Продолжит ли доминировать Ферстаппен и почему Макларен позорно провалился
Анализ главных событий 16-го этапа Формулы-1 2025 года
С 5 по 7 сентября на легендарной трассе Монца состоялся Гран-при Италии. Шестнадцатый этап чемпионата завершился не совсем типичными для этого сезона результатами.
Макс Ферстаппен в доминирующем стиле одержал победу, сначала выиграв квалификацию, а затем и гонку, не оставив реальных шансов соперникам. Зато Макларен уже не выглядел таким убедительным и заметно уступил в скорости, а еще отличился несколькими инцидентами, вызвавшими бурную реакцию среди фанатов и экспертов.
Также отличились несколько новичков, тогда как для некоторых пилотов итальянский этап стал настоящим провалом.
Стала ли эта победа Ред Булл сигналом возвращения доминирования, которое она обеспечила, и сможет ли Макларен восстановить привычную форму на следующих этапах – рассмотрим в этом материале.
Ред Булл
Прежде всего, Монца – это довольно специфический автодром с нетипичным набором поворотов по сравнению с другими трассами, поэтому тенденции здесь не всегда работают, а часто происходят уникальные события и неожиданные результаты.
На тренировках Ред Булл Рейсинг сразу зарекомендовал себя как один из главных фаворитов. И не только Ферстаппен – квалификационный темп Юки Цуноды также был приятным сюрпризом. Однако команда все же была больше готова к борьбе с Феррари за первый-второй ряд стартового поля, чем с Маклареном за поул в квалификационной симуляции. А вот гоночный темп Макса оказался очень близок к Ландо Норрису, лучшему из пилотов Макларен. Конечно, Норрис был быстрее, но это скорее из-за отдельных неудач пилота Ред Булл на некоторых кругах, ведь большую часть времени их темп был почти одинаковым.
Как это часто бывает, Ред Булл внес значительные изменения в настройки болида с пятницы на субботу. Это позволило улучшить потенциальную форму болида, особенно в квалификации, но появились опасения относительно того, как шины поведут себя на длинной дистанции гонки.
В Монце переложили асфальт, он стал значительно более гладким, что позволило более эффективно контролировать износ шин. В результате Ред Булл начал уик-энд с максимально разгруженными в верхней части антикрыльев.
После третьей тренировки команда инженеров на основе данных пилотов и симуляторов выразила опасения по поводу темпа на длинной дистанции и износа шин и предложила увеличить нагрузку на болид, приблизив концепцию к той, что использовали Макларен и Мерседес.
Однако Макс Ферстаппен настоял на том, чтобы наоборот уменьшить нагрузку, чтобы иметь шанс бороться за победу как в квалификации, так и в гонке. Это решение имело смысл, ведь в высокоскоростных поворотах Ред Булл стабильно работает хорошо при любых условиях, а предыдущие этапы показали, что команда способна вывести максимальную скорость в руках Ферстаппена именно при меньшей прижимной силе болида. Такая идея помогла бороться за поул в Сильверстоуне, Японии и сработала в Италии.
Поскольку более-менее загруженного крыла у команды не было, они решили его просто обрезать, как делали в Лас-Вегасе в 2024 году.

Как выяснил Лоран Мекис, новый руководитель команды начал больше ориентироваться на ощущения пилотов, чем на цифры симулятора, который часто показывает не совсем правдивые результаты. Именно это решение сделало победу реальной.
В квалификации подобные настройки вместе с почти идеальной работой Ферстаппена позволили вырвать поул с минимальным преимуществом. А вот в гонке все было интереснее. Несмотря на проигранный старт Норрису и последующий приказ команды отдать ему позицию, голландец совсем не отстал, а наоборот активно прессинговал, совершил обгон и нарастил отрыв. Гладкий асфальт позволил лучше контролировать износ шин, а низкая нагрузка только улучшила срок их службы. Серьезной угрозы соперники не создали, а странное стратегическое решение Макларена отбросило их назад.
Таким образом, благодаря специфике автодрома, поддержке команды в нестандартных решениях и отличной форме Макса Ферстаппена, Ред Булл одержал победу с самым большим отрывом в сезоне – 19,207 секунды.
Но удастся ли коллективу из Милтон-Кинса удержать такую доминирующую форму на следующих этапах? Скорее всего, нет. Как упоминалось, главным фактором успеха стал автодром, который скрыл сильные стороны доминаторов в лице Макларен и одновременно подчеркнул слабые. Зато потребность в низкой аэродинамической нагрузке и высокой максимальной скорости подошла Ред Булл и, наоборот, раскрыла их сильные стороны.
