За державу обидно
Упустив возможность сохранить хороших спортсменов, нам приходится растить новых
- 13 октября 2010, 18:11
- |
- 1516
- 1
За последние два десятка лет наше общество освободилось от многих комплексов, тем не менее выработать единую позицию по отношению к людям, меняющим украинское гражданство на любое другое, так и не смогло. Особенно неоднозначным этот вопрос является в среде спортсменов. Когда чиновники утверждают, что, мол, мы его вскормили, а он нас «кинул», хочется сразу привести пример - а разве можно осуждать детей, которые были воспитаны родителями, но которые покинули родительский дом? Ведь спортсмены - это те же дети родной страны. И у них тоже есть потребность жить по-человечески и дальше развиваться. Конечно, не совсем корректно сравнивать кровные узы и, так сказать, производственные отношения, тем более что одно дело быть резидентом другой страны, пользоваться возможностями, которых нет в Украине, и совсем другое - официально перейти на сторону наших спортивных противников. О том, как наши известные спортсмены решали для себя эту дилемму мы и поговорим.
Одним из самых неоднозначных является пример нашего боксера тяжеловеса Александра Димитренко. Уроженец Евпатории в свое время успел и покинуть страну, и вернуться обратно. Впрочем, «вернулся» - не совсем подходящее слово, так как основную часть времени он живет в Германии. В 1998 году Александр выиграл юниорское первенство Украины и один из турниров. Но поскольку это не позволило ему пробиться в состав национальной сборной, он откликнулся на приглашение россиян. Под флагом России он победил на молодежном чемпионате мира, а в 2000 году - на чемпионате Европы в Будапеште, при этом одолев представителя Украины. В 2001 году он даже выиграл Кубок России. Кем себя считает Димитренко ныне, я, честно говоря, разобрался не сразу. Пожалуй, украинцем по национальной принадлежности и русским по менталитету, четко разграничивая понятия русский и россиянин. Димитренко гордится тем, что выступает под украинским флагом, это правда, но при этом не могу не привести его слова: «Я считаю себя не украинцем, а русским. И так было всегда. Я сам из Крыма, а мои родители - русские. Все мое окружение говорит по-русски, и украинская у меня только фамилия. Я выступал за сборную России в любителях и с этой страной меня связывает очень многое. И норматив мсмк я выполнил именно за сборную России. Так что именно Россия дала мне путевку в большой спорт». Вот такой вот винегрет... Кстати, судьба словно в насмешку подбрасывает ему соперников из соотечественников - свой первый бой в нынешнем году Димитренко выиграл в Гамбурге у киевлянина Ярослава Заворотного, завоевав вакантный пояс чемпиона Европы (EBU).
На рубеже развала Союза было также немало футболистов, которых многое связывало с Украиной, но они перебрались в Россию. В некоторой степени это относится и к Олегу Саленко, который в 1992 году сыграл матч за сборную Украины против венгров. Правда, удивляться в его случае не пришлось. Одним из мотивов перехода под российские флаги был тот факт, что в квалификационный турнир к ЧМ-94 попала только сборная России, в составе которой Саленко и стал лучшим бомбардиром того чемпионата. К тому же сам Олег родом из Ленинграда. Это сейчас Киев для него остается родным городом, здесь сложилась его жизнь по завершении активной карьеры игрока, да и после 1991 года киевское «Динамо» так и осталось единственным постсоветским клубом, где он выступал. О том матче в 1992-м Олег вспоминал: «Вышли мы на игру с венграми в Ужгороде, тренеры наспех собрали ребят из украинского чемпионата, паспорта-то у всех были еще советскими. Когда я уехал в Испанию и начал забивать за «Логроньес», то обо мне вспомнили в России. Поэтому в своем выборе не сомневался».
По-другому уезжал из Украины Илья Цымбаларь. После того как одессит довольно успешно отыграл в «Черноморце» несколько сезонов, сыграл три матча за сборную Украины, он пошел по тропинке, проложенной еще Виктором Пасулько и сменил Одессу на ненавистную многим болельщикам Москву, со всеми вытекающими последствиями (тот же путь проделал и другой одессит - Юрий Никифоров). Но нельзя сказать, что Илья прогадал - звание лучшего футболиста России-95, шесть чемпионских титулов в «Спартаке» и 28 матчей в сборной - убедительный аргумент, чтобы признать правильность решения футболиста с точки зрения профессионального развития.
