А.СЕМЕНОВ: «Говорят: есть боги в смазке, но я в это не верю»
Интервью с сервисменом и вторым тренером мужской сборной Украины по биатлону
- 23 сентября 2010, 11:16
- |
- 1690
- 0
В протоколах соревнований по биатлону и раньше встречались одинаковые фамилии. Болельщикам во всем мире хорошо известны сестры Валя и Вита Семеренко, а на стартующий сегодня в польских Душниках летний чемпионат мира вместе поехали братья Роман и Артем Прима. Правда, все это представители одного поколения, теперь же мы можем говорить о том, что в нашем биатлоне начали появляться и свои династии. В прошлом сезоне дебютировала на молодежном первенстве мира в Торсби Анастасия Меркушина - дочка тренера Олега Меркушина и вице-чемпионки мира и чемпионки Европы в эстафете Ирины Меркушиной. Рвется в бой и сын наставника молодежной сборной Украины Александра Кравченко - Алексей. Навел шороху в прошлом сезоне, буквально протаранив себе дорогу в олимпийскую команду, Сергей Семенов, отец которого Александр - сервисмен, а с недавних пор еще и второй тренер мужской сборной Украины.
НЕ ДРОВА, А СКРИПОЧКА
- Если бы в биатлоне, как на производстве, доплачивали за вредность: кто бы получал больше - тренеры или сервисмены?
- Однозначно вторые. Уже то, что мы работаем с девятым элементом таблицы Менделеева, о многом говорит. На этапах Кубка мира за подготовкой лыж проводим весь день. Приезжаем в шесть-восемь утра, в зависимости от времени старта, и до упора. А маски полностью все равно не защищают, фтор в воздухе остается. В принципе с этими технологиями начали работать не так давно, каких-то лет двадцать назад. Первый порошок я купил в 1991-м или 1992 году. Так что мы до сих пор до конца не знаем, что нас ждет через несколько лет. Возможные последствия не изучены. Это как Чернобыль.
- Но ведь тренеру приходится иметь дело с людьми и, как правило, людьми с незаурядными характерами, которые не вписываются ни в какие таблицы Менделеева?
- Я и не отрицаю, что тренерам нелегко, но ведь гонка в какой-то степени начинается именно со смазчиков. Бывает, спортсмен утром без настроения заходит в нашу кабину, а там одни приколисты. Мы всегда стараемся снять напряжение, даже когда что-то у кого-то не получается. Нам ведь тоже не всегда удается приготовить лыжи хорошо. Мы всегда видим, когда спортсмен приходит недовольный после гонки, и очень из-за этого переживаем. Некоторые говорят, что есть боги в смазке. Я в Бога верю, а в это - не верю.
- А кто из спортсменов нашей команды самый скрупулезный по отношению к своим лыжам?
- Во всем и не только к лыжам - Сергей Седнев. Вообще команда у нас классная, но, как и в любой семье, за день случается всякое. Вроде бы и хороший ребенок, но дает поводы и позлиться, и расстроиться. Что касается лыж, то это раньше могли позволить себе называть их дровами. А сейчас я всем говорю - обращайтесь к своему инвентарю: моя скрипочка! Вы же на нем играете.
- А вы не завидуете нынешнему поколению спортсменов? Сами же наверняка гонялись еще на деревянных лыжах…
- У меня тоже была хорошая экипировка. Самые новые модели не выдавались, но их можно было приобрести. Так что, как правило, если что не так, искал причину в себе, а не в инвентаре. Завидовать? Пожалуй, нет. Я рад, что у спортсменов украинской сборной есть возможность кататься на самых лучших лыжах и в самых лучших ботинках.
ВЕСЬ МИР ВИДЕЛ, КАК ВИТА НА СПУСКЕ ОБОШЛА ХЕНКЕЛЬ
- Часто приходится слышать от спортсменов: сегодня сервисмены угадали со смазкой. А действительно ли можно угадать или же основа любого попадания в точку - в первую очередь, опыт и знания?