Касательно нового подхода команды во время гоночного уик-энда, который ввел Лоран Мекис, где он больше ориентируется на слова пилотов, чем на симулятор. В случае Ред Булл это действительно имело смысл: их аэродинамическая труба, по словам Хельмута Марко, «пережиток 1940-х годов», а симулятор часто дает сбои в ключевые моменты. Скорее всего, это позволит полнее раскрыть потенциал болида на некоторых этапах, однако вряд ли чистая скорость и форма соперников позволят повторить такой идеальный уик-энд в этом сезоне.
Макларен
Несмотря на ожидаемо более низкую форму команды, чем предполагалось, старт уик-энда был удачным, и после первой практики следующие две возглавил Ландо Норрис. К главной квалификации он подходил как один из, если не главный, фаворит. Но, как это часто бывает в нужный момент, британец не сумел собрать идеальный круг. Да, он уступил совсем немного – 0,077 секунды, но потенциал проехать быстрее был. По разным оценкам, он «растерял» в течение круга 0,100–0,150 секунды из-за мелких ошибок.
Впрочем, поул вряд ли что-то изменил бы. Выигранный старт ничего не дал – Ферстаппен быстро отобрал лидерство и даже наращивал отрыв впоследствии. Это лишь еще раз показало, насколько итальянский автодром не подходит Макларен.
На Гран-при Италии проявилась нелюбовь MCL39 к длинным прямым и резким торможениям. Из-за высокого лобового сопротивления воздуха и специфической подвески болид банально уступал другим по максимальной скорости и при резких торможениях был нестабильным.
Однако сильные стороны никуда не исчезли полностью. Чистая скорость безусловно была на стороне Ферстаппена и Ред Булл по описанным выше причинам. Но вот износ резины Макларен все еще умеет контролировать лучше других. Если со старта до 26 круга пилот Ред Булл выигрывал около 0,250 секунды с круга у Норриса, то после этого, когда резина заметно потеряла ресурс, наоборот уже Норрис начал выигрывать около 0,1 секунды. Однако отрыв был уже слишком велик и андеркат вряд ли сработал бы. И даже если бы это и произошло, то пример в начале заезда показал, что обогнать болид Макларен Ферстаппену на этот раз не составляло проблемы.
Поэтому, когда Ферстаппен первым устремился в боксы, коллектив из Вокинга решил ждать – и ждать при этом почти до последнего машину безопасности, настоящую или виртуальную. Это могло бы помочь обоим пилотам команды в лучшем случае опередить Ред Булл в полном составе. Даже если бы хоть один это сделал, то второй сумел бы сопротивляться голландцу и увеличить шансы на победу. Но машина безопасности так и не появилась, поэтому когда стало понятно, что все закончено, коллектив решил все же сделать остановку. И вот тут начался настоящий цирк – по-другому это назвать невозможно.
Из-за минимального риска оказаться позади Феррари Шарля Леклера, Макларен решил перестраховаться и заправить первым в боксы Оскара Пиастри, который ехал позади Ландо Норриса. И все бы ничего, но команда и пилоты неоднократно заявляли о «папайя рулс», где пилот, идущий впереди, получает оптимальную стратегию, чего в этот раз не произошло. Кроме того, отрыв между пилотами был небольшой, и это создавало такую же угрозу для Ландо – но уже в лице Пиастри.
Эта угроза в конце концов оправдалась, и из-за задержки на пит-стопе Норрис пропустил Оскара вперед. Конечно, коллектив попросил Пиастри отдать место, объяснив ситуацию, и тот, учитывая преимущество в чемпионате, сделал это. Тем самым команда выставила всех дураками: Норрис непонятно почему потерял позицию, Оскар – отдал ее главному сопернику в борьбе за титул, и оба не были виноваты в сложившейся ситуации. А главное – Леклер не был реальной угрозой.

Команда уже в очередной раз принимает совершенно странные решения, загоняя себя в проблемную ситуацию, а затем пытается ее решить ценой гонки пилотов. При этом, поменявшись местами, Оскар заработал не 18, а 15 очков, но разница все равно не в 3 балла, а в 6. Ведь для Пиастри это на 3 меньше, а для Ландо – на 3 больше. И если эти 6 очков решат судьбу чемпионата, это будет на совести коллектива, который создал эту ситуацию.
Но был ли шанс все же обогнать Ферстаппена хотя бы одним болидом? Я считаю, что такая возможность была. На протяжении всего сезона Макларен закономерно лучше работает на более жесткой резине, и стратегия мидиум-хард вполне могла сработать. Причем без оттягивания первого отрезка, а как только появилось бы окно для остановки. Это вполне могло поставить команду на равных в начале, а когда шины стерлись бы, то преимущество в сохранении резины создало бы хотя бы шанс догнать и подумать об атаке на Ред Булл.

