда едут от Украины два дуэта.
- Можете сравнить свои прокаты на Кубке России с выступлением в Киеве?
Вербило: - Безусловно, сравнить можно, если разобрать отдельно каждую программу. Обязательный танец откатали без сильных сбоев и ошибок, практически так же, как и в Москве. Кстати, там тоже был «янки-полька». Оригинальный эмоционально удался нам лучше на «Льдинке», но что касается исполнения элементов и чистоты катания, то мы увереннее выглядели в Москве. Я здесь подставил ногу на твизле.
Задорожнюк: -А произвольный танец интереснее смотрелся все-таки на Кубке России.
- В Киеве вы набрали на шесть баллов больше, чем в Москве, в то время как теперь уже двукратные чемпионы страны Алла Бекназарова и Владимир Зуев сразу на тридцать баллов улучшили свой предыдущий рекорд на «Гран-При» в Японии. Можете объяснить этот парадокс?
Вербило: - Это достаточно сложно объяснить. Я считаю, что на национальных соревнованиях пары обязаны набирать больше, чем на этапах «Гран-при». Это придает бодрости спортсменам. Но с тем, что первая пара, которая на этапе «Гран-при» в Японии занимает девятое место с результатом 141 балл, здесь получает 170 баллов, я не согласен.
- В прошлом году на национальном чемпионате была похожая ситуация, но на европейском первенстве вы на три места опередили Бекназарову и Зуева. Получается, либо украинские, либо международные судьи были необъективны...
Вербило: - Я не могу комментировать действия наших арбитров, потому что вообще не понимаю, за что они ставят какие-то оценки.
Задорожнюк: - Мне непонятно, почему в обязательном танце, где есть предписанные правилами шаги, первое место занимает пара, которая делает их не на тех ребрах.
- Значит, новая система судейства не оправдала надежд Международного союза конькобежцев?
Вербило: - Я считаю себя достаточно эмоциональным и артистичным, и мне старая система оценок нравилась больше. Новую ввели, чтобы сдерживать судей, которые, как считалось, договариваются между собой, но они и сейчас договариваются, поверьте. В то же время на фоне сложности элементов и техники исполнения, на второй план стали отходить артистизм и характер. Это особенно чувствуется в произвольной программе, где есть восемь элементов, и ты сконцентрирован на том, что должен выполнить.
Задорожнюк: - Приходится, например, на поддержках отсчитывать три секунды в каждом положении. Может, одиночникам новая система судейства и пошла на пользу, но танцам - нет. Анонимность в выставлении оценок мнимая. Есть схемы, по которым можно легко высчитать, кто и что поставил. Те, кому надо, все знают.
- А на какое место вы рассчитывали, когда узнали, каким будет состав участников Кубка России?
Вербило: - Думал, что можем занять место с третьего по шестое. Получился максимальный результат, чему мы безумно рады.
- Какую роль в вашем успехе сыграли ошибки конкурентов?
Задорожнюк: - Решающую. Сложно соревноваться с любой парой, которая танцует дома, а с российской - тем более.
Вербило: - Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев откатали не слишком чисто и оригинальный танец, и произвольный. Они были просто обязаны уступить третью позицию.
- Вы разделяете восторг организаторов московского этапа, которые очень хвалили свою новую систему заливки льда? И как вам каталось здесь на «Льдинке?»
Задорожнюк: - Скорее наоборот, московский лед был какой-то непонятный, звонкий и перемороженный. На первой тренировке мы вообще были в замешательстве, к произвольному танцу стало чуть лучше.
Вербило: - Не знаю, в чем заключается эта новая система заливки. Но только один фигурист сказал, что ему она понравилась, - американец Джонни Вейр. Просто он до этого катался на значительно худшем льду в «Олимпийском». В Киеве по составу лед мне нравится, хорошо катит и держит ребра. Он достаточно качественный, если не обращать внимания на то, что он неровный и полностью отображает ландшафт Киева. В Америке, где мы тренируемся, у нас хороший лед, но там, на катках очень-очень холодно, даже хуже, чем здесь на «Льдинке».
- Татьяне Волосожар и Станиславу Морозову все расходы по пребыванию в Штатах покрывает Министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины. А как вы справляетесь с финансовыми трудностями?