- Бывали случаи, когда порошок на теплую погоду очень хорошо работал даже при минус пятнадцать. Хотя это нонсенс, казалось бы. Сегодня особой сложности с порошками и парафинами нет, потому что нет большой разницы между ними. Сырье одно, насколько мне известно, либо из Индии, либо из России, а перерабатывается все в Китае. Но, с другой стороны, очень скрупулезно надо работать над структурой лыж, весовой составляющей, жесткостью. Хороший смазчик не со стопроцентной точностью, но может предсказать, что подойдет в тот или иной день - Swix FC 10 или FC 8. Другой вопрос, что если ты еще и лыжи подберешь очень хорошие, то спортсмен станет не вторым или третьим, к примеру, а первым. Когда-то мы возили по одной-две паре лыж, сейчас же лидеры нашей команды, тот же Андрей Дериземля, имеет около двадцати пар. Конечно, все двадцать не опробуем каждый раз, потому что уже знаем, что может подойти. Но от четырех до восьми протестировать приходится.
- Можете вспомнить случаи, когда гонку выигрывали именно смазчики?
- Например, когда наши девчонки стали вторыми в Эстерсунде. И они радовались, и нам было очень приятно. Но особенно мне запомнился масс-старт на чемпионате мира в Корее. Андреа Хенкель первой уехала на длинный спуск перед финишем, обогнав нашу Виту Семеренко. Вита же на спуске обошла немку, и это весь мир увидел. Конечно, когда после этого к нам подходили коллеги и поздравляли, было очень приятно. Правда, я боюсь, что в этом году в нашей сервис-бригаде могут произойти изменения. Это я обречен работать с украинской сборной, потому что у меня сын здесь, а молодые ребята, уровень которых очень вырос за последние годы, безусловно, захотят прочнее стать на ноги в финансовом плане. Тем более что в мире их уже знают.
- А представителей каких стран вы считаете самыми прогрессивными сервисменами?
- Для меня долго служил примером мой друг Ивор Улеклейв из Норвегии, он сейчас работает в фирме «Madshus». А на данный момент мне, да и другим нашим смазчикам, не помешало бы больше поработать со структурами. Поучиться можно было бы у того же австрийца, который сотрудничает со сборной Белоруссии. В Австрии на многих фирмах есть специальные машины, которые накладывают структуру, у него есть возможность ими пользоваться. А вообще отличные смазчики есть и в России, и в Норвегии. Мы все друг друга хорошо знаем. И даже проводим в конце сезона шуточный чемпионат мира среди смазчиков и представителей фирм в виде эстафеты из двух этапов. В позапрошлом году Виталий Руденчик и Александр Заровный заняли второе место. Я был третьим, правда, еще когда работал в Болгарии.
- А как вы считаете, какой труд более благодарный: тренера или сервисмена?
- Я бы сказал, что не тот, не другой. Всегда тяжело признать свои ошибки, хочется на кого-то переложить вину, а на кого? Сейчас украинская мужская команда имеет достаточно высокий уровень. Но я только начал с ней работать и прекрасно понимаю, что это не моя заслуга. Сколько сил в Андрея Дериземлю вложил тот же Николай Зоц. Результат - это плод труда не одного человека, и не только тренеров и смазчиков, но и доктора, массажиста и многих других.
- А должность второго тренера вы бы с медалью какого уровня соревнований и какого достоинства могли сравнить?
- Не задумывался, я был и старшим тренером, отвечал за мужскую команду по лыжным гонкам перед Олимпийскими играми в Нагано. Мои ребята стали призерами Всемирной универсиады и первыми мастерами международного класса независимой Украины. А в 1997 году переключился на работу с паралимпийской сборной Украины.
ИНОГДА НАДО БЫ СХИТРИТЬ, А СЫН НЕ ХОЧЕТ
- Многие тренеры отмечают, что со своими детьми работать тяжелее. Согласны?
- Конечно, взять даже такую, казалось бы, банальность: все обращаются к тебе на вы, а ребенок на ты. Кроме того, поскольку он свой, спрашиваешь с него больше, чем с других. Чтобы никто не подумал, что он в привилегированном положении. Тем более, когда работаешь не один на один, а с командой.
