Сухой закон туркмена
Курбан Бердыев - первый азиатский тренер в истории Лиги чемпионов
На следующей неделе киевское «Динамо» совершит марш-бросок на Восток... Украинский чемпион отправится в гости к Курбану Бердыеву — первому азиатскому тренеру в истории Лиги чемпионов. Тренер, которого доселе знали лишь в пределах бывшего СССР, наделал шороху в Лиге чемпионов. Не просто в Лиге, а в «группе чемпионов», «группе смерти», — называйте, как кому нравится. Казанский «Рубин» набрал пять (!) очков в матчах с «Интером» и «Барселоной».
Что мы знаем о Курбане Бекиевиче Бердыеве или Корбане Бакыйеулы Бердиеве — именно так имя тренера звучит по-татарском. Разве что скупые биографические данные: родился в Ашхабаде, играл в высшей лиге советского чемпионата за алма-атинский «Кайрат» и ростовский СКА под руководством тренера-чемпиона луганской «Зари» Германа Зонина. Скорости Курбану не хватало, но этот недостаток он компенсировал отменной техникой и игровым интеллектом...
От Джамбула до Смоленска
Однокашники Бердыева вспоминают, что на протяжении всей футбольной карьеры он вел конспекты, куда записывал не только свои методические разработки, но и все интересное, что публиковалось в СССР о футболе. Вплоть до цитат великих тренеров и вырезок из статей о них. По характеру замкнутый и нелюдимый, Бердыев мог часами читать различную литературу. В те годы футболисты поголовно учились в инфизах, а вот Бердыев окончил Ашхабадский государственный техникум железнодорожного транспорта, позже ТГУ (Туркменский государственный университет) имени Горького.
Казахстан стал для Бердыева второй родиной. Впрочем, на тот момент родина для всех была одна... Тренировать Курбан начал довольно рано — в 33 года. Прошел вторую союзную лигу («Химик», Джамбул), параллельно в 1989-м закончил московскую ВШТ (Высшую школу тренеров). Потом была команда «Фосфор» (Петропавловск), которая с появлением на карте государства Казахстан стала называться «Тараз».
Впервые о Бердыеве заговорили в 1993-м, когда он неожиданно возглавил турецкий «Генчлербирлиги». «Туда меня рекомендовал Валерий Непомнящий, который как раз закончил работу с этим клубом и уходил в «Анкарагюджю»,— вспоминал в одном из своих немногочисленных интервью Курбан Бекиевич. — Руководство клуба поначалу насторожило то, что я не «грузил» физически игроков. Старт у нас получился обескураживающим: команда проиграла «Бешикташу». Однако вскоре закрепились вверху турнирной таблицы, и руководство клуба замахнулось на зону УЕФА. Это было абсолютно нереально — о чем я и заявил на совете директоров. Один из членов совета директоров заявил: «Нужен ли нам такой тренер, который не верит в зону УЕФА?» Я вскипел, собрал вещи и уехал».
Пришлось Бердыеву возвращаться в Казахстан. Работа в родном «Кайрате» и клубе «Каспий» не принесла ни морального, ни материального удовлетворения. Слишком многое там зависело от настроения местных «баев» и их окружения. Вот тут-то вспомнили о Бердыеве на его исторической родине. Говорят, лично покойный Туркменбаши спонсировал команду «Ниса», которую в 1997-м возглавил Бердыев. Параллельно, в наследство от украинского тренера Виктора Пожечевского, досталась ему и сборная Туркменистана.
Поворотным моментом в карьере Курбана Бекиевича стал 2000 год. От Туркменбаши Бердыев, разок сделавший «Нису» чемпионом, ушел и готов был поработать в России. Протекцию азиатскому тренеру сделал Сергей Стукашов — бывший форвард «Кайрата» и московского «Динамо». Дышавший на ладан смоленский «Кристалл» Бердыев принял в конце мая 2000-го, а завершил сезон аж на пятом месте в первой российской лиге. Несколько лет назад команда Бердыева приказала долго жить, но Бекиевича в Смоленске всегда вспоминают с теплотой. В России наш герой обосновался всерьез и, похоже, надолго.