Конечно, далеко не все спортсмены, кого звали за рубеж, устояли перед соблазном. Одним из немногих стал Андрей Медведев. В начале 90-х теннисисту предлагали российское гражданство, квартиру в Москве и солидные деньги. «На тот момент мне было все равно за кого выступать - Россию или Украину, - говорил Медведев. - Я не думал, что кого-то предаю. Повлияла на мое решение мама, которой удалось донести до 20-летнего, не совсем ориентирующегося в ситуации мальчика, что родился я в Киеве, а сейчас эта страна называется Украиной, все мои друзья здесь, мой дом здесь, и уезжать было бы неразумно. Все документы были готовы, но в самый последний момент я отказался. Не жалею ли? Сложно сказать, но для меня Россия и Украина по сей день два нераздельных государства».
Отдельная печальная история с нашими зимними видами спорта. Первая в истории Украины обладательница медали на зимних Олимпийских играх Валентина Цербе в свое время не приняла даже предложение выступать за немецкий клуб, поскольку это считалось в те времена предательством. За заслуги перед Украиной ей, слава Богу, хотя бы предложили на выбор двухкомнатную квартиру в Чернигове или в Прилуках (она остановила выбор на последнем). А вот Алене Савченко повезло меньше, бытовая и профессиональная неустроенность подтолкнули ее к решению покончить с фигурным катанием в нашей стране. Уехали от нас в свое время и уроженки Днепропетровска Татьяна Навка и Юлия Обертас. Причем если Юлия воспользовалась благоприятными обстоятельствами в виде замужества мамы, то Татьяна перебралась в Россию через Белоруссию, где провела два года. Ну а совсем свежий «трансфер» Татяны Волосожар очень напомнил отъезд в Белоруссию нашей прославленной биатлонистки Елены Зубриловой. Были знакомые претензии, мол, мы вложили деньги, а она... А Зубрилова тогда, как оказалось, своим уходом лишь простимулировала увеличение финансирования на многие виды спорта и продлила свою карьеру в существенно более комфортных условиях. Что ж, потеря для страны была большая и совсем на нее не реагировать - опасно.
Уместно вспомнить и ровенского фристайлиста Антона Кушнира, обладателя Кубка мира-2009/10, нашедшего свое счастье в Белоруссии 8 лет назад: «В Ровенской области я родился и получил воспитание, тренер из Ровно Галина Петровна Досова сделала из меня спортсмена высокого класса. Всем я за это благодарен и буду помнить заботу о себе всегда. Но когда у меня возникло желание что-то изменить в своей спортивной жизни в лучшую сторону, Галина Петровна меня в этом поддержала. Так я оказался здесь, в Минске, в «Динамо», которое для меня создало комфортные условия для жизни и тренировок».
Напоследок не могу не коснуться шахмат. Этот спорт издавна щедро кормил зарубежные страны своими талантами, причем, как ни парадоксально, не в ущерб себе. Недавний переход Сергея Карякина под российские флаги не помог России выиграть у Украины олимпийское золото Ханты-Мансийска. С приходом нового руководства ФШУ пошли слухи о желании вернуть Карякина, но, честно говоря, не представляю, чем можно заинтересовать Сергея, равно как и нашу Аню Музычук, возглавляющую сборную Словении. Хорошо бы хоть об имеющихся талантах не забывали.
Наверное, можно еще долго перечислять кадровые потери спортивной Украины - они затронули многие виды. Хотя были и приобретения. В свое время в Харьков из Осетии переехал борец Ибрагим Алдатов. По семейным обстоятельствам (вышла замуж за украинца) из России в Украину перебралась и победительница молодежного чемпионата Европы по спортивной ходьбе на 20 км - Елена Шумкина. Правда, по правилам ИААФ она сможет выступать за нас только после Олимпиады-2012 в Лондоне. Этот переход произошел без лишних препятствий со стороны российских чиновников. В свое время мы также без проблем отпустили десятиборца Льва Лободина, ставшего затем старшим тренером сборной России по легкой атлетике в группе многоборий. Но такие случаи - редкость...
Игорь ЩУКИН, газета «Команда»