Вербило: - Тяжело, но, вроде бы живы. Я, правда, похудел на восемь килограммов. Государство дает нам где-то четвертую часть того, что нужно. Да, у меня рабочая виза, но ведь моя работа - это, в первую очередь, тренировки. 310 долларов, которые за нее получаю, явно мало, чтобы нормально жить в США. Когда становится совсем тяжело, помогают родители.
Задорожнюк: - А еще мы подрабатываем тренерами. Взрослые люди от сорока до семидесяти в выходные снимают себе лед часа на три и разучивают танцы. Хобби у них такое. Там такие замечательны бабушки и дедушки попадаются.
- А можно ли достичь успеха в танцах на льду, постоянно тренируясь в Украине?
Вербило: - Бекназарова и Зуев стали чемпионами, значит, можно, но сложно, конечно. К чемпионату готовились в Киеве. Тренировались во время, которое выделялось для сборной. Но помимо восьми пар там катались еще пятнадцать одиночников младшего возраста, не имеющих никакого отношения к нашему виду катания. Одновременно на льду находилось около тридцати человек.
Задорожнюк: - Условий никаких, и это еще почистили лед к нашему приезду. По крайней мере, нам так сказали.
- Но ведь в группе Николая Морозова тоже тренируется немало фигуристов - и куда более именитых, чем вы. Не страдаете от перегрузки льда или недостатка внимания?
Вербило: - У Морозова достаточно сильная команда. Если по какой-то причине не может работать он сам, за нами присматривает кто-то другой, в прошлом сезоне -Елена Грушина, в этом - Галит Хаит. Раньше Морозову помогала Шэ-Линн Бурн.
- Грушина и Хаит хорошо знакомы болельщикам как фигуристки, но какие из них получились тренеры?
Вербило: - Галя безумно ответственный и старательный человек. Безусловно, классно, когда тренер может не только рассказать и крикнуть из-за борта, но и показать, проехать с тобой в паре и объяснить, что она чувствует.
Задорожнюк: - Это относится и к Лене Грушиной. Я восхищалась ею как фигуристкой, и мне было очень приятно работать с ней.
- Вам не избежать сравнения с бронзовыми призерами туринской Олимпиады. А что бы вы сами хотели взять от пары Грушиной и Гончарова?
Вербило: - Наверное, спокойствие Руслана.
Задорожнюк: - И грациозность Лены. Вообще, пара очень красивая, артистичная и техничная.
- Готовы к тому, что ваша дорога к олимпу будет такой же долгой и тернистой как у самого титулованного танцевального дуэта Украины?
Вербило: - Мы выбрали этот вид спорта достаточно давно, он нам нравится. А путь к пьедесталу попытаемся сократить. Надеемся, получится.
- А кто в вашей паре лидер?
Вербило: - Конечно, Аня.
Задорожнюк: - Это он вам так говорит, а на самом деле - пятьдесят на пятьдесят.
- Кто первый предлагает перемирие в случае конфликта?
Вербило: - Аня очень долго и тяжело отходит, на контакт первым иду я.
Задорожнюк: - Правда, и провоцирует конфликты тоже он.
- А как складывалась ваша спортивная карьера до того, как образовался дуэт Задорожнюк и Вербило?
Вербило: - Я четыре года катался с Аллой Бекназаровой. Она прекрасная партнерша. Не помню, кто из нас был лидером. В общем, это был достаточно успешный дуэт, он распался по инициативе тренера. Алла уже тогда была моего роста, и он посчитал, что лучше ей найти более взрослого партнера, которым оказался Юрий Кочерженко. Кстати, мы сейчас с ним общаемся, он работает тренером в США.
Задорожнюк: - У меня было три партнера, но ни с кем из них долго не выступала. Более того, они все уходили из спорта после катания со мной. Даже не знаю, почему, я была маленькой скромной девочкой. После дуэта с Сашей Кудрявцевым полгода каталась сама, а потом меня поставили в пару с Лешей Веселовским. Мы неудачно упали, он мне пробил ногу коньком, и после этого я с ним больше на лед не выходила.
- Сергей, вас не напугала печальная судьба бывших партнеров Анны Задорожнюк?
- Мы соревновались и тренировались вместе в Одессе. Я всегда был прекрасного мнения об Ане. Я был даже влюблен в нее. Да и почему был - моя любовь и сейчас никуда не пропала...
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»