Встречался с жителями Казани и... Венгером
С «Рубином» Бердыеву, конечно, повезло. Богатейшая республика, амбиции, поддержка властей. Татарстан, по большому счету, государство в государстве. Даже Президент России, приезжая в Казань, заучивает приветствие на татарском языке... Парадокс: футбол в Татарстане непрофилирующий вид спорта. Еще 13 лет назад «Рубин» мог вообще исчезнуть с футбольной карты России. Авиастроительный завод-кормилец не имел возможности содержать команду в необходимом для ее жизнедеятельности объеме, а местным властям было на нее наплевать. Бардак продолжался до тех пор, пока президент Татарстана Минтимер Шаймиев не порекомендовал казанскому градоначальнику (теперь уже бывшему) Камилю Исхакову заняться футболом.
Исхаков, собственно, и стал инициатором приглашения в клуб Бердыева в августе 2001-го, когда «Рубин» обитал во второй половине турнирной таблицы, а уже осенью 2002-го Казань салютовала Бердыеву! «Рубин» впервые в своей истории вошел в элиту, а уже на следующий год команда из столицы Татарстана с первого захода взяла «бронзу». Кажется, все легко и просто, как в сказке или в голливудском фильме с обязательным хэппи-эндом? Однако... «Начали мы с создания собственной базы, — вспоминал Бердыев о своих первых шагах в «Рубине». — Сейчас она стоит на территории парка в черте города. Чтобы официально получить землю, надо было приложить невероятные усилия. Я встречался с жильцами окрестных районов, убеждал их в необходимости такого строительства. В итоге убедил! Сейчас у нас на этой территории своя гостиница, пять полей, в том числе два искусственных с подогревом».
На счастье «Рубина» пересеклись пути Бердыева с футбольным агентом №1 Константином Сарсанией. Именно Сарсания помогал в селекционных вопросах, «поставляя» в команду в основном своих клиентов. В то время у Бердыева уже появился определенный вес в футбольном сообществе России, свой тренерский почерк, вкус. С 2004-го — он уже и вице-президент клуба. Трансферные вопросы решает лично с президентом республики Шаймиевым. Благодаря Сарсания и местной казне, Курбан Бекиевич мог колесить по миру, просматривать игроков и встречаться с коллегами. «В свое время мы ездили с Курбаном в гости к Венгеру, — рассказывал как-то Сарсания. — В 2002 году я спросил, хочет ли он пообщаться с Венгером. Он сказал: «Конечно!» Я позвонил Арсену, тот сказал, чтобы приезжали. Венгер встретил нас очень тепло и уделил полтора часа. Бекиевич много спрашивал по тактике и всему остальному. Когда вышли, сказал: «Тренер с большой буквы!» Уже потом Курбан говорил, что эта встреча ему очень много дала».
«Идите, куда хотите, а я пойду в мечеть»
Азиатское происхождение наложило отпечаток на жизнь Бердыева.
«Мой дедушка был богобоязненным мусульманином, молился даже в советское время. Когда мы приезжали к нему или он к нам, я видел, как дедушка совершал пятикратный намаз, и это отложилось в моей душе», — признавался сам Бердыев.
В мечеть он зашел первый раз в 35 лет. Намаз начал читать, когда жил в Турции. А вот Уразу держать не получается — велики физические нагрузки. Водке тренер чемпионов России предпочитает сок или чай. Сухой закон распространяется и на футболистов «Рубина», у которых берут анализ крови. После больших побед Бердыева неизменно зовут отметить радостное событие, а он неизменно отвечает: «Вы идите, куда хотите, а я пойду в мечеть». А еще правоверного мусульманина Бердыева коробит от потока матерщины из сектора болельщиков...
Ну и, конечно, знаменитые четки. Во время игры Бердыев молится — перечисляет про себя все 99 прекрасных имен Аллаха. Четки перебирает, чтобы не сбиться, держать имя Всевышнего в мыслях и знать, что он незримо рядом.
При этом Бердыев далеко не альтруист. Он умеет зарабатывать. Наставник «Рубина» содержит два элитных ресторана — в Ташкенте и Ашхабаде. Поговаривают, что еще он владелец единственного Porsche Cayenne в Туркменистане, где пафосные автомобили негласно запрещены.
Алексей ПАВЛЮЧЕНКО, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Смотрите видеообзор матча Лиги чемпионов среди женщин
Андрей не сыграет в матче Лиги чемпионов против «Ливерпуля»
Но , может быть , они смогут доказать всем : нам , себе , Европе , что их рано "закапывать" ?...
--------------
По характеру таких манер он сродни Мауриньйо