Феррари
Скудерия ожидаемо надеялась «выстрелить» в Монце, как это было год назад. Домашние трибуны и атмосфера фанатов Феррари, когда все в красном, конечно, мотивировали команду и пилотов, но по-настоящему впечатлить не получилось. Лидеры были в своей лиге, а Скудерия сразу позади них.
Однако считаю, что выступление было достойным и за него точно не стыдно. Чистая скорость Скудерии была действительно неплохая. Например, Шарль Леклер на старте сумел пройти Пиастри, а когда все же уступил, то сильно не отставал, по крайней мере не так далеко, как можно было ожидать. Интересно, что средний темп у него был всего на 0,005 секунды с круга круга хуже, чем у лидера чемпионата. Конечно, стратегия с оттягиванием пит-стопа сыграла свою роль, но все же достойное выступление монегаска. Несмотря на то, что сначала он был в опасности из-за атак Джорджа Расселла на Мерседес, в дальнейшем шансов он ему не оставил.
Хэмилтон тоже достойно выступил. Стартовав 10-м после штрафа, семикратный чемпион отыграл сразу большую часть потерянных позиций, а затем поднялся на 6 место, после чего стал прессинговать Расселла. Правда, стратегия у него была не самая лучшая, ведь пит-стоп затянули на 10 кругов по примеру лидеров, а после него отыграть потерянное и еще и обогнать не получилось.
В целом неплохой уик-энд для Скудерии на домашнем этапе, а следующий этап Гран-при Азербайджана также должен стать неплохой платформой для Феррари. Вопрос в том, получится ли Феррари поддержать форму.
Новички, которые поразили
Уже очередной раз действующий чемпион Формулы-2 Габриэл Бортолето продолжает показывать сильные результаты, снова набирая очки. На этот раз после штрафа Хэмилтона молодой бразилец стартовал 7-м, проведя еще одну успешную квалификацию, и сумел выиграть позицию на старте, долгое время удерживая соперников на более быстрых болидах позади себя.
Однако впоследствии конкуренты все же отыгрались, и на финише он стал 9-м. Правда, штраф Кими Антонелли из Мерседес подарил ему еще одну позицию. Сейчас бразилец занимает 16-е место с 18 зачетными очками.
Еще одним дебютантом, который заявил о себе, стал Исак Хаджар на Рейсинг Буллз. Неочевидный вариант перед стартом, учитывая, что он стартовал с пит-лейн. Однако грамотная альтернативная стратегия и, главное, высокий гоночный темп позволили французу финишировать 10-м.
Нелишним будет отметить, что Гран-при Италии стал первым в карьере Хаджара, где он не только не прошел в финал квалификации, но и выбыл в первом сегменте. Впрочем, в гонке он полностью отыгрался. Результат далек от подиума неделей ранее, но главное – это снова очки для команды.
Пока что именно этот дуэт стабильно впечатляет в течение сезона – то одновременно, то по очереди. Бортолето будет трудно перебить подиум Исака, но прошлогодние соперники в битве за титул продолжают бороться за звание лучшего новичка сезона.
Битва за топ-7 чемпионата
Перед стартом Гран-при Италии Алекс Албон из Уильямс и Андреа Кими Антонелли из Мерседес имели равное количество очков – по 64 балла. Однако пилот серебряных стрел был впереди благодаря более высокой лучшей финишной позиции (топ-3 на Гран-при Канады).
Фактически, кто финишировал бы выше в Монце, тот и оставался бы седьмым в чемпионате. Учитывая стартовые позиции, лучшие шансы были у Антонелли, который начинал гонку шестым. Однако за десять кругов до финиша лидер Уильямс вышел на дистанцию атаки, а уже на следующем круге обошел пилота Мерседес, стартовав при этом только 14-м.
Очередное впечатляющее выступление в гонке от тайского пилота после неудачной квалификации. Албон снова доказал, что он один из сильнейших в текущем сезоне и настоящий лидер команды Уильямс.
А вот Андреа Кими Антонелли, хотя и продемонстрировал неплохую скорость и финишировал в зачетной зоне, все же потерял позиции. После уверенного старта чемпионата и одного подиума он в последнее время не слишком впечатляет. К тому же в команде, которая всегда его поддерживала, и ее руководители во главе с Тото Вольфом уже начинают быть недовольны очередными не слишком успешными выходными 19-летнего пилота. Впрочем, у него еще будет шанс доказать свою состоятельность, ведь впереди еще восемь этапов чемпионата.
Как менялись позиции в течение гонки:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Японцы пытались сохранить позиции Цуноды в Ред Булл, предложив скидку на моторы
Союз европейских футбольных ассоциаций оштрафовал Украинскую ассоциацию футбола
Цікаво, коли востаннє "домінуючі" "корови" так "ганебно провалювалися", як МакЛарен в неділю, тобто, забирали 2 місця на подіумі? Статистики не веду, якщо нічого не пропустив, то місяців 15 тому.