- Ваш сын, на мое предположение о том, что он имел преимущество над сверстниками за счет того, что у него отец-тренер, возразил. Виталий Кильчицкий и Виталий Кожушко, по его словам, серьезно тренироваться начали раньше. А почему так получилось? Сергей не хотел, вы не настаивали…
- Абсолютно не настаивал. Единственный раз мне пришлось немного надавить, когда двор стал оказывать на него слишком сильное влияние. А сейчас наоборот приходится чаще останавливать, чем выдавать ему задания. Он к тренировкам относится очень серьезно, впрочем, как и ко всему. С красным дипломом закончил Черниговский педагогический университет. И никто ему не помогал. Даже был признан студентом года. Стал призером Всемирной Универсиады. И при этом отлично учился.
- Сергей говорил, что если в работе у вас к нему претензий нет, то по жизни частенько его воспитываете, правда, не захотел уточнять по каким поводам. Может, вы будете более откровенны?
- Я, наверное, мало чем отличаюсь от других отцов в этом плане. Все родители видят своих детей одними, а они под влиянием времени вырастают другими. У Сергея сложный характер. Я со всеми людьми легко налаживаю контакт. А он не такой, хотя в какой-то мере я этим даже горжусь. У него есть много правильного, чего нет у меня. Но с другой стороны, бывают ситуации, в которых надо схитрить, а он не хочет.
СНАЧАЛА РЕЧЬ ШЛА ТОЛЬКО О ПОПАДАНИИ НА ОЛИМПИАДУ
- На дебютном Кубке мира в Поклюке у Сергея в первой гонке было 50-е место, а во второй - 19-е. Вы какой результат восприняли, как более закономерный?
- У нас ведь была возможность выступить еще в Хохфильцене. Но мы решили сразу не стартовать в Кубке мира. Надо было пройти акклиматизацию. Индивидуальная гонка в Поклюке меня не очень порадовала. Я оценивал результаты по принципу: 50-е места - тройка, 40-е - четверка, 30-е - пятерка. Получается, что в спринте он на пять с плюсом выступил.
- А то, что сын доказал впоследствии своими выступлениями, что этот успех был неслучайным, тянет уже на шестерку?
- Как и везде в жизни, к хорошему быстро привыкаешь, а плохое потом расстраивает. На пятерку или на шестерку - не знаю. Всегда чего-то немножко не хватает, где-то одного выстрела. Биатлон ведь такой вид спорта, что ты сегодня можешь быть близко к пьедесталу, а завтра - провалиться. Сами знаете, сколько в мире спортсменов, которые выступают стабильно! Были времена, когда даже Франк Люк не мог в пасьют попасть, а потом становился чемпионом.
- Ваш сын больше радуется успехам или все-таки переживает из-за неудач? Потому что у меня сложилось впечатление, что он слишком строго оценил свое выступление на Олимпиаде в Ванкувере?
- Наверное, вы правы. Он ближе к сердцу принимает неудачи. Что касается Олимпиады, то изначально шла речь о том, чтобы он хотя бы принял в ней участие. Но аппетит приходит во время еды. Тем более что в спринте он вполне мог, по крайней мере, попасть в двадцатку, как на этапе Кубка мира. Но вмешалась погода, она и Дериземле не дала завоевать медаль, и Седневу, который потом в преследовании переместился с 22-го на 10-е помешала. И мой Сергей мог оказаться выше. Правда, Олимпиада - это очень сложные, с точки зрения психологического напряжения, соревнования. Но будем надеяться, что успех придет, и не только к Семенову. Команда у нас неплохая, это подтверждает и то, какое впечатление сложилось у Виталия Урбановича. Ему многое у нас нравится, в том числе и отношение президента Федерации биатлона Украины Владимира Брынзака. Он переживает, может быть, даже больше, чем нужно было бы. Настолько он живет биатлоном. Дело от этого не страдает, но он сам себя сжигает изнутри, что, возможно, передается порой и тренерам. Просто любой человек, вкладывая что-то в любимое дело, хочет получить отдачу.
Анна САВЧИК
СЭ в Украине