Капоэйра: танцы с врагами
Родившись в Бразилии как набор приемов самообороны африканских рабов несколько сот лет назад, сейчас капоэйра завоевала почти весь мир
- 26 октября 2007, 17:00
- |
- 605
- 0
ПОДАРОК ИЗ БРАЗИЛИИ
Истинная история появления капоэйры неизвестна, но большинство приверженцев этого боевого искусства верит следующему. Начиная с XVI века из разных областей Западной Африки в Бразилию вывозили сотни тысяч рабов, которые желали сохранить свою культуру и мечтали о свободе. Капоэйра давала возможность самообороны и побега. Для того чтобы скрыть истинное предназначение, капоэйра была замаскирована под танец с музыкой и песнями.
Ритуальный танец с элементами единоборства, помогающий невольникам сохранять традиции и маскировать отработку боевых навыков, позже перерос в целую культуру. Это и поединок, и танец, и философия - праздника, радости, абсолютного владения своим телом и осознания своих возможностей. Обязательный элемент капоэйры - ритмичная музыка, пение под сопровождение экзотических музыкальных инструментов беримбау (струнного инструмента в форме лука), бубнов и барабанов.
Изначально существовал только один стиль капоэйры, который использовался как оружие и как выражение эмоций африканских рабов, находящихся вдали от родины. Но в конце XIX века это боевое искусство едва не исчезло. Оно стало оружием городских бандитов и головорезов. И власти объявили капоэйру вне закона. Очень скоро в большинстве бразильских городов капоэйра была забыта.
И только в городе Байа капоэйра сохранилась в своем первоначальном виде благодаря мастеру (или, как говорят капоэйристы, местре) Бимбе. После того как Бимба и его ученики продемонстрировали искусство капоэйры перед делегацией иностранных дипломатов в конце 20-х годов ХХ века, правительство признало это искусство истинно бразильским и заслуживающим защиты со стороны власти.
Сегодня этим загадочным и потрясающе красивым афробразильским боевым искусством увлечена не только Бразилия, но и весь мир. Надо отметить, что капоэйра привлекает не только прогрессивную молодежь, которая всегда впереди планеты всей, но и людей старшего возраста, помогая им обрести вторую молодость и уверенность в себе.
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ
Традиционный ритуальный поединок, сопровождаемый музыкой и пением, называется «жога», т.е. игра. Она обычно происходит внутри круга, который создается людьми, и называется «рода». В круг - роду - выходят два участника, которые начинают ритмичный танец-диалог, состоящий из сложных движений и каскадов ударов. Это не жесткий спарринг; цель поединка (чаще всего бесконтактного) - поддерживать ритм и скорость, показать противнику его слабые места, продемонстрировать свое искусство владения телом. Здесь побеждает не самый сильный, а самый ловкий и техничный, умеющий чувствовать противника и предугадывать его намерения.
Капоэйристы, сидящие в кругу, хлопают и поют, тем самым создавая энергию внутри, и ждут своей очереди выйти в центр круга «играть». Они также играют на музыкальных инструментах, главный из которых - барабан беримбау. Беримбау диктует капоэйристам внутри круга, как играть - быстро или медленно, агрессивно или спокойно, включать акробатические элементы в игру или нет. Беримбау начинает и заканчивает жогу, а все остальные инструменты следуют за его ритмом.
Ведущий поет песню на португальском языке, остальные хором подпевают, повторяя припев или куплет по многу раз. Не знаете португальского - подпевайте на слух. Здесь главное - не вокальные данные, а общая энергетика. Песни самые разные: и философские, повествующие о жизни мастеров, и прославляющие любовь и веселье.
Эти рефрены и звук экзотических музыкальных инструментов создают особый ритм, приближающий танцующих к состоянию транса, абсолютной концентрации, достижению так называемого «состояния Аше». Аше - это когда хорошо всем: и музыкантам, и тем, кто в кругу, и тем, кто смотрит. Это осознанное состояние эйфории от сочетания физического совершенства, ритмичной музыки и общения единомышленников.
СЛОВАРИК КАПОЭЙРИСТА
Атабак - высокий барабан.
Батизаду - церемония вручения первого пояса, посвящение учеников; на этой церемонии ученик получает прозвище.
Беримбау - гибкая палка с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы - основной музыкальный инструмент капоэйры.
Джинга - визитная карточка капоэйры, шаги с покачиванием во время поединка.
Жога - поединок, игра.
Камара - «друг», «товарищ» - так капоэйристы называют друг друга.
Местре - мастер, самый высокий уровень в капоэйре, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почетное звание «грао-местре» и белый пояс.
Пандейру - бубен.
Рода - круг, состоящий из поющих и музыкантов, внутри круга танцуют игроки.
Финта - обманное движение, заход на удар без выполнения удара.
Ирина Шишкина
Советский спорт